Разберемся, как поступить если вам встретился похожий на ваш товарный знак. Я думаю, многие уверены, что их бренд уникальный. Потрачены деньги и время на разработку и возможно нанимали модного дизайнера, курировали весь процесс, но что если он все-таки не уникален ваш товарный знак?
А что такое уникальный товарный знак?
По поводу уникальности знака, разберемся на конкретном примере. Все мы знаем канал ТНТ и у программы есть очень известный бренд - «Универ». Недавно, они решили зарегистрировать свой бренд в области пищевых продуктов, но оказалось что под брендом «Универ» уже более семи лет волгоградский завод выпускает пищевые консервы.
Такие проблемы актуальны не только для крупного бизнеса но и для мелкого бизнеса для микробизнеса. Недавно, например, ямальская собственница сети кондитерских не смогла зарегистрировать товарный знак - «Кристина» потому, что с 1996 года этот бренд уже зарегистрирован на имя Аллы Борисовной Пугачевой и теперь предпринимательница собирается судиться с Пугачёвой, чтобы аннулировать ее знак. Согласитесь, ситуация достаточно неприятная.
Основной вывод- регистрировать товарный знак надо оперативно, пока вас не опередили конкуренты или другие предприниматели, которым придут на ум похожие слова, фраза или символ и чтобы зарегистрировать свой товарный знак, прежде всего нужно понять является - ли он действительно уникальным или нет, то есть необходимость его проверить на уникальность. К сожалению абсолютно уникальных знаков в природе уже практически не существует,потому что только в России зарегистрировано больше 500 тысяч знаков и это не считая заявок, которые поданы и рассматриваются в Роспатенте, не считая тех знаков, которые имеют международный статус и зарегистрированы в международном реестре всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Поэтому, вероятность того, что не найдется похожих знаков очень мала. Но если это окажется именно так, то нужно в первую очередь конечно подавать заявку в Роспатент и как можно быстрее, потому что эта ситуация долго не продлится. Пока Вы читаете статью, уже
наверняка зарегистрировано много обозначений, среди которых вероятно есть и те, которые похожи на ваши.
Вам например наверняка встречались обозначения которые очень похожи, а при этом их используют предприниматели в разных городах, но при этом используют для одних и тех же видов деятельности.
Приведу пример, если проехать по разным городам Российской Федерации, во многих городах Сибири например, есть улица Ленина и улица Мира, точно так же в них есть салон красоты «Каприз». Очевидно, что в одном виде деятельности и даже это не то,что сходные знаки - это знак абсолютно аналогичен, между Тюменью и Омском два салона красоты «Каприз», они конечно используют один и тот же бренд, тождественный. Или тоже очень интересные обозначения как кофе - кофе-мix, фонетически они будут звучать очень похоже, как фиксики и миксики.
Для того чтобы понять действительно ли ваш знак уникален или нет, необходимо прежде всего понять те критерии, по которым будут оценивать в Роспатенте сходство ваших знаков.
Этих критериев три: это фонетика, графика и семантика. Разберем каждый из них отдельно.
Фонетика, это достаточно простой критерий.
О том, как звучит, например:Диксика - Dixy, Дексапарин - Desparin.
В последнее время в Роспатенте используется правило трех букв. Это правило заключается в том, что если обозначение, отличается на 3 и более буквы, оно не сходно, если менее - то сходно. Это использовалось для фармацевтики, потому что все-таки, фармацевтические препараты они имеют большое и важное значение для потребителей и главное тут не ошибиться и не спутать препараты. Очевидно, ошибка тут может привести к вреду здоровью и для того, чтобы избежать этого, было придумано это правило. Однако,это же правило стали распространять потихонечку на все остальные виды деятельности.
Следующий критерий, это графика.
Как вы видите, например, совершенно не похожие по фонетике два
слова: свастика - рабтика,
они даже по смысловому значению не похожи, но, тем не менее очень оригинальный шрифт которым они изображены одинаков и эти обозначения, благодаря этому шрифту будут рассматриваться и законом и Роспатентом с точки зрения сходности. То есть они будут рассматриваться как сходные.
Третий критерий - семантика
По значимости семантика - смысловое значение, даже не третий критерий. Например: «это бегут» - «бегут», «будь хорошим» - «я хороший». На самом деле смысловое значение является наиболее важным и в судебной практике и в практике Роспатента, когда применяются правила по оценке обозначения с точки зрения сходства до степени смешения. Почему? - Потому что психологически, наш мозг прежде всего улавливает именно смысловое значение слова, а не его фонетику, тем более графику.
Графику вы можете вообще не замечать. Те случаи, когда например, идет реклама бренда по радио: вы его не видите, вы его только слышите на слух и соответственно оцениваете безусловно смысловое значение.
Что делать в том случае, если вы применив эти критерии обнаружили, что все-таки есть схожие знаки. Кстати, если вы обнаружили, что знаки схожие не зарегистрированы, нашли к примеру в интернете, то конечно вам необходимо быстрее регистрировать знак, то есть быстрее подавать заявку в Роспатент.
Если же вы видите что знак все-таки уже зарегистрирован, то не нужно отчаиваться, а нужно оценить прежде всего работаете ли вы с конкурентом в одной сфере или в разных.
Это имеет очень важное значение. Есть такой термин как класс МКТУ.
По этим классам оцениваются отдельные виды деятельности в которых вы собственно работаете. Каждому виду деятельности подходит какой-то класс. Когда вы определяете соответствующий
класс вы можете уже оценить насколько сходны ваши обозначения. Так например, обозначение – «sunlight». Это может быть ювелирный салон, тем не менее это может быть и средства для
мытья посуды, это может быть и сеть кондитерских. То есть эти обозначения тожественны семантически друг другу, но в разных видах деятельности смешиваться не будут, несмотря на то, что они точно сходные до степени смешения. Они вообще абсолютно аналогичны, но не тождественны.
А если окажется что, как не жаль, вы действуете в одной и той же сфере со своим конкурентом и его знак там зарегистрирован, тем не менее, выход из этой ситуации есть. Этим выходом является письмо согласие.
Письмо согласие, это волеизъявление правообладателя, который
выражает что он не против того, чтобы это обозначение было зарегистрировано на ваше имя как схожее обозначение. Если у него совершенно аналогичное обозначение вам никто, если есть даже письмо согласие не станет его регистрировать, но если просто
похожее обозначение и правообладатель считает, что вы не будете с ним конкурировать на одном рынке, например, он работает в Новосибирске вы работаете во Владивостоке, вы вполне можете получить это письмо согласие. Это не редкость, а довольно частая практика и довольно часто дают эти письма согласия и особо уговаривать какого-то не приходится, кто-то и сам вполне добросовестно к этому относится и не занимает лишний рынок там где может не занимать и не претендует на него. Однако не во всех случаях предоставляется письмо согласие и тогда это более серьезная ситуация когда необходимо принять какие-то более
сложные меры, такие как судебные разбирательства. Например одним из инструментов является аннулирование противопоставленного товарного знака.
Аннулирование возможно в том случае, если правообладатель не используют три и более года свой товарный знак, потому что все таки товарный знак создан для коммерциализации, продаж товара, предложения товаров и услуг. Если эту функцию товарный знак не не достигает, то соответственно предполагается, что он правообладателю не нужен, соответственно его можно аннулировать и зарегистрировать товарный знак на свое имя. Конечно, инструментарий получения своего обозначения сильно расширяется, если вы можете дать себе возможность изменить это обозначение. Например, вы ранее не использовали обозначение, оно новое или вы только его разработали, никаких средств и никаких вложений туда не сделали еще и можете поменять его. Наиболее популярный инструмент - это нейминг, то есть фанатически подбираете похожие звучание но при этом уходите от препятствий для регистрации и дизайнерская доработка, когда вы делаете обозначение более угадываемым, не читабельным, а угадываемым и тем самым вы готовите его для регистрации, то есть повышаете вероятность регистрации данного обозначения. Конечно не со всеми дизайнерами можно сделать такую доработку, потому что как правило, дизайнер будет ориентироваться на эстетику, то есть насколько этот знак понравится вашим потенциальным клиентам, потребителям ваших услуг. Однако при этом дизайнер, который убирает «препятствие», он должен еще держать в голове вторую цель, помимо эстетики, ему необходимо уйти от сходства с противопоставленным товарным знаком, то есть в данном случае ему необходимо одновременно достичь двух целей. Это гораздо сложнее, поэтому все-таки бы рекомендовала вам обращаться в
профессиональные компании в штате которых есть такие дизайнеры, которые работают на пару с патентными поверенными
и уже дорабатывают знаки не только с точки зрения эстетики.
Итак, мы разобрали как искать похожие знаки и что нужно делать, если они нашлись, но помните - самое главное, это конечно скорость реакции. Если вы быстрее, чем ваш оппонент дойдете до регистрации, то вероятность получить это обозначение на ваше имя вы повышаете. Иначе эти временные ресурсы будут
потрачены зря.
Где можно проверить товарный знак?
Это можно сделать самостоятельно, сейчас в свободном доступе есть огромное количество бесплатных баз товарных знаков, по которым вы можете провести соответствующую проверку, но я бы предостерегла вас делать выводы только на основании этой проверки, потому что там, максимум тридцать процентов от тех знаков, которые могут оказаться препятствием, потому что там только зарегистрированные товарные знаки из российского реестра, а помимо зарегистрированных товарных знаков есть еще заявки которые находятся на рассмотрении Роспатента, но будут вам
противопоставлены в том случае, если вы обратитесь со своей заявкой позже. Кроме того ни одна из этих бесплатных баз не учитывает международный реестр в отношении тех обозначений, которые также действует на территории Российской Федерации. Поэтому расширенной проверкой по всем платным российским и международным базам занимаются опять-таки только
профессиональные компании, патентные поверенные.
Что такое класс МКТУ.
Дословная расшифровка - международная классификации товаров и услуг. Некое соответствие с известными нам кодами ОКВЭД для различных видов предпринимательской деятельности и когда мы проверяем обозначения, мы определяем в какой сфере действует будущий правообладатель. В зависимости от этого подбираем класс МКТУ. Обозначение будет действовать в отношении этого класса МКТУ, их может быть два, три, четыре, пять, а может быть одно, но тем не менее, начинать проверку, начинать регистрацию нужно
именно с подбора этих классов МКТУ.
Что если конкурент использует моё название и мы оба подадим заявку на регистрацию плюс-минус в одно время?
Ничего в этой связи слишком приятного не будет. Если вы подаете в один день со своим оппонентом то Роспатент не будет рассматривать то обстоятельство что вы подали 12 часов дня, а оппонент подал в 2 часа дня, то есть позже. Он просто предложит вам договориться со своим оппонентом и если вы не договоритесь, примет соломоново решение – «да не доставайся ты никому» и, соответственно, обе заявки получатся отозванными, то есть зарегистрированный товарный знак не получит никто из вас. Поэтому если возникает хоть какая-то вероятность того, что кто-то из оппонентов, возможных конкурентов решит зарегистрировать ваше обозначение, нужно подавать заявку как можно скорее, даже в ущерб качеству предварительной проверки, чтоб зафиксировать приоритет товарного знака. У Роспатента есть возможность уже в рамках экспертизы уже поданной заявки внести некоторые изменения в само обозначение, которое может позволить избежать тех препятствий, которые не смогли или не успели предусмотреть если очень быстро подавали заявку.
Рада, что вы дочитали до конца, это значит Вам интересна тема, которой я занимаюсь более 10 лет и мне это очень приятно. Если у Вас есть вопросы, смело пишите их в комментариях я с удовольствием на них отвечу и конечно, подписывайтесь на мой канал, где Вы найдете массу полезной информации в области интеллектуальной собственности и не только.
Для получения помощи в регистрации товарного знака или патента , вы всегда можете обратится ко мне, мои координаты в шапке канала. Искренне ваша – ЛоКува.
#товарный знак, #защита товарного знака, #интеллектуальная собственность, #патенты, #регистрация товарного знака, #спорные товарные знаки, #сходные обозначения