"Натюрморт - это одна из самых острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не завораживают определения в пространстве. Каков есть предмет , где он и где я, воспринимающий этот предмет, - в этом большая познавательная радость".
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Имя художника Евгения Владимировича Лапина наверняка не очень известно широкому кругу любителей живописи. Ученик Александра Васильевича Куприна и Александра Васильевича Шевченко, ровесник ХХ века, фронтовик и педагог по велению души. Художника всегда притягивал пейзаж, но из-за невозможности выезжать на пленэр Лапин стал настоящим виртуозом в жанре натюрморта, мастером со своим неповторимым почерком. Критики называют его работы "романтическими" и это не случайно, ведь колорит его натюрмортов пропитан ни с чем не сравнимыми мотивами Дальнего Востока, родины живописца. В его творческой манере чувствуется влияние сезаннизма, работы художника очень гармоничны по цвету, а в тонких и сложных цветовых переходах можно уловить печальные, светлые и одновременно сложные симфонические звучания так любимых художником композиторов Шопена, Бетховена, Баха. Евгений Лапин не только обучал своих юных учеников живописи, но и прививал им любовь к искусству, к классической музыке с ее яркими чувствами и ритмом.
Родился Евгений Лапин во Владивостоке 27 июля 1918 в семье капитана морского судна. Когда мальчику было 14 лет семья перебралась в Москву. В столице Евгений стал посещать изостудию на Покровке, его первым учителем стал Александр Васильевич Шевченко (1883-1948). Потом юноша поступил в Московский текстильный институт, где его наставником стал Александр Васильевич Куприн (1880-1960). Интересное было время, время рождения нового искусства, группы "Бубновый Валет", зарождения русского авангарда, и конечно же все симпатии молодого художника были отданы этому новому, молодому и прогрессивному направлению живописи.
"Как художник я сформировался на русском авангарде 20-х годов. Большое влияние оказали французские импрессионисты, выставленные в Музее западного искусства. Сейчас в этом здании находится Академия Художеств. Но первым моим «университетом» стала Третьяковка. Шишкин, а потом Левитан поражали мое детское воображение. Я избрал другой путь, но уважение к этим мастерам сохранил", - всоминал художник.
О своих первых учителях Евгений Лапин также вспоминал с большой теплотой:
"Это были люди высокой культуры, представители старой русской интеллигенции. В общении просты, но без панибратства. Они ученики Серова и Коровина и эту традицию передавали нам. Не были в чести у властей, ругали за «формализм», но они продолжали заниматься тем, что считали настоящим искусством. Как бедно они жили! Но всегда рады были поделиться последним, не жаловались... Я попал к ним юношей, а сейчас уже старик, но когда прихожу в Третьяковскую галерею и вижу их работы - испытываю тот же восторг!"
Крепкая и многолетняя дружба связывала учителя Куприна и ученика Лапина. Защита диплома художника пришлась на роковой 1941 год и сразу же после получения диплома 23-летний Евгений попал на Смоленщину на рытье противотанковых рвов, потом была служба разведчиком особой стрелковой бригады. Война закончилась для молодого Лапина после ранения в ногу в Кенигсберге, с поля боя его спасла овчарка, дотащив раненого юношу до своих.
Евгений Лапин был награжден множеством боевых орденов и медалей. Тяжелые годы войны не прошли бесследно для Лапина, ему потребовалось время для восстановления прежде чем он снова смог заняться любимым делом. Работа с детьми помогла Лапину быстрее восстановиться и вновь вернуться к живописи. Педагогом Евгений Лапин начал работать с конца 40-х - начала 50-х годов, сначала в заводской изостудии, потом в Доме пионеров, а в 1972 году стал директором Художественной школы имени В. Серова, в которой проработал более 30-ти лет.
Многие ученики Евгения Лапина стали известными художниками в России и за рубежом, бывшие ученики, вырастая, приводили к Евгению Владимировичу уже своих детей. Перенесенное ранение в ногу все же давало о себе знать, художнику физически было сложно выбираться на природу с мольбертом и он стал работать в другом жанре, в жанре натюрморта. В своей небольшой мастерской на Пречистенке-Остоженке он писал свои натюрморты и лепил глиняные фигурки. Каждодневная работа с юными художниками и творческая работа в мастерской - так проходили его дни. Вставал Евгений Викторович рано утром, шел работать в свою мастерскую, а вторую половину дня воспитывал юных живописцев в школе. Член Союза художников СССР, постоянный участник персональных и групповых выставок, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кавалер "Ордена Почета", Евгений Лапин просто жил искусством, а искусство помогало жить ему.
"Искусство - дело шуточное,- говорил художник, - оно передаётся из рук в руки - от учителя к ученику - и так до бесконечности. И пока эта цепочка развивается, искусство живёт. Мне хочется оставить в памяти учеников все, что умею, чему научили меня мои учителя. Чтобы эта традиция русской живописи передалась им и шла дальше".
Евгений Владимирович Лапин, ровесник века, прожил долгую и трудную, но полную творчества жизнь, оставив после себя сотни благодарных учеников. Скончался художник в 2003 году в Москве.
За предоставленный материал спасибо Юшманову Алексею Николаевичу, коллекционеру искусства и историку.