Найти тему
ЭКСКУРС TV

Казановедение: Стекольный скит

Скит этот принадлежал старообрядцам поморского согласия, которых в быту называли беспоповцами. До XVIII века на этом местечке располагался стекольный завод, затем здесь был расположен монастырь Дмитрия Прилуцкого, а потом уже его постройками воспользовались старообрядцы. Попечителем старообрядческой поморской общины был купец Василий Савинов, у которого тут неподалёку была усадьба. Но несмотря на его заступничество, власти постоянно боролись со старообрядчеством, а в 1838 году скит окончательно разорили и закрыли, а на бывшем монастырском кладбище запретили похороны.

Сделаю интересное наблюдение о том, что конфессиональные центры старообрядцев - беспопоповцев были схожи по образу устройства с мусульманскими конфессиональными центрами - медресе. И те, и другие, становились не только духовными, но и общественными, и образовательными, и политическими, и даже экономическими центрами общины. При мечетях всегда функционировало медресе (среднее духовное учебное заведение), часто был небольшой торг, ютились кофейни и чайные, где собирался народ для обмена новостями. При старообрядческих храмах также функционировали школы, богадельни, приюты.

Стекольный скит. Фото Pastvu
Стекольный скит. Фото Pastvu

Чем же так “бесила” государство община беспоповцев? Казанская, во-первых тем, что была крупнейшей немосковской негосударственной (или не санкционированной на существование государством, как РПЦ) религиозной общиной. А во-вторых, а может быть и в основном по этому, тем, что по факту старообрядческая община являясь крупным конфессионально - политическим объединением, своего рода государством в государстве, члены которой только формально блюли российские законы. Тут опять параллели с Исламом, приверженцы которого чтят законы Шариата, и если государственные законы ему противоречат, то руководствуются не ими, а Шариатом. Например, многожёнство в России было запрещено, однако в середине XIX века Карл Фукс свидетельствовал о том, что среди казанских татар это весьма распространённое явление.

Итак, вернёмся к купцу Савинову. Выходец из Владимирской губернии, который сколотил первоначальный капитал на государственных строительных подрядах. Это дело он продолжал и позже, когда уже прибыл в Казань, а в начале XIX века открывает хлебную торговлю (вообще хлебной торговлей у нас в крае традиционно занимались именно старообрядцы). Старообрядцы Казани в начале XIX века отправили запрос муниципальным властям на выделение места под кладбище, на что власти ответили одобрением, однако полицейское ведомство это одобрение исполнять не торопилось, в результате чего поморцы стали действовать самостоятельно и решительно.

Вид на Волгу и Казанку от Стекольного скита. Фото Pastvu
Вид на Волгу и Казанку от Стекольного скита. Фото Pastvu

Но не рейдейрским захватом, нет. За свои средства (и с помощью общинного капитала) на тот момент купец 3 гильдии Савинов выкупает у тайного советника Желтухина деревянный дом с участком в слободке Стекольный завод (иначе называемой ещё Подгородней, то есть Пригородной) на высоком берегу Прилуцкого озера. Эта была первая покупка федосеевцами недвижимости на Стекольном заводе, и в дальнейшем их владения здесь только расширялись. Крупные приобретения случались в 1812, 1813, 1814 годах. А поскольку полицейское управление так и не исполнило указ городской управы, в августе 1815 года поморцы ещё раз отправили прошение об устройстве кладбища на территории, жалованной общине купцом Савиновым в слободе Стекольной завод, но только уже не в городскую управу, а императору Александру I. Причём это скорее было не прошение, а уведомление: дескать, решаем хоронить тут и точка.

Напомню, что в 1815 году в городе случился грандиозный пожар, а к тому времени сам купец Савинов занимал в городском магистрате должность бургомистра. В ноябре полицейское управление Казани получило от городской управы приказ освидетельствовать место, и в этот раз управление мешкать не стало, признав место для кладбища годным к такому устройству, и не мешающим жителям города. В 1818 году Савинов на свои средства возводит здесь молельный дом, что вызвало лютый батхёрт у благочинного Богоявленской церкви на Большой Проломной Петра Талева. Тот написал донос, однако вес Савинова и его объяснительная речь отправили бумагу с доносом по назначению - в магистратский клозет.

Пляж Локомотив и скит в 60-е. Фото Pastvu
Пляж Локомотив и скит в 60-е. Фото Pastvu

Но РПЦ, разумеется, на этом не успокоилась, тем более что Стекольный скит моментально превратился в старообрядческий центр Среднего Поволжья, сюда стекались паломники для богомолья со всей России, что вызывало зубную боль у Казанской духовной консистории. Казанский архиепископ Амвросий настрочил очередной донос губернатору Толстому (родственнику великого писателя) с требованием снести богадельню и вообще, понаехали тут. Но казанское губернское правление на совершенно законных основаниях ответило, что построенные строения сносить и общину ликвидировать не собирается. Равно как и не собирается позволять строить и учреждать новые, но это уже консисторию не касается.

Всё имущество, купленное Савиновым на Стекольном скиту, было передано в дар им старообряческой общиной, что зафиксировали и сам губернатор, и высшие городские и губернские чины. Однако губернское правление считало своим долгом (в духе царской политики того времени) контролировать состав общины и вообще её устройство. В период с 1819 по 1836 годы казанская полиция трижды устраивала проверки и переписи “монастыря”, как его называли сами старообрядцы. После 1835 года губерния стала прижимать старообрядцев сильнее, что было опять же в духе политики Николая I на полное уничтожение старообрядчества. Прикончил богадельню император лично своим указом, повелев считать дарственную недействительной, поскольку оформлена она была на “непризнанное” общество, в богадельне оставить только дряхлых не моложе 50 лет. В 1845 году богадельню окончательно закрыли уже местные власти.

Пляж Локомотив и скит в 70-е. Фото Pastvu
Пляж Локомотив и скит в 70-е. Фото Pastvu

Однако казанские купцы - старообрядцы в частности и община в целом про скит не забыла. Он хоть и находился в общем запустении, но поморцы продолжали его посещать и ремонтировать, а также хоронить на погосте своих умерших, что было незаконно, но сильных духом старообрядцев это мало волновало. В апреле 1905 года в России была оформлена на законодательном уровне свобода вероисповедания, что привело к повторному открытию скита.

В 30-е гг, при советской власти, скит постигла участь всех остальных монастырей и храмов губернии. Саму общину окончательно ликвидировали, а помещение “завода” реквизировали для размещения в нём клуба железнодорожников “Локомотив” (отсюда и название полуострова и пляжа на нём), позднее здесь был оборудован яхт-клуб, уж очень тут удобная стоянка. В том же 37-м году все надгробия на старообрядческом кладбище были снесены.

Фото Pastvu
Фото Pastvu