Найти тему

Укромные местечки для сверчка

«Каждый сверчок, знай свой шесток» – эту поговорку знают все. И означает она – «не суйся в чужие дела», «знай свое место». Про сверчка тоже все понятно. Даже в колыбельной песенке про него поется: «За печкою поет сверчок…» А вот почему именно шесток, нам предстоит разобраться, ведь в русской избе много интересных и укромных местечек, где бы он мог поселиться.

Сверчек домовой
Сверчек домовой

Вот, например, самые обычные лавки. Делали их из широких, толстых досок и располагались они вдоль стен. Чужой человек, зашедший в дом, стоял у двери, снимал головной убор и ждал предложения хозяина дома присесть на лавку. Лавка, как и пол в доме были добела выскоблены песком и веником из мужжахи (можжевельника). Иногда их укрывали ткаными дорожками и своеобразным подзором, который свешивался с края лавки. Под лавкой за подзором хранилась от посторонних глаз домашняя утварь, инвентарь и необходимые для дома вещи. Чем не жилище для сверчка?

А вот – полати. Приделаны высоко, под самым потолком, рядом с лежанкой большой печи. Там хранили одеяла, запасные матрацы, одежду. А еще полати использовались как спальные места для детей. Тепло, и сквозняков никаких.

Куть, упечь, запечь – так в деревнях Чкаловского района (в древности – Василевой слободы) назывались места у большой русской печки. Куть была отгорожена занавеской и представляла собой хозяйственный угол за печкой со стороны входной двери, где обычно стоял рукомойник и лесенка, которая вела на лежанку. Запечь – узкое место между печью и наружной стеной. Там хранились разнокалиберные ухваты, кочерга, метелка. А упечь – угол между печкой и окном, своеобразная кухня, место, где занималась домашними делами хозяйка дома. Отделялась она от большой комнаты перегородкой или занавеской. Рано утром в упечи хозяйка затопляла печь, грела воду для скотины и готовила еду для семьи. В праздничные дни и в воскресенье стряпала пироги.

На стене в упечи располагался посудник, выполненный из строганных узких досок в виде короба с полочками для тарелок и кружек.

Сверху, под самым потолком, располагались полицы – широкие доски, по обе стороны стены. Там хозяйка хранила горшки, кастрюли, жаровники, скалку, небольшое корытце и тяпку для приготовления холодца.

А вот и шесток – небольшая ровная площадка из кирпича непосредственно перед топкой русской печи. Он необходим для того, чтобы ставить чугунки перед тем, как задвинуть их ухватом в печь, как можно ближе к огню. На шесток выставляли приготовленную пищу, сюда же выгребали угли для утюгов и самоваров, ставили жаровни с пирогами перед тем, как задвинуть их перед выпечкой в печь.

Много в доме укромных местечек для сверчка. Так почему же из всех перечисленных мест он облюбовал именно шесток? Ответ очень прост. Запечный житель деревенского дома ночью перебирался на шесток, потому что там всегда было тепло. Но, как и всякому насекомому, ему постоянно грозила опасность быть прихлопнутым, если не успеет спрятаться до прихода хозяйки.

Отсюда и появилось высказывание «Каждый сверчок, знай свой шесток».