Скит этот принадлежал старообрядцам поморского согласия, которых в быту называли беспоповцами. До XVIII века на этом местечке располагался стекольный завод, затем здесь был расположен монастырь Дмитрия Прилуцкого, а потом уже его постройками воспользовались старообрядцы. Попечителем старообрядческой поморской общины был купец Василий Савинов, у которого тут неподалёку была усадьба. Но несмотря на его заступничество, власти постоянно боролись со старообрядчеством, а в 1838 году скит окончательно разорили и закрыли, а на бывшем монастырском кладбище запретили похороны.
Сделаю интересное наблюдение о том, что конфессиональные центры старообрядцев - беспопоповцев были схожи по образу устройства с мусульманскими конфессиональными центрами - медресе. И те, и другие, становились не только духовными, но и общественными, и образовательными, и политическими, и даже экономическими центрами общины. При мечетях всегда функционировало медресе (среднее духовное учебное заведение), часто был небольшой торг, ютились кофейни и чайные, где собирался народ для обмена новостями. При старообрядческих храмах также функционировали школы, богадельни, приюты.
Чем же так “бесила” государство община беспоповцев? Казанская, во-первых тем, что была крупнейшей немосковской негосударственной (или не санкционированной на существование государством, как РПЦ) религиозной общиной. А во-вторых, а может быть и в основном по этому, тем, что по факту старообрядческая община являясь крупным конфессионально - политическим объединением, своего рода государством в государстве, члены которой только формально блюли российские законы. Тут опять параллели с Исламом, приверженцы которого чтят законы Шариата, и если государственные законы ему противоречат, то руководствуются не ими, а Шариатом. Например, многожёнство в России было запрещено, однако в середине XIX века Карл Фукс свидетельствовал о том, что среди казанских татар это весьма распространённое явление.
Итак, вернёмся к купцу Савинову. Выходец из Владимирской губернии, который сколотил первоначальный капитал на государственных строительных подрядах. Это дело он продолжал и позже, когда уже прибыл в Казань, а в начале XIX века открывает хлебную торговлю (вообще хлебной торговлей у нас в крае традиционно занимались именно старообрядцы). Старообрядцы Казани в начале XIX века отправили запрос муниципальным властям на выделение места под кладбище, на что власти ответили одобрением, однако полицейское ведомство это одобрение исполнять не торопилось, в результате чего поморцы стали действовать самостоятельно и решительно.
Но не рейдейрским захватом, нет. За свои средства (и с помощью общинного капитала) на тот момент купец 3 гильдии Савинов выкупает у тайного советника Желтухина деревянный дом с участком в слободке Стекольный завод (иначе называемой ещё Подгородней, то есть Пригородной) на высоком берегу Прилуцкого озера. Эта была первая покупка федосеевцами недвижимости на Стекольном заводе, и в дальнейшем их владения здесь только расширялись. Крупные приобретения случались в 1812, 1813, 1814 годах. А поскольку полицейское управление так и не исполнило указ городской управы, в августе 1815 года поморцы ещё раз отправили прошение об устройстве кладбища на территории, жалованной общине купцом Савиновым в слободе Стекольной завод, но только уже не в городскую управу, а императору Александру I. Причём это скорее было не прошение, а уведомление: дескать, решаем хоронить тут и точка.
Напомню, что в 1815 году в городе случился грандиозный пожар, а к тому времени сам купец Савинов занимал в городском магистрате должность бургомистра. В ноябре полицейское управление Казани получило от городской управы приказ освидетельствовать место, и в этот раз управление мешкать не стало, признав место для кладбища годным к такому устройству, и не мешающим жителям города. В 1818 году Савинов на свои средства возводит здесь молельный дом, что вызвало лютый батхёрт у благочинного Богоявленской церкви на Большой Проломной Петра Талева. Тот написал донос, однако вес Савинова и его объяснительная речь отправили бумагу с доносом по назначению - в магистратский клозет.
Но РПЦ, разумеется, на этом не успокоилась, тем более что Стекольный скит моментально превратился в старообрядческий центр Среднего Поволжья, сюда стекались паломники для богомолья со всей России, что вызывало зубную боль у Казанской духовной консистории. Казанский архиепископ Амвросий настрочил очередной донос губернатору Толстому (родственнику великого писателя) с требованием снести богадельню и вообще, понаехали тут. Но казанское губернское правление на совершенно законных основаниях ответило, что построенные строения сносить и общину ликвидировать не собирается. Равно как и не собирается позволять строить и учреждать новые, но это уже консисторию не касается.
Всё имущество, купленное Савиновым на Стекольном скиту, было передано в дар им старообряческой общиной, что зафиксировали и сам губернатор, и высшие городские и губернские чины. Однако губернское правление считало своим долгом (в духе царской политики того времени) контролировать состав общины и вообще её устройство. В период с 1819 по 1836 годы казанская полиция трижды устраивала проверки и переписи “монастыря”, как его называли сами старообрядцы. После 1835 года губерния стала прижимать старообрядцев сильнее, что было опять же в духе политики Николая I на полное уничтожение старообрядчества. Прикончил богадельню император лично своим указом, повелев считать дарственную недействительной, поскольку оформлена она была на “непризнанное” общество, в богадельне оставить только дряхлых не моложе 50 лет. В 1845 году богадельню окончательно закрыли уже местные власти.
Однако казанские купцы - старообрядцы в частности и община в целом про скит не забыла. Он хоть и находился в общем запустении, но поморцы продолжали его посещать и ремонтировать, а также хоронить на погосте своих умерших, что было незаконно, но сильных духом старообрядцев это мало волновало. В апреле 1905 года в России была оформлена на законодательном уровне свобода вероисповедания, что привело к повторному открытию скита.
В 30-е гг, при советской власти, скит постигла участь всех остальных монастырей и храмов губернии. Саму общину окончательно ликвидировали, а помещение “завода” реквизировали для размещения в нём клуба железнодорожников “Локомотив” (отсюда и название полуострова и пляжа на нём), позднее здесь был оборудован яхт-клуб, уж очень тут удобная стоянка. В том же 37-м году все надгробия на старообрядческом кладбище были снесены.