В XXI веке любой мужчина вступивший в неудачный брак может подать заявление на развод и юридически вновь обрести "свободу".
Однако, мало кто знает, что в Великобритании для огромного количества мужчин вплоть до XX века выйти из неудачного брака юридически было практически невозможной затеей.
Классический развод в том виде, в каком мы его знаем сегодня, в Великобритании не разрешался простым людям вплоть до принятия официального Закона о бракоразводных делах 1857 года, который позволил вновь образованным гражданским судам по разводам рассматривать дела о разводе.
Поэтому на протяжении многих веков англичане придумали множество незаконных способов расторжения брака — одним из них была продажа своих жён на так называемых ярмарках.
И даже несмотря на закон 1857 года, который должен был сделать развод дешевле и доступнее для широких масс, народный обычай "продажи жён на ярмарках" сохранялся вплоть до начала XX века, особенно в северных промышленно развитых городах.
Но как это происходило? И за какую сумму мужчины продавали своих жён?
Подробнее обо всём мы сейчас расскажем в нашей новой статье:
Небольшой экскурс в историю английских бракоразводных процессов
В Викторианской Англии развод разрешался только в том случае, если муж или жена могли доказать опасную для совместной жизни жестокость или супружескую измену. Однако этот традиционный путь развода был невероятно дорогим, стоил 1000 фунтов стерлингов. Для неквалифицированного рабочего в XIX веке средняя недельная зарплата составляла 75 пенсов, а это означало, что получение парламентского акта на развод был невозможен для основной части населения Великобритании.
Поэтому практика «продажи жен» стала очень популярной среди огромного количества бедняков как "спасение" от неудачного брака.
Первый зарегистрированный случай продажи жены на ярмарке произошел в 1553 году, но историки считают, что эта традиция имеет древнее англосаксонское происхождение и практиковалась она ещё в период Раннего Средневековья.
Когда муж решал, что его брак несчастен, то он приводил свою жену на ярмарку к месту продажи с поводком на шее, словно домашний скот, поскольку в те времена жены являлись полноценной собственностью мужчин наравне с домашним скотом и движимым имуществом.
Чаще всего продажа жён происходила обоюдно и с согласия самой жены, но конечно всегда бывали и исключения.
Перед аукционом муж обычно рекламировал продажу, часто нанимая городских глашатаев для распространения новостей о времени и месте среди потенциальных участников торгов.
При начале аукциона мужчина называл минимальную стартовую цену за которую он готов продать свою жену и торги начинались. Чаще всего сделка заключалась с заранее определенным покупателем - нередко с любовником жены, если у неё был роман на стороне. Это было удобно.
Продажа заключалась между женой, продавцом-мужем и покупателем-мужем в общественном месте для создания свидетелей, частные продажи нередко происходили за закрытыми дверями, иногда с заключением письменных контрактов. Публичные аукционы и продажи носили перформативный и ритуальный характер.
То есть мужчина продавая свою жену другому мужчине, также передавал ему все свои супружеские обязательства перед этой женщиной и (возможно) её детьми, снимая их с самого себя.
Продажа жены означала конец браку между ней и её бывшим мужем, давая начало браку между ней и покупателем-мужем, хотя легитимность таких браков на протяжении всей истории яростно критиковалась церковью и государством.
За сколько мужчины продавали своих жён на таких ярмарках?
Несмотря на унижающее достоинство обращение, во время аукциона на ярмарке, жёнам было разрешено накладывать вето и отказывать покупателю, если он ей не нравился. В этом случае муж мог снять её с продажи, снизить цену и принять предложения от других заинтересованных джентльменов, как ясно дал понять один муж на распродаже 1824 года в Манчестере:
«после нескольких торгов я сбил цену за свою жену на 5 шиллингов; но, невзлюбив покупателя, она снова была выставлена на продажу, только уже за 3 шиллинга и кварту эля молодому человеку, который ей приглянулся».
В результате женщины часто были счастливы после продажи и рады начать новую жизнь со своим новым избранником. Одна женщина после того, как её продали на рынке Смитфилд, заявила, что это был «самый счастливый момент в её жизни».
Обычно цена на жён варьировалась от символических сумм для узаконивания сделки до более редких высоких сумм.
К началу XVIII века упоминания о продаже жен стали появляться в прессе. В годовом реестре за август 1733 г. был приведен следующий отчет.
«Женщина и два мужчины отправились в гостиницу «Белл» на Эджбастон-стрит в Бирмингеме и сделали следующую запись в книге платежей:
Сэмюэл Уайтхаус из прихода Уилленхолл в графстве Стаффорд продал свою жену Мэри Уайтхаус на открытом рынке Томасу Гриффитсу из Бирмингема. Стоимость, одна гинея. Муж передаёт её новому мужчине со всеми её недостатками.
В одной газете было написано, что в Карлайле (городе на крайнем северо-западе Англии) в 1832 году какой-то мужчина продал свою жену за 1 фунт стерлингов и собаку породы ньюфаундленд.
В 1820 году «прилично выглядевший мужчина» привел свою заблудшую жену на рынок скота в Кентербери, и когда аукционист отказался выставить её на аукцион, он нанял загон для скота, чтобы держать её там, пока она не была продана с аукциона за 5 шиллингов.
Наиболее красивых и молодых жён продавали не дешевле 100 фунтов стерлингов плюс 25-50 фунтов стерлингов за каждого из двух её детей в 1865 году (что эквивалентно примерно 14500-20000 фунтам стерлингов в 2023 году или 1,7 - 2,3 миллиона рублей). Красота и тогда стоила дорого.
Но несмотря на популярность "ярмaрок жён", в то время церковь, государство и многие известные деятели считали эту практику аморальной. Ещё в 1796 году в газете Times уважаемый публицист писал обращение к властям, следующими строчками: «Было бы здорово, если бы был принят хоть какой-то закон, чтобы положить конец такой унизительной практики, как "ярмарки жён"!»
Из-за того, что всё это было незаконно, некоторые мужчины были осуждены за продажу своих жен. В 1815 году мужчина был приговорен к трём месяцам тюремного заключения за продажу своей жены, а в 1823 году в Бирмингеме другой мужчина по имени Джон Гомер был осужден за двоеженство после того, как продал свою жену своему брату и впоследствии попытался снова жениться.
Продажа жён в той или иной форме сохранялась в Англии до начала XX века; по словам юриста и историка Джеймса Брайса, писавшего в 1901 году, что даже при его жизни в XX веке всё ещё иногда случаются продажи жен.