Великое поручение - великая ответственность - великая награда
Цель данной проповеди обновить понимание и важность исполнения великого поручения Иисуса Христа каждым верующим человеком.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Эллины.
21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
(Иоан.12:12-29)
В этом отрывке Иисус прямо и не двусмысленно говорит о спасении души. Многие люди понимают, что они - грешники, много люди задумываются о том, что их жизнь идет не в правильном русле и идет не туда, но что же нужно сделать? Как жить так, чтобы после смерти попасть в рай?
После примирения с Богом, принятия водного крещения и вступления в поместную церковь у человека появляется величайшая возможность - познать свое предназначение, свой личный, индивидуальный смысл жизни и, осознанно попытаться исполнить его.
Этот смысл является частью великого поручения Иисуса Христа Своей церкви и всем верующим людям. Жизнь христианина не может протекать вне этого поручения. К сожалению, многие христиане либо не знают, либо не хотят знать об этом великом поручении, потому что это кардинально поменяет их жизнь. Невозможно успешно исполнить это великое поручение, не изменяя свою прежнюю греховную жизнь.
Кто-то скажет: я исполняю заповеди, хожу каждое воскресенье в церковь, стараюсь жить честно. Исполняю ли я великое поручение Иисуса Христа? Достаточно ли этого для моего спасения?
Ключевым моментом спасения для человека является смена его главного жизненного приоритета: кто в моей жизни стоит на первом месте - я или Христос.
Как же мне узнать, у меня правильные приоритеты в жизни? Как убедиться, что Христос у меня на первом месте и моя душа спасена?
Давайте рассмотрим культурно-исторический контекст данного отрывка, для того, чтобы нам лучше понимать значение слов Иисуса Христа, говорящих о спасении души, правильном жизненном пути и спасении души человека.
В Ветхом Завете на еврейский народ как на избранный народ была возложена обязанность следовать Божьим заповедям и учить им. Концепцию проповеди в Ветхом Завете можно понимать по-разному:
1. Завет с Богом: Согласно иудейским верованиям, Бог заключил завет или соглашение с еврейским народом. В соответствии с этим заветом они должны были стать светом для народов и жить по заповедям Божьим, чтобы другие могли учиться на их примере.
2. Делиться Божьей мудростью: Еврейскому народу было доверено знание Божьего учения, и ему было велено передавать его будущим поколениям. Они рассматривались как канал передачи Божьей мудрости другим людям, в том числе и неевреям, чтобы и они могли познать и почитать Бога.
3. Искупление мира: Согласно некоторым толкованиям, еврейский народ был призван сыграть особую роль в искуплении мира. Живя по заповедям Божьим и делясь своим учением, они стремились к распространению праведности и справедливости, что в конечном итоге привело бы к исполнению Божьего замысла.
Важно отметить, что в иудаизме существуют различные толкования и точки зрения на цель проповеди учения. Эти объяснения призваны дать общее понимание, однако индивидуальные убеждения и практика могут отличаться.
Глава 21, стихи 20–24 описывают автора как «ученика, которого любил Иисус», поэтому с исторических и внутренних причин под этим человеком подразумевается апостол Иоанн, один из сыновей Зеведея (Луки 5:10).
Евангелие от Иоанна адресовано всем верующим людям, и тем, кто ищет свое предназначение.
Открытие определенных фрагментов папирусов в приблизительно 135 г. н.э. подразумевает, что это Евангелие было написано, скопировано и распространено раньше этого времени. И хотя некоторые полагают, что оно было написано до разрушения Иерусалима (70 г. н.э.), 85–90 гг. являются наиболее вероятным временем его написания.
Евангелие от Иоанна 20:31 цитирует свою цель следующим образом: «Все, что здесь написано, написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус – это Помазанник, Сын Бога, и чтобы, поверив, вы благодаря Ему обрели жизнь». В отличие от трех синоптических Евангелий, заданием Иоанна было не предоставить хронологическое повествование о жизни Христа, но доказать Его божественность. Иоанн не только стремился к укреплению веры второго поколения верующих и к обращению в веру людей в других странах, но он также стремился остановить распространение ложного учения. Иоанн подчеркивал, что Иисус Христос, «Сын Божий», был полностью Богом и полностью человеком, в отличие от бытовавшей ложной доктрины, которая настаивала, что «дух Христа» спустился на человека Иисуса во время крещения и покинул его при распятии.
Историческая ситуация в Иерусалиме
Город Иерусалим представляет собой значительную историческую и религиозную ценность, являясь на протяжении тысячелетий связующим звеном между различными империями и религиозными движениями. В 30 г. н.э. Иерусалим был оживленным и политически напряженным городом, переживавшим бурные времена под римским владычеством. Изучение политической ситуации в Иерусалиме в этот период позволяет увидеть динамику власти и сложное взаимодействие религиозных и имперских сил.
Краткий исторический контекст:
В I веке нашей эры Иерусалим был одним из важнейших городов римской провинции Иудея. Он был центром иудейской религиозной жизни и управлялся иудейской аристократией, имевшей сложные отношения с Римской империей. Для понимания политической ситуации в Иерусалиме необходимо учитывать наличие различных влиятельных группировок и ключевых фигур.
Династия Иродов:
Одной из влиятельных партий в Иерусалиме в этот период была династия Иродов. Царь Ирод Великий был назначен римским сенатом и прославился своими амбициозными строительными проектами, включая реконструкцию иудейского храма. Однако, несмотря на то, что Ирод считался марионеточным царем, он умело сохранял видимость независимости, хотя и находился под жестким римским контролем.
Римская оккупация:
В 6 г. н.э., после низложения Архелая, сына Ирода, римляне под властью императора Тиберия установили прямой контроль над Иудеей. Римскому наместнику Понтию Пилату было поручено следить за соблюдением римских законов и поддерживать мир в регионе. Однако римское присутствие в Иерусалиме вызывало глубокое недовольство многих евреев, поскольку символизировало подчинение иностранному владычеству.
Религиозные лидеры и движение зилотов:
Религиозные группировки в Иерусалиме играли важнейшую роль в формировании политического ландшафта. Первосвященник, назначаемый под контролем римлян, обладал значительной властью в религиозных и политических делах. Однако существовали и другие религиозные течения, такие как саддукеи и фарисеи, которые также пользовались значительным влиянием.
Еще более осложняли политическую ситуацию зилоты - радикальное революционное движение. Они решительно выступали против римской власти, считая ее кощунственной и враждебной иудейскому самосознанию. Их действия часто приводили к ожесточенным столкновениям с римскими войсками и обостряли напряженность в Иерусалиме.
Иисус из Назарета:
В этой нестабильной политической атмосфере появился Иисус из Назарета, который привлек внимание как религиозных, так и политических деятелей. Его учение бросало вызов религиозному истеблишменту, а растущее число приверженцев вызывало беспокойство как у иудейской элиты, так и у римских властей. Несмотря на то, что его учение было в первую очередь духовным, его влияние пересекалось с политическим климатом, что в конечном итоге привело к суду и казни Иисуса римлянами.
Политическая ситуация в Иерусалиме в 30 г. н.э. характеризовалась хрупким балансом сил между иудейской элитой, римскими властями и влиятельными религиозными группами. Римское присутствие, династия Иродов и горячее движение зелотов существенно влияли на динамику того времени. На этом фоне учение и действия Иисуса из Назарета добавили еще один уровень сложности, подчеркнув пересечение политики, религии и власти. Понимание политической ситуации в Иерусалиме дает ценные сведения о древней истории и помогает понять многогранную природу этого важнейшего города.
Культурные особенности Иерусалима 30 г. н.э.
Иерусалим, древний и священный город, в 30 г. н.э. был культурным эпицентром страны. Известный своей богатой историей и разнообразием населения, Иерусалим был оживленным центром, где смешанно жили люди с различными традициями и происхождением. Цель данного раздела - дать представление о культурной ситуации в этом замечательном городе в указанный период.
Религиозное разнообразие:
В первые годы I века Иерусалим представлял собой плавильный котел религиозных верований. В городе преобладал иудаизм, а Второй храм был символом этой веры и привлекал набожных евреев со всего региона. Паломники совершали дальние путешествия, чтобы принести жертвы и принять участие в религиозных праздниках, таких как Пасха и Йом Кипур.
Однако Иерусалим не был исключительно еврейским городом. В городе господствовала римская власть, и римское присутствие было заметно по всему городу. Римские солдаты и чиновники сосуществовали с местным еврейским населением, что способствовало интересному сочетанию культурных обычаев и традиций.
Культурный перекресток:
Иерусалим был также культурным перекрестком, где сходились различные этносы и традиции. Благодаря своему стратегическому положению на пересечении торговых путей, город населяли греки, египтяне, сирийцы, персы и другие выходцы из других регионов Средиземноморья.
Такой пестрый этнический состав создавал живую атмосферу, обогащенную различными языками, стилем одежды, кухней и обычаями. Базары и рынки были заполнены торговцами, продававшими товары из ближних и дальних стран, что превращало Иерусалим в центр торговли и культурного обмена.
Социальная иерархия:
Иерусалим 30 г. н.э. был глубоко разделен в социальном и экономическом плане. Правящая элита состояла из иудейского первосвященства, обладавшего значительной властью и влиянием. Аристократия, включавшая еврейскую знать и богатых римских чиновников, пользовалась привилегиями и жила в роскошных домах.
Однако под элитой существовало значительное социально-экономическое неравенство. Большинство населения составляли крестьяне и ремесленники, которые с трудом зарабатывали на жизнь. Нищета и социальное неравенство были широко распространены, что периодически приводило к волнениям и напряженности в городе.
Столкновение культур:
Разнообразие культур в Иерусалиме 30 г. н.э. неизбежно приводило к столкновениям между общинами с различными верованиями и практиками. Наиболее известными из них были конфликты между еврейским населением и римскими оккупантами. В конечном итоге эти противоречия нарастали и вылились в иудейско-римскую войну, которая привела к разрушению Второго храма в 70 г. н.э.
Внутри самого Иерусалима также существовали разногласия и конфликты между различными еврейскими фракциями, такими как фарисеи, саддукеи и ессеи, которые придерживались богословских и политических разногласий. Эти внутренние разногласия добавляли еще один слой сложности в культурную ситуацию в городе.
В I веке Иерусалим был ярким центром, где пересекались различные культуры, религии и традиции. Эта культурная мозаика представляла собой уникальное сочетание иудейского, римского и различных региональных влияний, создавая динамичное и многослойное общество. Однако это смешение культур также привело к социальным противоречиям и конфликтам, которые на долгие годы определили облик города и его историю.
Есть такой отдельный литературный жанр - Евангелие. Описание жизни Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Евангелие от Иоанна выбирает в качестве свидетельств лишь семь чудес, чтобы продемонстрировать божественность Христа и проиллюстрировать Его служение. Некоторые из этих свидетельств и историй встречаются лишь в Евангелии от Иоанна. Его Евангелие является самым богословским из всех четырех Евангелий и часто содержит объяснения причин событий, упомянутых в других Евангелиях. Оно открывает многое о грядущем служении Святого Духа после вознесения Христа. Есть определенные часто используемые Иоанном слова или фразы, которые указывают на повторяющиеся темы его Евангелия: вера, свидетель, Утешитель, жизнь – смерть, свет – тьма, Я есмь... и любовь.
План Евангелия от Иоанна
Пролог (Ин. 1:1–18).
Первый отдел: Свидетельство о Христе Иоанна Крестителя – до первого проявления величия Христа (Ин. 1– 2:11).
Второй отдел: Начало общественного служения Христа (Ин. 2– 4:54).
Третий отдел: Иисус – Податель вечной жизни, в борьбе с иудейством (Ин. 5– 11:57).
Четвертый отдел: Из последней недели перед Пасхой (Ин. 12).
Пятый отдел: Иисус в кругу учеников накануне Своих страданий (Ин. 13–17).
Шестой отдел: Прославление Иисуса через смерть и воскресение (Ин. 18–20).
Эпилог (Ин. 21).
Выбранный нами отрывок находится в четвертом разделе - избранные события из последней недели перед Пасхой.
Данный раздел выбран не случайно - он говорит о важнейшем принципе Спасения души человека - через пример воскресения Лазаря, вхождение Иисуса в Иерусалим и Его словах о спасении души человека.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
(Иоан.12:12-29)
I Приход Иисуса в Иерусалим был представлен как приход Царя, Спасителя и Мессии
A Люди кричали “спаси нас сейчас!”
B Люди говорили “благословен грядущий во имя Господне”
C Иисус ехал на молодом осле - согласно Писаний
D люди вспомнили, что Он воскресил Лазаря
E Ученики и народ встречали Его соответственно Его статусу и положению
II Исполнение нами великого поручения влияет на весь мир: структуры духовные и человеческие
A Фарисеи признали Его огромное влияние
B Греки и люди, следующие эллинистической культуре, признали Его влияние
III Иисус отвечает на запрос людей о спасении и говорит им прямо, как спастись.
A Иисус говорит, что время Мессии пришло
B Только добровольно отказавшись от своего эгоизма мы получаем исполнение нашего предназначения и спасение
C Убирая приоритет со своей жизни мы спасаем ее
D Нам необходимо личное следование за Иисусом
E Исполняя волю Иисуса мы получаем признание от Отца
IV Даже для Иисуса Христа исполнение Его личного предназначения далось не легко
A Его душа была потрясена
B Иисус не просил отменить Его миссию
C Молитва Иисуса получила мгновенный ответ от Отца
D Большинство людей не правильно поймут происходящее и вашу мотивацию
E Это не должно нас останавливать
В Библии раскрывается смысл и предназначение жизни человека - познание Божьей воли и добровольное следование ей в своей жизни.
В качестве примера нам дана жизнь и служение Божьего Сына - Иисуса Христа, Его полное добровольное подчинение воле Отце и исполнение ее даже ценой собственной жизни.
Евангелия от Иоанна представляет Христа не от рождения, а от «начала» как «Слово» (логос), которое, как Божество, участвовало в каждом аспекте создания (1:1–3) и которое позже стало плотью (1:14), с тем чтобы взять наши грехи как безупречный, жертвенный Агнец (Иоанна 1:29). Иоанн выбирает определенные духовные беседы, чтобы показать, что Иисус был Мессией (4:26), и объяснить, как человек спасается Его заместительной смертью на кресте (3:14–16). Христос неоднократно приводил в ярость еврейских лидеров, поправляя их (2:13–16), исцеляя в субботу и «приписывая» Себе качества, свойственные Богу (5:18; 8:56–59; 9:6, 16; 10:33). Иисус готовит Своих учеников к Своей грядущей смерти и к их служению после Его воскресения и вознесения (14–17). Затем Он охотно умирает за нас на кресте (10:15–18), в полном объеме возвращая наш долг греха (19:30), чтобы тот, кто верит в Него как своего Спасителя от греха, был спасен (3:14–16). Затем Он восстает из мертвых, убедив даже самых сомневающихся из Своих учеников в том, что Он на самом деле Бог и Господь (20:24–29).
Таким образом, мы можем видеть, что спасение души человека зависит от его позиции по отношению ко Христу и Его словам и Его воли относительно жизни каждого конкретного человека. Оно невозможно без покаяния, крещения и членства в поместной церкви, но оно также является следствием духовного роста человека и его ежедневному выбору - быть там, где хочет видеть его Иисус Христос.
Пусть благословит вас Всевышний в поиске Истины!
С любовью Божьей, молитвой о вас и уважением
Рустам Кодаш Насыров