1983 год, закончилась эпоха, так названного позже, застоя, умер Л.И.Брежнев, генсеком стал Андропов Ю.В., началась борьба с тунеядствующим народом и коррупцией. Проверки магазинов, кинотеатров, увеселительных заведений, на предмет посещения их в рабочее время людьми, которые должны были в это время находиться на рабочем месте. У задержанных проверяли документы, звонили по месту их работы. Потом, если человек был на больничном, или должен был быть на работе, а был в проверяемом заведении, сам человек и его руководство имели большие неприятности. А вообще мы бы хотели еще пожить в этот период застоя, неплохо все-таки жили.
Здание Ленинского райотдела милиции, позже снесли, построили здание Госбанка.
Началась ревизии магазинов, баз, спекулянтов ловили на рынках, в том числе усилился надзор за книжниками, искали запрещенную литературу. К ней относили как антисоветскую, так и литературу, изданную ранее, но ее авторы выехали из СССР или осужденные. В рейды по проверкам стали привлекать членов НД, которую, можно сказать, возродили заново. В прессе появились материалы по магазинам "Океан", "Елисеевский", и другие громкие дела.
В этот период, как бы снова возродилась народная дружина, когда-то, в 60 годы, она активно работала, на каждом предприятии были свои отряды, выходившие по вечерам на дежурство в своих районах. Движением дружинников руководили районные и городской штабы ДНД. В период Л.И.Брежнева в борьбе с преступностью стало лучше, на улицах было спокойно. Дружины на предприятиях хотя и сохранились, но они были малочисленные, а потому работали не так активно, или совсем не работали. После смерти Брежнева во всех организациях стали вновь организовывать и восстанавливать отряды дружинников, в моем КБ тоже создали отряд, его прикрепили к городскому штабу НД.
Дверь в здании рядом с аркой ведет и на второй этаж другого здания, два или три окна, вправо от нее - штаб НД.
Городской штаб располагался на втором этаже здания, напротив кинотеатра "Художественный", в его помещении по воскресным и праздничным дням и в ночное время, дежурили, как дежурные по городу, ответственные работники (руководители или их замы) городских и областных организаций. Дружинники из КБ - это были заведующие отделами и главные специалисты, дежурили вместе с ними, в качестве помощника дежурного, сидели на телефоне. Я дежурил с заместителем начальника областной конторы связи Васеха В.А.
Начальник КБ Набоких Ю.А. в последнее время часто болел и его обязанности исполнял главный инженер Виханский Л.А., потом Набоких Ю.А. врачи стали выводить на пенсию, по инвалидности. Виханского Л.А. Главк не утверждал на должность начальника КБ, так как он не был членом партии, начальники и руководители таких организаций должны были быть членами КПСС. Тогда был, типа лимит, принимают в партию ИТР, одновременно принимают рабочего. В КБ рабочих не было, и вместе с Виханским, приняли в партию макетчика (художника), из группы объемного макетирования, и Виханского Л.А. утвердили начальником КБ.
В начале весны Валюша приболела, положили в больницу с приступом, воспалились поджелудочная железа и печень. Предположили, что есть камни, в больнице сделали рентген, подтвердили, удалять не стали, сняли симптомы. У нее в последнее время часто бывали приступы, колики в печени, холецистит ей определили еще в Закамске, лечилась в Трускавце, в Усть -Качке, и вот нашли камни и еще повышенный сахар в крови, поставил диагноз "диабет 2 типа". Валюша решила сходить в диабетцентр, он тогда располагался на улице Пушкина, рядом с улицей Куйбышева, в настоящее время здание вернули верующим, сейчас там церковь. Диагноз подтвердили, дали всякие рекомендации по образу жизни, и предложили приобрести у них прибор для измерения сахара в крови, для постоянного контроля.
Здание, в котором, на втором этаже, находился диабетцентр, сейчас здесь Архирейское подворье, церковь Симеона Верхотурского, до революции здесь была богадельня и этот же храм.
В первых числах мая в огород-сад ходил один, было холодно и грязно, посадил мелочевку, 9 мая Валюша, после больницы, первый раз вышла в сад, поставили тепличку. Оставшуюся у нас площадь 2,2 сотки обработать и что-то садить, было легко, в тоже время, на них было все, и нам хватало. Осенью Валюша закручивала банки, и огурцы, и помидоры, варила варенье и делала сыренье. Летом Валюша затеяла ремонт, поклеили обоями, поочередно, растянули на июнь, июль, две комнаты и прихожую, потом маленькую комнату, обои покупали на рынке, простые, бумажные, красного цвета 7 рулонов по 18 м и синие 4 рулона по 18 м, прихожую оклеили бумажной же клеенкой.
Сын решил начать самостоятельную жизнь, познакомил нас со своей девушкой, они подали заявление в ЗАГС. Мы не стали возражать, хотя Валюша, в принципе, была против раннего брака. Затем мы познакомились с ее мамой, вдова. Она работала в проектном институте, женщина строгого нрава и правил, ее муж, ранее работал в каком-то СМУ. В августе была регистрация брака и свадьба, сначала в кафе, а на другой день у нас. После сын собрал чемодан и переехал к жене. Расходы оказались довольно существенными, и в отпуск мы никуда не ездили.
Главк продолжал плановые работы по механизации труда на заводах. На всех заводах, в литейных цехах, формовка была ручной, на плацу. Опоки, верхняя и нижняя, краном устанавливаются на плацу, засыпается формовочная смесь, устанавливается модель изделия, снова засыпается смесь, и ее уплотняют с помощью пневматических трамбовок. Затем модель извлекают, и нижнюю опоку накрывают верхней, все эти операции выполняются с помощью крана, управляемого вручную, обычно вдвоем. Далее выполняется заливка жидкого металла из ковша, подвешиваемого на этот же кран, после застывания металла, опоки разбираются. Для разборки используются встряхивающие столы, отработанная смесь проваливается в бункер, из которого поступает в смесеприготовительное отделение, опоки возвращаются на плац, изделия складируются. Встряхивающие столы еще используются для уплотнения смеси при формовке, все транспортные операции также выполняются краном, управляемым вручную.
В проектном институте ВнииЛитмаш, в Москве, разрабатывали различное оборудование, предназначенное для механизации трудоемких ручных операций в литейном производстве. Так там была разработана новинка, горизонтально-встряхивающая формовочная машина. КБ поручили спроектировать автоматизированную линию формовки с этой машиной, для Новороссийского завода Молот. Работу поручили нашему отделу, для ознакомления с машиной и документацией на нее, я с зав. отделом Охманом С. И., поехали в московский институт. Институт находится рядом с метро "Улица 1905 года", познакомились с руководителями отделов, которые совместно разрабатывали проект, начальник отдела формовочных машин Кирпичников и заведующий бюро Литвин. В институте был разработан ряд машин на разные размеры опок, имелся опытный образец машины, нам показали его работу и обговорили, что должно входить в комплект оборудования линии и предложили технологический процесс.
Машина в автоматическом режиме принимала верхнюю опоку с установленной моделью из своего бункера, заполняла ее формовочной смесью, при этом встряхивая, уплотняла ее. Уплотненная опока затем передается на подъемный стол, на столе извлекается модель, и опоку поднимают в верхнее положение, где, с помощью специальных захватов, ее переворачивают, отпечатком вниз. В это же время, нижняя опока с моделью, подается в машину, происходит процесс уплотнения смеси. Уплотненная опока подается на подъемный стол, извлекается модель, и опока поднимается в верхнее положение, до соприкосновения с верхней опокой. Верхняя опока освобождается от захватов и собранная форма опускается. При необходимости, опоки скрепляют, для предотвращения всплытия верхней формы при заливке металлом, таким образом, собранная форма, подается на заливку и последующую разборку, опоки очищаются от остатков смеси и затем возвращаются к формовочной машине, цикл окончен.
Новороссийск, жд вокзал.
Позже, с подготовленными договором и техническим заданием, поехали на завод. Деньги на проектирование и изготовление оборудования, заводу были выделены Главком, целенаправленно, поэтому проблем с их утверждением и подписанием не возникало. У завода сменился главный инженер, был назначен Н. Е. Тарусин, а Дорожкин стал главным технологом. Объем проектных работ, по количеству разного оборудования был не большой, рольганги, поворотные и подъемный столы, и встраиваемые формовочная машина и встряхивающие столы. Но цех был старый, и на его площади было трудно поместить линию, поэтому сначала выполнили технический проект расположения оборудования, после утверждения планировки приступили к проектированию оборудования. Параллельно с началом проектирования, выдали задания строительному, завотделом Осташев В. А. и электротехническому, завотделом Прейкшас А. Е. , начав в 1983 году, проект закончили в 1984 году.
Как обычно вез с собой книги Пермского издательства, был постоянный заказчик, Борис Нежельский, Охман тоже стал брать с собой книги, еще познакомились с продавцом книжного магазина. Она просила заходить в магазин в каждый приезд, еще возил стихи Пермского издательства заводскому бухгалтеру, менялись, так я собирал свою библиотеку.
Прочитали, подпишитесь.