Вера Мухина родилась в 1889 году в Риге. Когда ей было два года,от туберкулеза умерла мать. Через некоторое время Вера заболела. Болезнь прошла ,но остался надрывный кашель. Туберкулез матери мог оказаться наследственным, и отец увез Веру и ее старшую сестру в Феодосию.
Когда Вере было 14 лет,умер отец. Осиротевших детей увезли к родственникам в Курск, а в 1907 году отправили в Москву учиться. Вера еще в Крыму всерьез увлеклась рисованием и поступила в студию известного художника Константина Юона. В какой-то момент Мухина поняла, что живопись больше ее не привлекает. Иное дело - скульптура. Она быстро овладела приемами, которым научил ее мастер Егоров, делавший надгробия. Но ей хотелось пойти дальше, и она попросила курских опекунов отправить ее на учебу в Париж. Купцы отказали, им казалось,что это не женское дело.
В 1912 году Вера уехала на Рождество в отцовское поместье Кочаны под Рославле, и там случилась беда. Во время катания с горы ее сани со всего разгона налетели на дерево, острый сук распорол ей щеку срезал часть носа. Девушку срочно отвезли в Смоленск, где ей сделали девять операций. Нос пришили, но на лице остались глубокие шрамы. Через пол года Мухина снова стала просить опекунов уехать в Париж. Те, решив порадовать травмированную девушку, согласились.
Во Франции учителем Веры стал знаменитый скульптор Эмиль Антуан Бурдель. В его студию также ходил Александр Вертепов. Во время революции 1905 года он застрелил в центре Пятигорска жандармского генерала, скрылся от погони и на рыбачьей лодке бежал за границу.
Они с Мухиной стали друзьями, а потом Вертепов признался ей в любви. Но весной 1914 года Мухина на несколько месяцев должна была уехать в Италию. Они планировали встретиться осенью. Но из Италии Мухина поехала в Москву , где узнала о начале мировой войны. Она сразу же отправилась на курсы медсестер и через два месяца уже работала в госпитале. Вертепов ушел добровольцем во французскую армию, они переписывались. Однажды пришел конверт с чужим почерком - товарищи Вертепова извещали, что в его траншею попал снаряд, и всех, кто там был, закопали в общей могиле. Через много лет, попав во Францию, Мухина пыталась отыскать эту могилу, но не смогла. В память о Вертепове она сделала «Пьету» в виде девушки медсестры,оплакивающей солдата. Глиняная скульптура не сохранилась, а воплотить ее в мраморе Мухина так и не сумела.
Как-то в госпиталь ,где она работала, привезли молодого доктора Алексея Замкова. У него был тиф. Мухина выходила его. Замков остался работать в этом госпитале и вскоре стал главврачом . В 1918-м году Мухина и Замков обвенчались.
Когда новая власть решила установить памятники борцам с самодержавием, Мухина предложила свой проект. Его утвердили, но в неотапливаемой мастерской статуя рассыпалась на куски. Не воплотились и другие проекты.
В годы нэпа Мухина занялась созданием платьев для народа из дешевого материала. Неожиданно ее веселый «петушиный узор» получил признание в Европе - Нидерланды заказали две тысячи платьев, на Всемирной выставке в Париже наряды Мухиной получили Гран-при.
В 1920 году у Мухиной и Замкова родился сын. В четыре года ему поставили диагноз - костный туберкулез. Лечить отказались, и тогда Замков сам сделал сыну операцию дома. Мальчик выжил, но еще пять лет не вставал с инвалидного кресла. Мухина повезла его родную деревню мужа на свежий воздух. Там она снова вернулась к скульптуре. Первую свою работу, «Юлию», она вырезала из ствола липы. Ей позировала балерина, но Мухина укрупнила и утяжелила ее черты. ( Про эту скульптуру можно прочитать на здесь:
Вторая статуя, «Ветер». Третья статуя, «Крестьянка», которую сама Вера называла «народной богиней плодородия»получила первую премию на выставке к 10-летию Октября.
Дела ее мужа тоже пошли в гору. Он изобрел препарат «гравидан» - первое в мире гормональное лекарство. Пациентами доктора стали Молотов, Калинин, Горький. Но вдруг «Известиях» появилась разгромная статья о докторе-шарлатане. Замкова выслали в Воронеж, Мухина уехала с ним. Правда через два года доктора вернули и назначили главой мгновенно созданного НИИ по изучению гравидана.
Мухина приняла участие в конкурсе на памятник для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. По замыслу автора проекта Бориса Иофана, 35-метровый павильон должны были увенчать юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли - рабочий класс и крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот. Мухина выиграла конкурс. Правда, комиссия не поддержала намерение скульптора сделать статуи обнаженными - от этого решили отказаться.
Мухина собиралась сделать громадную скульптуру из стальных листов. Статую делали два месяца на заводе Института машиностроения, потом разобрали и в 28 вагонах отправили в Париж. Самым тяжелым был 60-тонный железный каркас.
«Рабочего и колхозницу» в Париже ждал восторженный прием. Известный график Франс Мазерель сказал: «Ваша скульптура ударила нас, французских художников, как обухом по голове».
В Москве статую повредили при разгрузке, долго чинили и в 1939 году водрузили у входа на ВДНХ. Вопреки замыслу Мухиной «Рабочего и колхозницу», высота которых была около 25 метров, установили на низком десятиметровом пьедестале, что полностью убивало ощущение полета (только в 2009 году, после длительного ремонта, памятник водрузили на пьедестал высотой 34 метра, как в Париже). За эту скульптуру Мухиной вручили первую из пяти ее Сталинских премий.
Но не все так хорошо было в жизни Мухиной в то время. В 1938 году институт ее мужа был закрыт, запасы гравидана уничтожены. У Замкова случился инфаркт. Мухина целый год выхаживала его.
В тот период она увлеклась новым материалом - художественным стеклом. Она долго работала на опытном заводе при Институте стекла в Ленинграде, делая графины, бокалы, даже статуи из стекла. Считается,что именно тогда она разработала дизайн привычного всем граненого стакана, хотя стакан был внедрен в производство еще в 1920-е годы, но в его ГОСТ не раз вносились изменения. Возможно, к ним и правда приложила руку Мухина. А вот пол-литровая пивная кружка действительно была изготовлена по ее эскизу.
Началась Великая Отечественная война. Мухина в то время делала скульптурный портрет балерины Галины Улановой. Уланова вспоминала: «С Мухиной невозможно было говорить о пустяках, зато можно было молчать о главных вещах. Молчание наполнялось смыслом, становилось плотным, как глина в руках скульптора. Внешне она напомнила мне валькирию».
Когда немцы подошли к Москве, Мухину отправили в эвакуацию в Каменск- Уральский. Через пол года она вернулась в Москву. Ее встретил муж, работавший в поликлинике. Через день после ее приезда он умер от второго инфарктна. Вместо надгробного памятника на Новодевичьем кладбище Мухина поставила свой давний бюст молодого еще мужа с надписью : «Я сделал для людей все,что мог».
После Великой Отечественной Мухина работала над памятником всем жертвам войны. Это была скульптура «Возвращение» - застывшая в горе женщина, к ногам которой прильнул безногий инвалид. Сохранился только восковой эскиз,гипсовую статую Мухина разбила.
В послевоенные годы Мухина сделала немало - портреты генералов и простых солдат, памятники Чайковскому у консерватории и Горькому у Белорусского вокзала. И последняя женская фигура в ее исполнении - «Мир» - для купола планетария в Сталинграде.
Последние месяцы жизни она провела в Кремлевской больнице, положенной ей по статусу народного художника СССР. Врачи запретили ей работать, но втайне от них она сделала свой последний шедевр - маленького стеклянного летящего Амура. 6 октября 1953 года Вера Мухина умерла.
Журнал «Биография» 12 номер, 2011 год.