Найти тему
Вечерняя Казань

Кузница победителей. Как казанские школьники второй год подряд берут золото на международной олимпиаде?

В этом году ученик лицея № 131 Никита Перов сделал практически невозможное в эпоху санкций: выиграл проходившую в Цюрихе международную олимпиаду по химии, причем второй раз. Имея колоссальные возможности, которые распахнули перед ним двери в любой университет, парень решил остаться в Казани и поступать в КФУ. Мы поговорили с Никитой о его личном пути в науке и о том, как сейчас вообще развиваться в этой сфере.

Изучая историю призеров школьных олимпиад, начинаешь невольно сравнивать их путь со своим – но потом быстро возвращаешься на землю и перестаешь. К 17 годам Никита Перов стал уже двукратным победителем международной олимпиады по химии (в этом году она проходила в Цюрихе). Он начал серьезно заниматься любимым предметом еще в седьмом классе, а в начале восьмого закончил школьный учебник химии. Хотя даже это не сильно выделяло его среди других участников химического кружка.

В 131-м лицее города регулярно готовят призеров различных олимпиад. Например, учитель химии Никиты Эльфия Сафонова подготовила трех победителей международной олимпиады, не говоря уже о призерах российского уровня. Сафонова - отличник народного просвещения, у нее есть медаль за доблестный труд от раиса республики, много ее учеников сегодня работает за границей – но при всех этих регалиях она сохраняет статус «человека государственного» и даже не подрабатывает репетиторством.

– Если кто-то хочет заниматься, пусть приходит на бесплатный школьный кружок: я там всех одинаково учу. А так, чтобы деньги грести – нет. Я же за каждого переживаю, это большая ответственность, – делится Сафонова.

 
 

Кстати, еще один воспитанник Сафоновой Булат Курамшин тоже становился призером международной олимпиады по химии, но только в 2016 году – сегодня он учится в аспирантуре Казанского университета и ведет городской кружок для одаренных детей. Также один час в неделю Курамшин преподает химию в родном лицее, но, как сам говорит, основная его деятельность – это работа в кружке.

Никита попал в кружок в девятом классе – он почти идеально сдал вступительный экзамен, продемонстрировав нестандартный подход к решению многих задач. Именно нестандартное мышление отличало Никиту с седьмого класса, как говорит Сафонова.

– Одна задача может иметь восемь способов решения: первые два, как правило, из школьного курса, другие способы математические, далее - геометрические и графические. В нашем лицее отличный учитель математики – он всегда дает детям нестандартные задания, у него даже есть такое направление, как математические бои – такой подход и развивает нестандартное математическое мышление, – подчеркивает Сафонова.

Преподавательница также отмечает, что Никите не было равных в классе по математическим боям. На вопрос о том, как Сафонова повлияла на успех воспитанника, отвечает, что смогла сохранить детский интерес к предмету. Но в этом есть доля лукавства: до девятого класса Перов постоянно выступал на городских олимпиадах, посещал учебные лаборатории и различные лекции и поддерживала его в этом именно Сафонова.

С девятого класса Никита стал заниматься в городском кружке Курамшина – и это, как говорит сам вундеркинд, стало началом серьезной подготовки к международной олимпиаде: каждый день он занимался по пять часов, из-за чего подготовка, по мнению нашего героя, стала походить на работу.

 
 

– В восьмом классе я стал призером всероссийской олимпиады по химии. В девятом - уже победителем. Дальше меня пригласили на зимние сборы российской команды, где мы готовились к международной олимпиаде. Но из-за того, что неизвестны подготовительные комплекты, то готовят просто ко всему: это расширяет горизонт, кругозор – много нового узнаешь, – делится Никита.

Он также говорит, что на этих сборах получил первый мощный толчок в развитии – в конце всероссийских сборов проводили олимпиаду среди участников, там Никита занял 5 - 6-е место.

– Потом был «всерос», после «всероса» –  «мендель». И после «менделя» летние сборы. И так по кругу, – вспоминает юный химик.

«Мендель» (Менделеевская) и «межнар» (международная) – это две главные олимпиады юных химиков. Они проводятся по одинаковой системе: это теоретический и практический блоки заданий. В теории нужно решить все задачи за пять часов, а в практике синтезировать или очистить вещество различными методами. Отличия в том, что в международной олимпиаде теория состоит из 10 вопросов – в Менделеевской вопросов меньше, но они сложнее.

За победу в Менделеевской олимпиаде дают два миллиона, но призер не получит ничего. В международной же олимпиаде за золотую медаль полагается миллион, за серебро - 500 тысяч рублей, за бронзу - 400 тысяч рублей.

Международная олимпиада также собирает больше участников – ежегодно в ней участвуют порядка 90 команд со всех уголков мира. И, как говорит Никита, главные соперники там – китайцы.

– В этом году они выступили, наверное, хуже, чем могли, но в целом четыре золота – это лучший результат. Абсолютным победителем стал также школьник из Китая. Я стал третьим, – говорит Перов.

Страны Азии также регулярно выступают на высоком уровне: Китай, Вьетнам, Сингапур, Южная Корея имеют очень высокий уровень подготовки.

Система награждения своеобразна: золотая медаль дается примерно 10 процентам участников. Всего их было 350, золото в этом году получили 39 человек. Серебро присуждается 20 процентам участников, бронза – 30 процентам. Команда из России в этом году получила три золота и одно серебро. А Никита за последние два года становился дважды вторым на Менделеевской олимпиаде – и дважды победителем на международной.

НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФЛАГ И ПОЛИТИКА

Команда России, как и год назад, выступала на международной олимпиаде под нейтральным флагом. Никита рассказал, как это отразилось на атмосфере соревнований.

-4

– Могу сказать, что организаторы приняли нас тепло и сделали все, чтобы соревнования прошли в доброй, «трушной» обстановке. Так что все хорошо – со всеми свободно общались и никакого притеснения я не почувствовал, – заявил наш герой.

Перов также отметил, что в мире отношения людей идут в сторону глобализации – и политика все меньше влияет на их качество.

– По крайней мере, я надеюсь, что к этому все и идет. Даже если сейчас это не совсем так, – делится парень.

В этом году олимпиада проходила в Цюрихе - были, наконец, сняты ковидные ограничения и наши школьники смогли оказаться в Швейцарии, пусть и с утомительными пересадками в Стамбуле.

- Нас много водили по ИТХ цюриховскому (ETH Zurich - швейцарская высшая техническая школа Цюриха.«ВК»), он считается лучшим техническим университетом в Европе. Лаборатории там были прекрасные: все оборудование как надо, все новое. Но единственное, что было не очень удобным, - это, наверное, вакуум (специальное устройство, необходимое в некоторых заданиях. - «ВК»). Когда все им одновременно пользовались, было не очень, но в целом это никак не сказалось на результате, - говорит Никита.

ВУЗ В КАЗАНИ. ПОЧЕМУ?

– Это был сложный выбор: я выбирал между физтехом, МГУ и КФУ. И мне кажется, что в плане уровня подготовки, наверное, физтех - это был бы лучший выбор, но именно в плане подготовки к математике и физике. Все-таки физтех – это не совсем традиционный выбор для химика. Я не могу точно объяснить свое решение, нельзя сказать, что это только из-за того, что я родился в Казани и хочу остаться. Много факторов, и это был сложный выбор, я до сих пор не уверен, что целиком правильно поступил, – рассуждает Никита.

Также собеседник отметил, что много олимпиадников сегодня уезжают за границу – и это, по мнению Перова, повод задуматься о высшем образовании. Школьное же образование, по его мнению, в России хорошее, но много напарников Никиты по олимпиаде отмечают неактуальность школьной программы по биологии. Молодой человек также сравнил подходы к изучению химии за границей и в России.

– За границей изучают, скорее, больше физхимии, больше теории и научных концепций. У нас изучают конкретные области. Не уверен, что стоит сравнивать, это просто разные подходы, – подчеркнул Перов.

Затем он рассказал, как помогал готовиться к химии своей бывшей однокласснице, которая сейчас учится на Мальте. По словам Никиты, задания зарубежной программы гораздо интереснее заданий из российских учебников по химии.

– Там необходимо понимание концепции прежде всего. Наша же школьная программа способствует зубрежке, – говорит Никита.

Высказался собеседник и по поводу единой школьной программы, которая начинает действовать с 1 сентября.

– Я думаю, что это вообще не губительно, потому что кто хочет что-то знать, тот найдет информацию. Сейчас это сделать очень легко: есть интернет, любую книгу можно скачать, все есть в открытом доступе. Никто же не отменит какие-то дополнительные занятия, кружки. Поэтому я думаю, что новая программа не особо скажется на образовании, – считает Никита.

ПРО СЕМЬЮ И УСПЕХ

Никита вырос в обычной семье, там химией никто не интересовался, и ученых среди родственников не было. Но мама вовремя определила сына в хорошую школу, где его способности смогли развить.

– Сработала традиционная установка, что «надо учиться». Так я нашел, что больше всего подходит и нравится, – вспоминает Никита.

-5

За успехами сына мама трепетно следит. Никита рассказывает, что, вернувшись с Менделеевской олимпиады, нашел у нее листок, на котором были выписаны имена всех призеров олимпиады с их количеством баллов. Сам же Перов к своим успехам относится проще.

– Я не знаю, получил и получил медаль. Даже не хочется задумываться об этом – пару дней порадуюсь, а потом перестанут звонить и приглашать на интервью и забудут надолго, - улыбается олимпиадник международного уровня.

Он также сказал, что, выбирая между миллионом и медалью, выбрал бы, скорее, медаль международной олимпиады. Поскольку миллион заработал бы сам. Кстати, выигранный капитал Никита решил сохранить.

ИГРА НА ГИТАРЕ, ЛИТЕРАТУРА И АНИМЕ

В жизни Никиты есть не только химия, но и другие интересы. Из неочевидных наук, связанных с химией, Перов увлекается информатикой. Она помогает в автоматизации химических процессов, а искусственный интеллект облегчает их симуляцию. Также среди увлечений парня - игра на акустической гитаре, литература и аниме.

– Читаю разные книги, очень запомнилась Харпер Ли «Убить пересмешника» – как-то она меня зацепила. «Острова и море» Хемингуэя. В остальном слушаю музыку, играл раньше на акустической гитаре, сейчас забросил, чтобы больше уделять времени подготовке. В прошлом году нормально играл, у меня даже были мозоли от зажимания аккордов. Слушаю разную музыку, - рассказывает собеседник.

Среди аниме Никита выделяет Great teacher Onizuka, «Дороро» и «Ван Пис». Также молодому человеку нравится сериал «Во все тяжкие» - Никита отмечает реалистичность некоторых научных приемов, но смеется, что сам бы не смог синтезировать вещество по формуле.

– Органическая химия – это тонкое искусство. Если с нуля повторять, без методик и самому разрабатывать синтез, то это займет очень много времени. Хорошо, если ты найдешь методику проведения какой-то реакции, но для определенных субстратов. Потому что если субстраты отличаются от тех, что в методике, с большой вероятностью ничего не получится. Придется что-то менять, оптимизировать, менять растворители, менять соотношение реагентов. Это очень долгий процесс, - объясняет Никита.

Автор: Андрей МАРТЫГИН

Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»