Найти тему
CULTFEB

«J-HORROR» История японских фильмов ужасов. Часть 1

Так получилось что многим людям нравится щекотать свои нервы при просмотре какого-нибудь фильма ужасов. Когда человек испытывает чувство страха напрямую не угрожающее его здоровью, он получает особый заряд энергии, от чего и получает удовольствие. В данной серии статей я расскажу вам об одном подвиде фильмов ужасов, а именно о J-horror, японские фильмы ужасов. Мы рассмотрим истоки жанра, его историю, какие исторические события  повлияли на его становление, рассмотрим черты и мотивы некоторых фильмов и проанализируем их. В первой части мы разберём само определение «фильма ужасов» и рассмотрим его истоки в стране восходящего солнца. 

Постер фильма «Проклятие» 2002 года
Постер фильма «Проклятие» 2002 года

ВВЕДЕНИЕ

Фильм ужасов (хоррор) — жанр художественного фильма, имеющий тематическое разнообразие и ставящий целью вызвать у зрителя чувство страха, тревоги и беспокойства. Главным признаком фильма ужасов является страх (но всегда есть свои исключения), реализующийся сюжетом, образами, идеями, героями, злодеями и т.д. Как и во многих других жанрах кинематографа, в фильмах ужасов, главным конфликтом является конфликт добра и зла, чаще всего выраженный в схеме «палач — жертва», где в качестве палача может выступать какой-либо монстр, маньяк или кто-либо еще. Но стоит отметить, что не всегда в фильмах ужасов есть определённые правила и клише, как отметил киновед Дмитрий Комм в своей книге «Формулы страха: Введение в историю и теорию фильмов ужасов», в фильмах ужасов нет определённой формулы, она есть в вестернах, детективах, но фильмы ужасов не обладают комплексом характерных только для этого жанра героев, тем и идей. Далее цитата из книги: «Единственное, в чем проявляется уникальность фильмов этого рода, позволяющая классифицировать их как единый жанр – это легко узнаваемый комплекс драматургических, стилистических, технических приемов, предполагающий эффективное манипулирование психологией восприятия, использование архетипов и мифов массового сознания. Если комедия не смешит, а фильм ужасов не пугает, зрители чувствуют себя обманутыми: контракт нарушен, обязательства, данные авторами, когда они квалифицировали свой фильм как комедию или хоррор – не выполнены. То, о чем идет речь – это наличие в фильме определенной совокупности художественных приемов, которую можно назвать технологией страха, нацеленной на выполнение контракта со зрителем. Именно наличие технологии страха, а вовсе не присутствие на экране некого «предмета страха», в конечном счете обеспечивает жанровую идентификацию произведения как фильма ужасов. Иными словами, фильм ужасов – это не то, что показывается, а то как показывается." Разобравшись с определением хоррора, перейдём к главной теме статьи, а именно к J-хоррорам, или к японским фильмам ужасов. J-Horror известен в первую очередь своим уникальным тематическим содержанием и отличными западных фильмов способами вызова страха. J-Horror стремится сосредоточить внимание на психологической составляющей ужаса и потенциале напряжённости (ожидании), чаще всего- с участием призраков и полтергейстов. Японские фильмы ужасов разнообразны и не ограничиваются напряжённости, иногда они уходят в фарс и абсурд, а иногда тотальную и бессмысленную жестокость. Обо всем этом пойдет речь далее.

Культовые злодеи фильмов ужасов.
Культовые злодеи фильмов ужасов.

ИСТОКИ 

Ранняя японская мифология наполнена историями и сказками о злых духах, демонах, и других мистических существах: демоны людоеды Они, Цукумогами, Ёкаи, приведения Юрэй, Онрё, но большую популярность такие истории обрели во время эпохи Эдо (1603-1868) и получили название – Кайдан (фольклорный жанр, цель которого напугать слушателя). Для классического Кайдана характерны следующие отличительные черты: Потусторонние силы и сверхъестественные существа (чаще всего — мстительные призраки) действуют наравне с людьми и активно воздействуют на сюжет (за эту особенность кайдан часто определяют как «историю о призраках»); Концепция кармы и воздаяния; Очень часто в истории присутствует месть; Обычно небольшое количество ярких, характерных персонажей, активно проявляющих свои чувства.

Рисунок Призрака Оивы. Автор рисунка Кацусика Хокусай
Рисунок Призрака Оивы. Автор рисунка Кацусика Хокусай

ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ 

Первые Японские хорроры были сняты в 1898 году пионером японского кинематографа Сиро Асано. Он снял сразу два короткометражных фильма о потусторонних силах - “Призрак Дзидзо” и “Воскресение мёртвых”. Сами фильмы мне найти не удалось, только их упоминания на разных фанатских и кино форумах. Первой волной в кинематографе, повлиявшей как на жанр ужасов так и на все кино в целом, является немецкий кино-экспрессионизм. В нем многие герои являлись монстрами, либо людьми, встретившимся с монстрами, либо другими антигероями. Э.А. Радаева в работе «Традици немецкого экспрессионизма в киноискусстве второй половины XX-начала XXI вв.» пишет, о том что в своей монографии, посвященной демоническому экрану , кинокритик Л.Айснер пишет о моментах и приемах, перекочевавших из немецкого экспрессионизма в современное хоррор кино. Все эти моменты очень часто фигурируют в японских фильмах ужасов. 1. Световые эффекты- «когда каскады света разрывают зловещую темноту» (финалы хоррор фильмов, пример из японских фильмов ужасов- «Дом»1977), и светотень (экранизации Кайданов). 2. Коварство предмета (пример- тот же фильм «Дом» 1977 года, сцена с колодцем). 3. Прямая траектория- когда кто-либо движется прямо на камеру (сцена с телевизором из фильма «Звонок».) 4. «Зловещие атрибуты»- дают атмосферу, но не двигают сюжет (искаженные фотографии из фильма «Звонок») 5.Действие как «последовательность кадров или даже ракурсов», или «кадрирование»- (псевдо-документалистика- видеокассета в «Звонке») 6. Колористика- коричневый цвет, «коричневый тон рембрандтовского ателье» (цвет в фильме «Кинопроба») 7. Лестница- уже не обозначение спуска и поднятия, чаще место битвы (но в фильме «Звонок»- имеет значение именно поднятия и спуска.) 8. Монтаж картин- уличного праздника и оцепеневшего героя (не смог найти примеры в японских хоррорах, ничего не приходит в голову. 9. Игра актера- механичность жестов, мимики, патетические, немотивированные действия (девочка из фильма «Звонок»). Влияние экспрессионизма видно в экспериментальном японском фильме ужасов под названием «Страница безумия», а если быть точнее, в нем видно не только влияние немецкого экспрессионизма, но также французского авангарда и испанского сюрреализма.Влияние сюрреализма видно и в последующих японских фильмах. «Страница безумия»- фильм Тэйносукэ Кинугаса, выпущенный в 1926 году, и повествующий о пожилом мужчине, устроившимся в психиатрическую клинику, для того чтобы следить за больной женой. В один момент мужчина решает помочь жене сбежать. Фильм на самом деле сложно назвать полноценным фильмом ужасов, не только из-за даты выпуска, скорее из-за того, что фильм является экспериментом группы авторов-авангардистов и не совсем соотносится с жанрами кино вообще. В фильме нет страшных сцен, но присутствуют гнетущие и странные сюрреалистичные сцены (до этого я писал о влиянии испанского сюрреализма, подразумевая конечно же Бунюэля и его с Дали «Андалузский пес», влияние этого фильма видно не вооруженным взглядом).

Кадр из фильма «Страница безумия» 1926 год
Кадр из фильма «Страница безумия» 1926 год

Конец 1 части.