Айсберг Казахстана откололся от России и назло здравому смыслу дрейфует к далёкому и недостижимому американскому счастью. Это становится всё более очевидно. Пацанам из Белого дома не терпится организовать у границ Россий ещё один локальный пожар. И место для костра выбрано разумно. Хотя слово «разум» мало сочетается с ОПГ, оккупировавшей особняк на Пенсильвания-авеню, 1600, Капитолий и другие организации, прописанные в Вашингтоне, округ Колумбия.
Чем Казахстан удобен для поджога? От границы РК до сибирских мегаполисов РФ (Омск, Новосибирск) ближе, чем от Украины до Москвы. В случае полного перехода РК в стан идеологического противника, разговоры о переносе столицы в географический центр РФ в целях безопасности становятся очевидно нелепыми.
К тому же, от Алматы до Китая 2,5 часа по шоссе. Поджог один, а сгорят два дома. Нет, конечно, учитывая украинский опыт – три. Причём первый претендент на развалины – Астана. А Астана - действительно сказочный и прекрасный город. Но, снова возвращаясь к украинскому опыту, развалины столицы Республики Казахстан – это то, что меньше всего волнует дядюшку Сэма.
Почему я говорю об отколовшемся айсберге? Да потому, что неспешное течение НАТОвских санкций подхватило Казахстан и республика готова жертвовать старой дружбой, ради возможной выгоды от новой. Случится эта выгода или нет - вопрос отдельный. А пока к фактам.
На прошлой неделе гражданка РФ отправилась менять рубли на тенге. Место действия – Усть-Каменогорск. Год назад эта процедура занимала считанные минуты и без вопросов производилась по паспорту гражданина РФ. Что вполне логично, поскольку, Россия и Казахстан входят в зону единого экономического пространства. Похоже, больше не входят.
Новое европейское развлечение - война с российскими паспортами активно стали практиковать наши азиатские соседи. В обменниках нескольких банков гражданку РФ завернули, заявив, что она обязана предъявить загранпаспорт. Без него никаких тенге. Сосите лапу, ходите пешком. И лучше домой. Здесь вам не рады. При этом, границу можно пересечь по внутреннему паспорту РФ в обоих направлениях. Погранцам этого документа достаточно. Банкирам – нет.
На самом деле, Национальный банк Казахстана инициировал денонсацию соглашения 1995 года о взаимной конвертации валют ещё в январе. И дальше двигался в направлении планомерного разрыва отношений. Причём, как я понимаю, на стратегические решения накладываются ещё и элементы вольного толкования правил обмена на местах. Почему я прихожу к такому выводу?
В декабре 2021 года Национальный банк РК ввёл правила, при которых для обмена сумм меньше 500 000 тенге (около 100 тыс. рублей) требовалось предъявить документ, подтверждающий личность и идентификационный номер клиента. Поскольку идентификационный номер имели только граждане Казахстана, то с россиян требовали исключительно паспорт. Отношения ухудшились – стали требовать заграничный паспорт. Вроде всё логично: заграничный паспорт гражданина РФ автоматически решает проблему отсутствия идентификационного номера. Раз не резидент, то и идентифицировать нечего.
Но, логика – это не про нынешний Казахстан. Три дня спустя у другой гражданки РФ потребовали заграничный паспорт, а при его предъявлении… идентификационный номер гражданина Республики Казахстан. Поскольку номера не могло быть по определению, то и в обмене рублей на тенге девушке было отказано.
Если это инициатива кассира в обменнике, то можно констатировать медленное вскипание мозгов у банковских клерков. Это объяснимо: жара и многочисленные инструкции – понятия трудно сочетаемые.
А если речь идёт о курсе на разрыв отношений – то правительству РФ следует подумать о возможных последствиях. Вторая Украина нам не нужна.
Между прочим, по данным Национального банка РК из России в Казахстан в 2022 году было направлено 357 млрд тенге, или около $775,4 млн., а за январь-апрель 2023 года 44,2 млрд. тенге.
Казахстан, конечно, не Таджикистан, не Узбекистан, не Киргизия. Казахи, зарабатывающие в РФ, вносят заметно меньший вклад в бюджеты свой Родины, чем их центрально-азиатские соседи. Поэтому просто взять и закрыть каналы, по которым из России деньги идут в Казахстан – плохое решение. С позиции экономики значительного давления на Астану такие меры не окажут, а с политической позиции ответ будет выглядеть слишком эмоциональным. Практически, на грани истерики.
Но работать с соседом нужно. И работать активно. В первую очередь через инвестиции. Казахстан - не просто страна, входящая в десятку самых крупных государств по площади, но и территория, чрезвычайно богатая природными ресурсами, которые наши «друзья» с Запада активно захватывают с 1991 года. И не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять, кто инициирует дрейф Казахстана в сторону Вашингтона.
Инвестируя в бывшую советскую республику, можно решить сразу три задачи.
- получить реальную экономическую выгоду от сотрудничества;
- помочь поднять уровень жизни населения, что гарантирует стабильность власти и предсказуемость действия Астаны. Нищий сосед - постоянная угроза.
- снизить влияние транснациональных компаний на политику Астаны.
И, главное, гарантировать, что у наших западных партнёров не будет плацдарма, для попытки разорвать Россию пополам по Уральскому хребту. А эти могут.
2