Кабинетные мифы и исторические загадки
Есть определенные мифы, которые относятся к категории «кабинетной мифологии». Эти мифы изначально не были созданы в соответствующие периоды времени, а были созданы позже учеными и историками. Одним из примеров кабинетной мифологии являются псевдославянские божества Лада, Лель и Белобог, созданные русскими учеными в 17-18 веках. Есть также «кабинетные мифы», которые существуют в сфере истории. Прекрасным примером этого является миф о двух Иванах Грозных: один считался «добрым» в начале его правления до 1560 года, а другой «злым» в последующие годы.
Данный миф был введен Николаем Карамзиным в его известном произведении «История государства Российского» (1818 г.). Он сформулировал план, ставший эталоном русской исторической науки на следующие 200 лет.
План следующий. Иван, родившийся в Москве в 1530 году, получил непростое воспитание. Он был слишком мал, чтобы помнить своего отца, великого князя Василия III, умершего, когда ему было всего три года. Мать Ивана, Елена Глинская, скончалась в 1538 году, оставив ему смутные воспоминания о ней. Во взрослом возрасте Иван-царевич провел кочевое детство, прибегая к вандализму и озорству. Он был известен своими насильственными и неосторожными действиями, такими как безрассудная езда на лошадях по улицам Москвы, топтание людей, сбрасывание простых граждан с крыш и другие возмутительные действия.
Переломный путь
В 1547 году Москву опустошил сильный голод, вызвавший народное восстание. Это стало важным поворотным моментом в сердце и уме молодого царя, который недавно был коронован царской короной вместо княжеской, что принесло ему титул первого русского царя в истории. Преображению царского внутреннего существа способствовало еще и мудрое слово Сильвестра, протоиерея Благовещенского собора.
Когда на царя обрушилась обличительная речь Сильвестра, Иван «почувствовал, как его глаза расширились от удивления». В этот момент он осознал, что его предыдущие действия были не чем иным, как греховной и позорной жизнью. Иван знал, что с таким образом жизни нужно покончить раз и навсегда.
Молодой царь созвал своих самых дорогих советников Сильвестра и рассудительного боярского сына Алексея Адашева. Благодаря их проницательному руководству и поддержке своей любимой супруги Анастасии царь начинает процесс «революционной России».
Благословенные реформы и мрачное наследие
Согласно Карамзину, наступили благоприятные времена для Руси, характеризующиеся проведением важных реформ. В 1549 году был созван первый Земский собор, 1550 году был принят новый Судебник, а также отменены кормления - поборы воевод с населения. Кроме того, было создано стрелецкое войско и проведена успешная внешняя экспансия - завоевание Казанского и Астраханского ханств. Русская армия начала победоносную войну за доступ к Балтийскому морю (Ливонская война), в результате которой русские войска заняли большую часть севера Прибалтики.
После того, как в 1560 году скончалась его дорогая жена Анастасия, некогда золотая эпоха царя подошла к концу. Поведение царя резко изменилось, как будто им снова овладел демон. Он прогнал Сильвестра и Адашева, стерев все остатки былой снисходительности. Вместо этого Иван применил жестокую политику казней и запугивания, кульминацией которой стала печально известная опричнина с 1565 по 1572 год. Земля была залита кровопролитием, когда бесчисленные известные деятели предыдущего царствования были казнены без пощады.
Шел 1571 год, и после разгрома Новгорода, города, принадлежавшего самому царю, пытаясь превзойти самого себя, царь начал придумывать более изощренные формы наказания. К сожалению, жестокость этих казней сохранилась и после царствования царя Ивана, который за свои гнусные деяния заслужил свой печально известный титул «Грозный».
Грозный след
Когда царь Иван скончался в 1584 году, его преемники унаследовали государство в ужасном состоянии. Хозяйство лежало в руинах, земли были разорены, им грозило поражение в Прибалтике. Таков итог "злой" второй половины царствования Ивана Грозного, оставившей после себя обескровленную страну.
В действительности план Карамзина кажется неправдоподобным. Жестокие наклонности Ивана Грозного проявлялись с ранних лет, и он никогда по-настоящему не смягчал своего поведения. Многим известен рассказ о том, как 13-летний Иван приказал убить боярина Андрея Шуйского, обнаженный труп которого несколько часов пролежал в грязи царского двора. Другой пример жестокости Ивана произошел после подавления Московского восстания 1547 года, когда он лично подпалил бороды и лица заключенным в тюрьму вождям восстания.
После кончины царицы Анастасии Иван оплакивал ее и не сразу стал насаждать всеобщий страх. Только в 1564 году он задумал бороться с изменой путем создания карательной и подавляющей опричной армии. Поэтому отнесение 1560 года (года кончины Анастасии) к четкой отметке, разделяющей правление Ивана Грозного на две отдельные эпохи, было бы не совсем точным.
Игра власти и насилия
Проще говоря, то, что царь Иван погрузился в массовый террор, нельзя объяснить только кончиной его жены. Скорее, внешние политические обстоятельства сыграли большую роль в его переходе к жестким репрессиям. Кроме того, природная склонность Ивана к безжалостности также способствовала резкому изменению его правления.
Ливонская война, первоначально начавшаяся успешно, в начале 1560-х годов приняла отрицательный оборот, когда русские войска потерпели поражение. Иван Грозный, не желая признавать своих дипломатических и стратегических неудач, прибегал к упрощенному подходу, обвиняя внутренних врагов, в том числе бояр и их подчиненных в государственном аппарате. Следовательно, началась чистка, и казни стали безудержными. Этот порочный круг насилия только усиливался по мере ухудшения ситуации на внешних фронтах.
Воображение Карамзина ответственно за создание мифа о том, что бывший герой Иван Грозный в последние годы своей жизни стал злодеем.
Дворянская дилемма
Историка двора, видного представителя русского дворянства в золотой век страны, несомненно, не впечатляло варварское обращение, которому тиран подвергал знатных представителей боярства и дворянства. Во всех аспектах Грозного можно назвать злодеем. Однако как быть с недавно присоединенными поволжскими землями, завоеванными этим самым злодеем? Эти земли были центром помещичьих владений Российской империи на заре 19 века! Кроме того, сам Карамзин был выходцем из села Знаменское Симбирской губернии, которое было имением его семьи. Отсюда возникает противоречие: должны ли русские помещики своим имуществом злодею?
Таким образом, Карамзин проводит простую процедуру, чтобы разделить правление Ивана IV на два отдельных периода: одну «хорошую» эпоху, когда было захвачено Поволжье, и «плохое» время для всего остального, что происходило. Эта классификация была хорошо воспринята аристократией и сохранилась, а карамзинская версия событий 16-го века все еще процветала в сознании россиян, спустя много времени после отмены социальных различий.