Найти тему
БИЗНЕС Online

«Я точно не ботал каждый день»: как заядлый анимешник выигрывает международные олимпиады по химии

Оглавление

Никита Перов о том, как «нахимичил» победу в Цюрихе и почему решил связать будущее с Казанью

«Каждая олимпиада — это своего рода неудача. После тура выходишь и думаешь: «Какой же я тупой», — потому что не выступил на свой максимум», — явно скромничает двукратный победитель самой престижной в мире школьной олимпиады по химии, казанец Никита Перов. За его плечами звание «Ученик года – 2022», две победы на всероссийской олимпиаде и две — на международной Менделеевской. О том, как пришел в олимпиадную химию и почему отказался от престижного вуза в Москве и кучи денег, он рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

  Никита Перов: «Считаю, что уезжать из Казани, если ты химик-олимпиадник, во-первых, не имеет смысла, потому что у нас реально хорошая школа — результаты налицо» Фото: Оксана Король
Никита Перов: «Считаю, что уезжать из Казани, если ты химик-олимпиадник, во-первых, не имеет смысла, потому что у нас реально хорошая школа — результаты налицо» Фото: Оксана Король

О герое

Никита Перов закончил в этом году казанский лицей № 131. Он второй год подряд забирает «золото» на самой престижной в мире олимпиаде по химии для школьников. В этом году 55-я Международная химическая олимпиада проходила в Швейцарии на базе лучшего европейского технического университета — цюрихского ETH. Среди 348 учащихся из почти 90 стран Россию под нейтральным флагом представляли четверо россиян. Трое из них, включая Никиту, взяли «золото». Наш герой оказался третьим в рейтинге среди участников олимпиады.

В прошлом году он стал единственным десятиклассником из сборной России и все равно взял «золото». Наставник Никиты, Булат Курамшин, рассказывал «БИЗНЕС Online», что в XXI веке высшую награду международной олимпиады татарстанцы брали всего 9 раз. Две из них принадлежит как раз Перову.

Помимо международной олимпиады по химии, он два года подряд выигрывал Менделеевскую международную олимпиаду, задания которой порой бывают даже сложнее. А в прошлом году за все достижения Никита получил республиканскую премию «Ученик года».

«Мальчик разбил бутыль с концентрированной серной кислотой»

Никита, расскажи об олимпиаде, сложные ли были задания?

— Задания достаточно сложные, их готовили преподаватели швейцарских вузов. Задачи обычно пишутся на английском языке, а потом их переводят на русский. Каждый участник имел право писать на своем родном языке. На теоретическую и практическую части нам было отведено по пять часов, но все равно был очень жесткий временной цейтнот! Комплект задач представлял собой стопочку из более чем сотни листов!

В Швейцарии в последние годы активно занимаются разработкой катализаторов для конверсии CO2, например в метанол. Поэтому на теоретической части у нас был вопрос, посвященный конверсии углекислого газа в полезные продукты, которые потом можно использовать в промышленности. Параллельно нам приходилось решать другие задачи, например по термодинамике — рассчитывать характеристики реакции и прочее.

— Были ли истории, когда химическая реакция шла не так и все взрывалось?

— Если работать по методике, то ничего плохого не случится. Реактивы, с которыми мы работаем, в основном не очень опасные. На отборе один мальчик разбил бутыль с концентрированной серной кислотой — вся тяга и пол были в ней. Но никакой опасности, всем даже смешно. Если ты прольешь кислоту на руку, то будет неприятно, но если ты работаешь в перчатках, халате и очках, то никаких проблем нет.

— Вы выступали командой или каждый сам за себя?

— Едут от страны четыре человека — это команда. Но каждый участник выступает отдельно, сам решает задания олимпиады. Во время решения задач нам нельзя было совещаться, но при этом мы считались одной командой.

«Под нейтральными флагами выступали только Россия и Беларусь»

— В этом году олимпиада проходила очно в Цюрихе, а в прошлом году, хотя организатором был Китай, вы писали дистанционно из Москвы. Какая из олимпиад показалась проще?

— В прошлом году из-за дистанционного формата на олимпиаде не было практического тура. Традиционно российские школьники слабее именно в практике. Да и сами задания в 2022-м были проще, так что в том году для меня было важно допустить как можно меньше тупых ошибок. С этим я лично справился не очень, но «золото» все равно взял.

— Была ли возможность сжульничать на дистанционной олимпиаде?

— Я бы так не сказал. Во-первых, ответов нигде нет. Во-вторых, формулы и таблицы Менделеева нам дают, хотя на этом этапе все формулы мы и так помним. Если все-таки человек захочет списать, допустим, выйти в туалет и посмотреть, то у него не получится. Мы, во-первых, телефоны сдавали, а во-вторых, уйдет много времени на то, чтобы загуглить, и в итоге ты ничего не успеешь.

— Ваша команда выступала под нейтральным флагом. Задевало?

— К этому я отнесся максимально спокойно. Все и так знали, откуда мы: под нейтральными флагами как индивидуальные участники выступали только ребята из России и Беларуси. Я прекрасно понимаю, для чего это сделано: если бы Россия выступила под своим флагом, то некоторые страны просто не смогли бы отправить на олимпиаду своих участников из-за политики.

— Между вами и другими участниками возникали ли какие-то конфликты?

— Нет, все прошло спокойно. Между участниками вообще конфликтов не было.

«Начиналось все, как и у многих олимпиадников по химии, с математики и физики»

— Расскажи, как ты пришел к химии. Почему выбрал не физику или математику?

— Начиналось все, как и у многих олимпиадников по химии, с интереса к математике и физике, которой я начал заниматься с 7-го класса. Какое-то время ходил на городской кружок, но там у меня особых успехов не было, поэтому я бросил. В 8-м классе началась химия, но еще раньше у нас шли дополнительные занятия по химии со школьной учительницей Эльфией Рустямовной [Сафоновой]. В 8-м классе на всероссе по химии я стал призером регионального этапа, а в 9-м классе меня пригласили на городской кружок по химии. Там я стал заниматься, прошел всеросс, стал победителем.

— А как дошел до международной олимпиады?

— В 10-м классе меня пригласили на зимние сборы. Они проводятся для тех, у кого есть шанс отобраться на межнар, но больше считаются общеразвивающими. После зимних сборов был всеросс, по его итогам я прошел на Менделеевскую олимпиаду и летние сборы, после которых проходит отбор на международную олимпиаду. Такой путь я прошел 2 раза — в этом и в прошлом году.

— Что собой представляют сборы?

— Зимние сборы проходили в ноябре, но из-за пандемии они проводились онлайн. Летние сборы в прошлом году тоже проходили онлайн, в этом году уже очно. Две недели мы решали теоретические задания и занимались практикой в лабораториях, слушали лекции. После сборов провели внутреннюю отборочную олимпиаду. Для четверки лучших провели еще и установочные сборы. В этом году все сборы, кроме зимних, проводились очно.

— А где проходят сборы?

— На базе МГУ в Москве. Занятия проходили в университете, а селили нас в университетской гимназии рядом с новым корпусом МГУ.

«Основная заслуга — казанских преподавателей»

— Кто тебя тренировал в Казани?

— Все началось с моей школьной учительницы Эльфии Рустямовны. Она человек, который отправил меня в мир олимпиад по химии, уговорил участвовать в олимпиадах. Потом за дело взялись преподаватели городского кружка, их много: Курамшин Булат Камилевич (закончил наш лицей и сейчас ведет там кружок по субботам), Хайбрахманова Диляра Раисовна, Болматенков Дмитрий Николаевич, Качмаржик Александр Денисович, Михаил Ягофаров. Все они преподаватели городского кружка. Во время сборов с нами занимались тренеры российской сборной, но это пять недель в году, поэтому основная заслуга — казанских преподавателей.

— Ты сказал, что учительница тебя уговорила на олимпиады. Сначала не хотел в них участвовать?

— У меня не было большого желания участвовать в олимпиадах по химии. В 8-м классе я был больше сосредоточен на математике и физике. Мне нравилось продвигаться в этом направлении. Но учительница сказала: «Давай поучаствуй и посмотрим, что получится». И получилось.

— Два года подряд ты выигрывал Менделеевскую олимпиаду. Расскажи о ней.

— Менделеевская олимпиада — это преемница всесоюзной олимпиады школьников. В основном там участвуют страны СНГ, но добавляются и другие страны. От межнара она отличается форматом — это синтез международной олимпиады и всероссийской. Считается, что международная олимпиада ценится выше Менделеевской. Но [первый президент химического факультета МГУ] Валерий Васильевич Лунин говорил, что на заседании ЮНЕСКО она в плане технического оснащения и сложности задач признана уровнем не ниже, а где-то даже и выше международной.

«Нас не очень-то хотят отпускать, и правильно делают»

— Что ты получил за победу? Как вас поздравили организаторы и правительство?

— Для всех олимпиадников и их наставников учреждены премии президента. Дополнительно есть награды от субъектов, там выплачивают разные суммы. С победой меня все поздравляли. Написал директор нашего химфака Марат Зиганшин. От Владимира Путина нам прислали благодарственное письмо. На церемонии закрытия олимпиады нас поздравлял ректор ETH и президент IUPAC. Нам подарили таблицу Менделеева, где написано: «С вашим талантом и этими элементами нет ничего невозможного». Там стоит подпись президента IUPAC, это приятно. Эти таблицы дали только золотым медалистам. Когда мы прилетели в Москву, нас встречало много журналистов, камеры долго не отпускали. 2 августа у всех межнарников будет встреча с [председателем правительства РФ] Михаилом Мишустиным.

— Что ты ждешь от встречи с Мишустиным?

— Мы поговорим, будем задавать вопросы, которые нам сказали подготовить.

— Чувствуешь ли, что тебя уважают и ценят как молодого ученого? Например, не хотят отпускать из России.

— Наверное, чувствую. У нас были постоянные встречи с деканом химфака МГУ, обсуждали с ним наше будущее. Да, я могу сказать, что нас не очень-то хотят отпускать, и правильно делают.

«Две золотые медали межнара мне далеко не гарантируют поступление в вуз»

— Какие для тебя открылись возможности за получение «золота» на межнаре?

— Если говорить о российских вузах, то сам межнар никаких преференций не дает. Но если ты отбираешься на межнар, то ты уже в любом случае победитель всеросса. А если ты победитель всеросса, то это дает БВИ в любой вуз по направлению подготовки олимпиады. В некоторых вузах выплачивают дополнительные стипендии тем, кто получил медаль межнара. Да и все, в принципе. В заграничные вузы медаль может помочь в поступлении, но это не основное. Там нужно сдавать дополнительные экзамены, например, IELTS для США. Еще традиционно придется писать кучу эссе, поэтому две золотые медали межнара мне далеко не гарантируют поступление в [иностранный] вуз.

— А вообще ты думал уехать учиться в другую страну?

— Нет. Я начал подумывать об этом, когда увидел на этой олимпиаде ETH, который считается лучшим техническим вузом Европы. Мне там очень понравилось, и я подумал, что в бакалавриат или магистратуру я туда поступать не буду, но съездить на стажировку или постдок я бы хотел.

«Могу сказать точно, что я не ботал каждый день»

— Как тренируются чемпионы?

— Могу сказать точно, что я не ботал каждый день. Основной залог моего успеха — постоянные занятия на всяких кружках. У нас были встречи по 3–4 раза в неделю, поэтому дома я учил уже не так много, как остальные. В неделю у меня уходило часов по 15–20 на химию, олимпиадные занятия и чтение книг по химии.

— Как ты совмещал олимпиаду с учебой в 131-м лицее, где отличники из обычных школ скатываются в троечники?

— В старой школе я был отличником. Мама с бабушкой говорили мне, что если я стану троечником в 131-м, то не надо волноваться, потому что это нормально. А я не почувствовал ничего такого. Пришел и остался отличником. С учебой у меня все пошло легко, за 7–8-й классы у преподавателей сформировался ко мне кредит доверия. В 9–11-х классах я стал разъезжать по олимпиадам и больше пропускать занятия, но олимпиадникам это прощают. Когда возвращался, то сдавал все, что просили учителя, закончил школу на отлично с золотой медалью.

— Есть ли у тебя хобби?

— Я заядлый анимешник, музыку слушаю, на гитаре играл акустической. Из литературы я читаю то, что в народе называют классикой, — и русскую, и зарубежную.

— Хватает ли времени на общение с друзьями, знакомство с девушками?

— Свободное время есть, просто я трачу его на всякую фигню — в YouTube залипаю. Но и химию читаю. С друзьями общаюсь на городском и школьном кружках, в школе. Совмещаю приятное с полезным.

— Для чего ты сдавал ЕГЭ по химии? Наверное, в вуз и так бы поступил?

— Химию я сдавал на всякий случай, набрал 90 баллов, накосячил где-то в тесте. Я не готовился к ЕГЭ по химии, но олимпиадной базы хватало. Конечно, к ЕГЭ нужно было подучить отдельные вопросы из школьной программы, например о полимерах. По русскому языку у меня 87 баллов, по математике — 90. Их я сдавал для того, чтобы аттестат получить.

«Если ты химик-олимпиадник, не имеет смысла уезжать из Казани»

— Были у тебя мысли перевестись из лицея в Москву или Петербург?

— Я считаю, что уезжать из Казани, если ты химик-олимпиадник, во-первых, не имеет смысла, потому что у нас реально хорошая школа — результаты налицо. А во-вторых, это просто некрасиво. Я бы мог в этом году перевестись в ШПЦМ, чтобы получить 500 тысяч рублей за всеросс, дополнительные 1,5 миллиона рублей за межнар, но это было бы неуважительно к моим преподавателям. Они меня готовили все эти годы, а потом я раз — свинтил от них. На самом деле, мыслей таких вообще не было.

— Почему выбрал КФУ? В МГУ, наверное, было бы больше возможностей.

— Очень сложно сравнивать. Я долго выбирал, в конце у меня уже иссякли способности мозга, чтобы сделать правильный выбор. Помню, еще в 9-м классе, когда у нас шли сборы, вдохновился посещением КФУ, тогда я сказал Диляре Раисовне, что буду поступать в КФУ. Документы я подал на специалитет «фундаментальная и прикладная химия».

— Планируешь участвовать в студенческих олимпиадах?

— Не очень хочу, надоело. Когда выходил после теортура олимпиады, подумал: «Да-а-а, это моя последняя олимпиада, наконец-то!» Сидеть и пять часов решать бессмысленные задачи — это не самый полезный и интересный навык.

— Чем, помимо учебы, хотел бы заниматься?

— Научной деятельностью, ходить в лабораторию. В дальнейшем — стать кандидатом наук, продолжать исследования. Был бы рад что-то преподавать студентам, составлять задачи, попробовать себя в городском кружке, почему бы и нет. В школе иногда я готовил одноклассников к экзаменам по химии. Также я бы хотел продолжить играть в волейбол.

— Есть ли планы после окончания вуза?

— Я собираюсь заниматься наукой, идти в аспирантуру, причем необязательно в России. Я бы после обучения съездил на стажировку за рубеж.

«Каждая олимпиада — это провал. Выходишь и думаешь: «Какой же я тупой»

— Складывается впечатление, что с 7-го класса у тебя не было нерешенных задач. А с неудачами ты сталкивался?

— Каждая олимпиада — это неудача. После тура выходишь и думаешь: «Какой же я тупой», — потому что баллы всегда низкие, что бы ты ни делал. В 9-м классе всеросс был «убойным», потому что в моей параллели больше половины баллов набрали всего 12 человек. Все они стали призерами и победителями, но я считаю, что это был провал. И для всех это был провал, потому что никто ничего не решил. В 10-м классе я «слил» прак на всероссе.

На прошлом менделе я выступил хорошо для 10-го класса. Но все равно занял второе место, а мог первое. Отрыв в один балл. На межнаре тоже было много глупых ошибок. На этом всероссе я не решил целую задачу в первом туре, хотя трбовалось просто подумать и посчитать, у меня даже был вариант на правильный ответ. На последнем менделе первый тур и прак нормально, а во втором туре у меня 57 из 75 баллов — это провал. Так что каждая олимпиада — это своего рода провал.

— Но при этом почти на каждой олимпиаде ты берешь «золото»! Почему недоволен?

— Потому что можно было лучше. Ты выступаешь всегда не на свой максимум. И я не уверен, была ли у меня олимпиада, где я выступил бы на свой максимум.

— Какое напутствие можешь дать другим олимпиадникам?

— Надо заниматься тем, что нравится. Многие олимпиадники скажут, что не стоит даже идти к межнару, если ты этого сильно не хочешь, потому что отнимает много времени. А вот если ты станешь призером всеросса, то это прекрасно: ты и олимпиадник, который получил БВИ, деньги, и при этом у тебя есть личная жизнь, можно веселиться, радоваться. А тут мы — межнарники — ботаем 24/7. Так что, основной совет — заниматься тем, что нравится, и никого не слушать.

Анастасия Афонина, Алина Блинова