Директор художественного музея Екатерина БОЛДЫРЕВА — о выставке-блокбастере Василия Сурикова в Новосибирске, сибирском искусстве и снежных городках
Проект национального значения — именно так сегодня оценивают выставку «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Новосибирском государственном художественном музее (НГХМ). Картины и экспонаты предоставлены ведущими федеральными и региональными музеями, в проекте участвуют Русский музей, Третьяковская галерея и музеи Красноярска — художественный музей им. В.И. Сурикова, Музей-усадьба Сурикова и Музейный центр «Площадь Мира». Юбилейный проект поддержан Министерством культуры РФ и реализуется в рамках национального проекта «Культура». С какими сложностями столкнулись при организации проекта, какова судьба выставки сибирского искусства из фондов самого музея и как увлечь новое поколение зрителей?
- ДОСЬЕ
ЕКАТЕРИНА БОЛДЫРЕВА
С сентября 2020 года занимала должность заместителя директора НГХМ, а в мае 2021-го назначена директором. Возглавляла АНО «Историческое общество Сибирского федерального округа» — отделение Российского исторического общества. Под её руководством реализован ряд краеведческих, просветительских и патриотических проектов в Новосибирской области, в том числе «Краеведческий десант», «Электронная коллекция “Новониколаевск в огне революции”», «Сибирь Героическая», международная акция «Диктант Победы» и другие.
— Екатерина Валентиновна, как вам удалось привезти в Новосибирск такое количество работ Василия Сурикова?
— Как сказали старейшие сотрудники музея, которых я называю нашим «золотым фондом», ранее были попытки договориться с Русским музеем на экспонирование у нас хотя бы одной картины Сурикова, но, к сожалению, безрезультатные. Теперь мы привезли большой выставочный проект — 39 предметов. И это огромная радость. Второе чувство, которое мы все сейчас испытываем, — это ответственность. Могу сказать, что последние четыре месяца вся наша команда работает в режиме 24 на 7. Сложность в том, что нужно взаимодействовать с несколькими партнёрами. В первую очередь — с Государственным Русским музеем, который предоставил полотно «Покорение Сибири Ермаком» и другие работы. Государственная Третьяковская галерея привезла одну из больших работ — «Посещение царевной женского монастыря» и ещё восемь картин. Работы предоставили красноярские музеи — художественный музей и музей-усадьба Сурикова, центр «Площадь Мира». Среди наших партнёров и Алтайский краеведческий музей, который дал этнографию — предметы того времени, чтобы погрузить наших гостей в атмосферу конца XIX века. Одним словом, выставке предшествовала сложнейшая организационная работа. Большая благодарность Министерству культуры Российской Федерации — выставка проходит в рамках национальных проектов.
— Известно, что вы и ремонт сделали, готовясь к выставке. Что это были за работы?
— Наши посетители увидят в музее много перемен: специально к выставке не только сделали ремонт в этих помещениях, но и установили новый музейный свет, — за что мы очень благодарны министерству культуры Новосибирской области. Проект уникальный, имеет важное государственное значение и для нашего региона, и для всей Сибири, о чём говорил губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников, который был у нас при распаковке самой большой картины художника — «Покорение Сибири Ермаком». Работа пришла на огромном валу — метр в диаметре и четыре метра в длину. В зал его заносили 10 человек! Это впечатляющая история: полотно распаковывают, аккуратно снимают с вала, закрепляют на раму и наконец вешают на стену. Василий Суриков для нас особенно дорог — он тоже сибиряк, родом из Красноярска, и многие его работы связаны с Сибирью, даже есть такой термин у профессионалов — особенный суриковский снег. А что касается «Покорения Сибири Ермаком», вполне возможно, что среди гостей выставки окажутся прямые потомки тех, кто изображён на этом полотне.
— Расскажите о планах музея. Какие новые проекты вы готовите?
— В конце этого года представим выставку Государственного исторического музея (ГИМ) — одного из главных федеральных музеев страны, у него и адрес соответствующий — Красная площадь, дом №1. Мы привезём великолепнейшую выставку серебра, уже закупили витрины. Строим планы на следующий год, ведём переговоры с Третьяковской галереей. Есть договорённость с Михаилом Борисовичем Пиотровским, и мы уже вступили в процесс подготовки выставки Эрмитажа, она состоится также в 2024 году. А в планах 2025-го — выставка из Суздаля. Планов у нас много. Тематика сейчас обсуждается, в любом случае это будут очень яркие и масштабные выставки.
— Какова судьба выставки искусства Сибири, которую музей представлял в Москве?
— Наша задача — не только привозить интересные проекты, но и продвигать сибирское искусство. Действительно, в декабре 2022 года мы впервые в истории региона и впервые в истории музея открыли художественную выставку в Москве из фондов Новосибирского государственного художественного музея. Она называлась «Сибирь многоликая» и была принята с большим вниманием. Мы показывали работы художников конца XIX — начала XX века, когда зарождалось изобразительное искусство в Сибири. Это наследие известных художников Новосибирска, Томска, Омска, Горно-Алтайска, Красноярска и Иркутска. Среди них Григорий Гуркин (Чорос), Николай Чевалков, Алексей Вощакин, Андрей Никулин и Николай Андреев. Специально отбирали сибирскую тематику — пейзажи и портретный ряд сибиряков. Этот проект состоялся благодаря поддержке правительства области. Судьба выставки такова: она вернулась в Новосибирск, сейчас работы отдыхают в фондах.
— Перед новым проектом?
— Не так давно, в мае, состоялись Дни Новосибирской области в Санкт-Петербурге, команду руководителей учреждений культуры возглавляли губернатор Андрей Травников и его первый заместитель Юрий Петухов. Самые крупные учреждения Новосибирской области представляли своё искусство — музыкальное, танцевальное, изобразительное. Так вот, подлинники мы туда повезти не могли, потому что всё происходило на площадке Академической капеллы, на Мойке. В итоге мы сделали галерею наших сибирских художников в огромных окнах Капеллы — эти баннеры пользовалось большим интересом публики. Что касается наших дальнейших планов по продвижению сибирского искусства, как раз во время этих Дней культуры мы подписали соглашения о сотрудничестве с Русским музеем и Военно-Морским музеем имени Петра I. И в 2024 году коллекция «Сибирь многоликая» поедет в Санкт-Петербург.
— Развивая тему искусства Сибири, как пополняется ваша коллекция, и есть ли на это средства?
— Наши фонды пополняются по-разному. Что-то приобретаем сами, чаще это дары. К примеру, у нас была замечательная выставка Зураба Константиновича Церетелли, после которой он преподнёс в дар музею свою большую картину. Позже у нас был представлен великолепный проект Сергея Андрияка «Учитель и ученики», мы договорились, что он подарит музею одну картину, но когда мы встретились в его мастерской в Москве, где было много изумительных работ, у меня глаза разбежались, — выбрала одну работу, но он предложил: «Выбирай ещё, ты так хорошо меня хвалила!» Так что теперь музей имеет две работы в технике акварели этого выдающегося художника, академика Российской академии художеств. В этом году у нас прошла выставка ещё одного выдающегося художника современности — скульптора Даши Намдакова. Мы обратились за помощью к правительству и губернатору, были выделены средства, и сейчас к нашей большой радости в разделе «Сибирское искусство» стоит его скульптура «Полёт». Так что стараемся пополнять наши фонды разными способами.
— Обращают на себя внимание выставки-жемчужины, посвящённые юбилеям новосибирских художников, иногда забытых. Это история будет продолжаться?
— Конечно, это наш долг перед ними. И вообще, мне кажется , что любовь к Родине начинается с любви к малой родине, поэтому так важно то, что закладывается в детстве, в семье, в школе. Маленький человечек не может осознать, насколько у нас огромная страна. А что он любит? Деревню, в которую ездит к бабушке летом, речку, в которой купается. Как мы всё детство проводили на речке Ине, мы её называли — Инюшка, купались до посинения, пока нас мамы не вытаскивали оттуда. Зимой катались с горки на картонке, прыгали с сараев в сугробы, играли в войну.
А дальше, для того, чтобы этот маленький человек расширял границы своего восприятия родины, ему нужны книги, истории, картины. Неслучайно в нашем музее год назад была восстановлена огромная экспозиция сибирского искусства, мы её сделали постоянной. Ни один музей Сибири не обладает такой экспозицией сибирских художников. Кроме того, в нашем музее великолепная постоянная экспозиция западно-европейского искусства, русские передвижники, коллекция работ Николая Рериха, которую он завещал музею и ради которой в наш город едут туристы.
— Вы помните ваше первое детское сильное впечатление от встречи с искусством?
— В нашем детстве нас не спрашивали, хотим мы в музей или нет. Нам просто говорили: завтра в 9 утра собираемся у школы, с собой иметь 20 копеек, едем в музей. Никто не подгонял автобусы к школе, мы ездили на общественном транспорте. И вы знаете, у меня остались прекрасные впечатления от наших музеев, мы ходили и в театр оперы и балета, и в Дом Ленина, и в другие театры на детские спектакли. Воспитание было гармоничным, сбалансированным, что называется. И потом, когда мы выросли и открылись границы, мы смогли увидеть музеи Парижа, Ватикана, Вены. Музейные хранилища — это общечеловеческая ценность. Музейная институция — самая высокая ступень в иерархии культуры, мы это знаем со времён Древней Греции. Театр — в моменте, здесь и сейчас. А музеи, которые призваны сохранять и передавать культурное наследие, работают с вечностью. Дети на экскурсиях могут шуметь, баловаться, что-то не услышать, но наверняка поход в музей оставит у них яркие впечатления.
— Вкус развивается насмотренностью?
— Верно, музей сейчас работает на уровне высоких стандартов, чтобы популяризировать изобразительное искусство, быть интересным для молодёжи. В наше непростое время, когда стоит вопрос о том, сохраним ли мы себя как нацию, сохраним ли мы свою идентичность, такие выставки, как выставка Сурикова, приобретают действительно важное национальное значение. Кто побывает на этой выставке, поймёт саму душу Сибири, увидит, что за ней — будущее. Потому что картины великого художника Сурикова — это философский трактат о Сибири, её прошлом и будущем.
Марина ШАБАНОВА