Жёлтый крестовый поход или монгольский военный поход против мамлюков. Что мы знаем о нём? Наверное, большинство знают о великолепной победе мамлюков, которая привела к увеличению влияния Египта на Ближнем Востоке и к остановке движения монгол в этом направлении. Но в этом случае есть много интересных особенностей, о которых стоит рассказать.
Внук Чингисхана, Хулагу встал во главе нового «крестового похода». Под его начальством монгольская армия «катком» прошлась по землям бывшего Аббасидского халифата, разгромив его столицу – Багдад. После Хулагу разгромил армию Конийского султаната и его взор упал на Сирию, в то время она находилась под управлением Айюбидского султаната, который переживал нелёгкие времена.
Власть в султанате перешла в руки мамлюка Куттузу в результате военного переворота. Дело в том, что только мамлюки могли противостоять надвигающейся силе. Айюбидская знать не могла объединиться, постоянно соперничала друг с другом, тогда как мамлюки - бывшие рабы, у которых были свои счёты с монголами. В большинстве своём они – выходцы из Причерноморских степей, которые попали в рабство после завоевательных походов монгол. Другими словами, у мамлюков не было выхода, кроме как сражаться до самого конца.
На удивление самих монгол, союзниками мамлюков стали Иерусалимское королевство и сам Папа Римский. Неизвестно одно – зачем они стали противниками монгол, если те же самые монголы шли войной на Египет – последнего мощного противника крестоносцев. Также, в рядах монгол было много христиан-несториан, которые хоть и не считали католиков своими братьями, но готовы были сотрудничать против общих врагов – мусульман.
Что самое главное – монголы не собирались идти дальше – на завоевание Европы. Они просто не смогли бы удерживать все завоеванные территории. На тот момент отложение улусов от центральной власти было реальной угрозой. Поэтому этот негласный «союз» был бы благом для обеих сторон.
Но что произошло дальше? Известие о смерти Великого хана Мункэ пришло Хулагу в 1259 году, так что он решил отправиться в ставку, чтобы застать, как бы мы сейчас сказали, раздел имущества. А в Сирии он оставил десятитысячный корпус, который наголову разбила армия мамлюков во главе с Куттузом.