Найти в Дзене
Станция Жизнь

Психосоматика. Истоки

Оглавление
Не смотря на огромный интерес людей к такому явлению как психосоматика, по-прежнему  остаются вопросы. Откуда берутся психосоматические заболевания? Можно ли избежать этой напасти? Что делать если такое заболевание уже случилось? Возможно, ответы на некоторые из этих вопросов вы найдете в этой статье об истоках психосоматических заболеваний.
Не смотря на огромный интерес людей к такому явлению как психосоматика, по-прежнему остаются вопросы. Откуда берутся психосоматические заболевания? Можно ли избежать этой напасти? Что делать если такое заболевание уже случилось? Возможно, ответы на некоторые из этих вопросов вы найдете в этой статье об истоках психосоматических заболеваний.

Итак, начнем. В настоящее время проблема психосоматики широко исследуется учеными различных направлений науки. Более того, отмечается стремительную рост психосоматических заболеваний в обществе. Российскими учеными Сидоровым П. И., Совершаевой Е. П. [1] разработана достаточно стройная концепция возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых, которая включает четыре аспекта (фрактала): социальный, духовный, биологический и психологический. Также авторы говорят многоуровневой природе психосоматических расстройств. На рисунке 1. представлены динамика психосоматического заболевания.

Рис. 1
Рис. 1

Каждый из уровней развития психосоматического заболевания содержит в себе социальный биологический, психологический и духовный аспекты (фракталы). То есть причины, факторы, приводящие к возникновению и развитию заболевания.

Остановим свое внимание на первом, начальном уровне - предиспозиции. На это уровне ученые установили достоверную связь психосоматических заболеваний со следующими условиями:

  • Наследственной предрасположенности (особое развитие систем и функций организма);
  • Психофизиологическая диспозиция (тип нервной системы, высокая эмоциональность и эмоциональная неустойчивость, высокая личностная тревожность и т.д.);
  • Дисгармония семейных отношений (то как социализируется человек с момента рождения);
  • Духовно-нравственная дефицитарность или слабая дифференцированность моральных и этических норм.

Таким образом, ребенок с рождения попадает в среду, которая НЕ способствует формированию зрелых психологических защит, правильного отношения к своему телу, способности к разрешению конфликта, распознаванию своих и чужих эмоций, умению выражать свои эмоции, отреагировать их во вне. Обучается использовать болезнь, как просьбу о любви и внимании со стороны близких. Тогда, то многое в жизни, с чем сталкивается ребенок вызывает в нем стресс, который может быть затяжным или сокрушительным по силе.

Анна, 34 г. Родители развелись, когда ей было 5 лет. Папа исправно платил алименты, но общаться с ребенком отказывался. Мама эмоционально отстраненная, долго переживала развод. Сил на воспитание двух дочерей не оставалось. Девочку воспитывала старшая сестра, с которой разница в возрасте была 7 лет. Старшая сестра не желала рождения Ани. Долго не могла смириться с эти. А еще ей приходилось играть с младшей сестрой, ухаживать за ней, водить и встречать из садика, помогать делать уроки. Старшая сестра не переставала упрекать Аню в ее рождении, часто обзывала и унижала ее, обвиняла и наказывала. Если Аня жаловалась маме, та неизменно была на стороне старшей дочери. У маленькой Ани часто болела голова и живот. Только тогда можно было просто тихо лежать в постели. Только в эти моменты на нее не кричали.

Что, в итоге, приводит к развитию психовегетативного диатеза [1]. Диатез, в этом случае, рассматривается, как состояние неустойчивого равновесия. При возникновении нагрузки, в том числе и стрессовой, равновесие теряется и переходит в расстройства и болезни. Для этого уровня характерно формирование склонности к реагированию болезнью на неудовлетворенность в жизни, формирование особых черт личности в связи с этим. Закрепляются неправильные, патологические способы взаимодействия с окружающими. Духовная составляющая личности не находит своего развития, не является опорой.

Евгений, 28 лет. Вырос в семье пьющих родителей. Мама кричащая, критикующая, часто обвиняла сына в том, что он неловкий, глупый, неудачник. Папа эмоционально отстранен. Когда мальчику было 11 лет родители развелись. На момент обращения к психологу, молодой человек испытывал сильные головные боли, панические атаки, высокий уровень тревожности. Особенно, когда было необходимо было взаимодействовать с окружающими: сдать экзамены, устроится на работу, купить продукты в супермаркете, уточнить информацию. Евгения мучала бессонница, навязчивые мысли, напряжение во всем теле, чувство безнадежности и беспомощности. После обращения к врачам, молодой человек прошел обследование. Никаких патологических изменений не было найдено. Врачами было сделано заключение о психосоматической природе его состояния. Евгений получил направление к психологу.

Ученые выделяют три варианта развития психосоматического диатеза. Первому варианту соответствует (Рисунок 2):

Рис. 2
Рис. 2

Дети, при таком варианте диатеза долго не признают горшок, не умеют ухаживать за собой после. Реакцией ребенка на ограничения или на неприятные обстоятельства, часто являются боли в животе, головная боль, различные недомогания.

Второй вариант диатеза связан с возникновением в жизни ребенка внезапных стрессовых обстоятельств (потеря матери или ее отъезд), развод родителей, помещение ребенка в больницу. При таком варианте, уже сформированные телесные навыки теряются. Ребенок опять может начать опорожняться в трусики, теряется способность к самостоятельному засыпанию, учащаются случаи недомогания. В целом эта ситуация преодолима. Так ребенок с помощью телесных симптомов привлекает к себе внимание.

Для третьего варианта характерно искажение отношения к собственному телу [2]. Чаще, тело и его функции воспринимаются ребенком негативно. В перспективе это может привести к попыткам его модификации различными способами.

Вера, 39 л. обратилась к психологу с просьбой помочь разобраться в конфликтной ситуации с учительницей сына. Сын Артем, ученик 2-го класса. У мальчика не складывались отношения с одноклассниками. Дети дразнили мальчика. Друзей у ребенка не было. Учеба тоже не ладилась. Мальчик страдал энурезом, тиками. Не обследован у невролога. Маму больше беспокоило то, что учительница предложила ребенку и маме посещать дополнительные занятия, чтобы преодолеть учебные трудности. Для мамы это показалось унизительным. Разногласия переросли в конфликт и разбирательства. В совместной беседе мама часто перебивала и поправляла своего ребенка, говорила от его лица

Если травматизация в жизни ребенка продолжается, психовегетативный диатез перерастает в функциональные психосоматические расстройства.

Рис.3
Рис.3

Так подростки могут жаловаться на сильную головную боль или боль в животе вплоть до невозможности находиться в школе, выполнять задания на уроке.

К функциональным или соматоформным расстройствам относятся боли, усталость, головные боли, расстройства сна, проблемы с пищеварением, мышечные напряжения и судороги, сердцебиение, одышку, головокружение, нарушения зрения или слуха, онемение или ощущение покалывания в конечностях, и другие физические симптомы.

Если обобщить, то соматоформные расстройства - это группа психических расстройств, характеризующихся физическими симптомами и проблемами, которые не могут быть объяснены медицинскими показателями или физическими причинами. Общие симптомы соматоформных расстройств могут включать:

1.
Соматизационное расстройство: хроническая и множественная физическая симптоматика (боли в разных частях тела, утомляемость, нарушения сна, проблемы с пищеварением и другие физические неприятные ощущения), которая приводит к значительному страданию и функциональным нарушениям.

2.
Расстройство соматических симптомов: наличие одного или нескольких физических симптомов, которые вызывают беспокойство и тревогу, но не могут быть объяснены медицинскими причинами.

3.
Расстройство боли: хроническая или рецидивирующая боль, которая не может быть объяснена медицинскими показателями или физическими причинами.

4.
Гипохондрическое расстройство: беспокойство и убеждение в наличии серьезного заболевания, несмотря на отсутствие медицинских доказательств.

5.
Расстройство соматического симптома и связанные с ним беспокойства: наличие физических симптомов, которые вызывают беспокойство и тревогу, но не могут быть объяснены медицинскими причинами.

6.
Расстройство конверсии: потеря или нарушение функций тела, которые не могут быть объяснены медицинскими показателями или физическими причинами.


Необходимо отметить, что наличие признаков функционального функционального расстройства может свидетельствовать о том, что в жизни человека по-прежнему сильно выражен стрессовый фактор, не удовлетворены основные потребности, способ манипуляции телесными симптомами стал привычным.

При сохранении такой ситуации соматоформное расстройство перерастает в соматическое заболевание.

  1. Сидоров П. И., Совершаева Е. П. Синергетическая биопсихосоциодуховная концепция ментальных эпидемий психосоматозов. Экология человека. 2015. № 10.
  2. . Антропов Ю. Ф., Бельмер С. В. Соматизация психических расстройств в детском возрасте. М. : Медпрактика, 2005.,444 с.
  3. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. М. : Речь, 2005. 400 с.