Ребёнку нужно дать чувствительное видение мира. Чем больше мы даём детям готовых вещей для радости, тем меньше они видят, тем равнодушнее к живому и прекрасному, если своими руками ничего не создают для радости своей и других людей.
История с детьми:
Видим дубок, который растёт на дороге. Говорим ребёнку:
– Ему не повезло. Он вырос не на том месте. Уже кто-то обломил ветку. Но дубок можно спасти…
Ребёнок сам должен попытаться придумать, как помочь деревцу.
Дети выкапывают дубок вместе с комом земли. Переносят его на новое место.
Для детей этот дубок - единственный в мире среди сотен других.
У детей появляется в сердце что-то дорогое и единственное. Конечно, дети могут забывать о дереве, нужно им всегда напоминать про заботу о других.
Человеческое видение мира не даётся природой, а добывается трудом и человеческими отношениями.
Трудом, в котором принимает участие сердце, - без него и труд не воспитывает.
Для ребёнка чем больше вещей и живых существ приручено, тем острее они воспринимают явления окружающей среды.
Воспитание благородных чувств нельзя представить без того, чтобы подросток не проявил личной заинтересованности в том, что, казалось бы, не касается его лично.
Сопереживание - это ещё основа нашего морального облика в глазах ребёнка.
Ребёнок из того, как мы относимся к его чувствам, сделает вывод, какой я человек.
Чувство собственной никчемности рождается из эмоционального разоружения.
Эстетическое воспитание начинается с богатства эмоциональных отношений между людьми.
Красота в справедливости. Справедливость облагораживает сердце человека. С переживания радости за справедливость начинается гармония между внутренним миром человека и миром, который окружает его. Справедливость открывает ребёнку глаза и сердце на красоту. Несправедливость охватывает сердце ледяным панцирем, делает ребёнка глухим к красоте, огрубляет, порождает жестокость.
Душевное состояние ребёнка зависит от того, что господствует в семье и школе: справедливость или несправедливость. Душевное состояние ребёнка - это глубоко личная оценка своих поступков.
Грубые и равнодушные невежды в эмоциональном отношении рождаются там, где не бывает места справедливости.