Так получилось что многим людям нравится щекотать свои нервы при просмотре какого-нибудь фильма ужасов. Когда человек испытывает чувство страха напрямую не угрожающее его здоровью, он получает особый заряд энергии, от чего и получает удовольствие. В данной серии статей я расскажу вам об одном подвиде фильмов ужасов, а именно о J-horror, японские фильмы ужасов. Мы рассмотрим истоки жанра, его историю, какие исторические события повлияли на его становление, рассмотрим черты и мотивы некоторых фильмов и проанализируем их. В первой части мы разберём само определение «фильма ужасов» и рассмотрим его истоки в стране восходящего солнца.
ВВЕДЕНИЕ
Фильм ужасов (хоррор) — жанр художественного фильма, имеющий тематическое разнообразие и ставящий целью вызвать у зрителя чувство страха, тревоги и беспокойства. Главным признаком фильма ужасов является страх (но всегда есть свои исключения), реализующийся сюжетом, образами, идеями, героями, злодеями и т.д. Как и во многих других жанрах кинематографа, в фильмах ужасов, главным конфликтом является конфликт добра и зла, чаще всего выраженный в схеме «палач — жертва», где в качестве палача может выступать какой-либо монстр, маньяк или кто-либо еще. Но стоит отметить, что не всегда в фильмах ужасов есть определённые правила и клише, как отметил киновед Дмитрий Комм в своей книге «Формулы страха: Введение в историю и теорию фильмов ужасов», в фильмах ужасов нет определённой формулы, она есть в вестернах, детективах, но фильмы ужасов не обладают комплексом характерных только для этого жанра героев, тем и идей. Далее цитата из книги: «Единственное, в чем проявляется уникальность фильмов этого рода, позволяющая классифицировать их как единый жанр – это легко узнаваемый комплекс драматургических, стилистических, технических приемов, предполагающий эффективное манипулирование психологией восприятия, использование архетипов и мифов массового сознания. Если комедия не смешит, а фильм ужасов не пугает, зрители чувствуют себя обманутыми: контракт нарушен, обязательства, данные авторами, когда они квалифицировали свой фильм как комедию или хоррор – не выполнены. То, о чем идет речь – это наличие в фильме определенной совокупности художественных приемов, которую можно назвать технологией страха, нацеленной на выполнение контракта со зрителем. Именно наличие технологии страха, а вовсе не присутствие на экране некого «предмета страха», в конечном счете обеспечивает жанровую идентификацию произведения как фильма ужасов. Иными словами, фильм ужасов – это не то, что показывается, а то как показывается." Разобравшись с определением хоррора, перейдём к главной теме статьи, а именно к J-хоррорам, или к японским фильмам ужасов. J-Horror известен в первую очередь своим уникальным тематическим содержанием и отличными западных фильмов способами вызова страха. J-Horror стремится сосредоточить внимание на психологической составляющей ужаса и потенциале напряжённости (ожидании), чаще всего- с участием призраков и полтергейстов. Японские фильмы ужасов разнообразны и не ограничиваются напряжённости, иногда они уходят в фарс и абсурд, а иногда тотальную и бессмысленную жестокость. Обо всем этом пойдет речь далее.
ИСТОКИ
Ранняя японская мифология наполнена историями и сказками о злых духах, демонах, и других мистических существах: демоны людоеды Они, Цукумогами, Ёкаи, приведения Юрэй, Онрё, но большую популярность такие истории обрели во время эпохи Эдо (1603-1868) и получили название – Кайдан (фольклорный жанр, цель которого напугать слушателя). Для классического Кайдана характерны следующие отличительные черты: Потусторонние силы и сверхъестественные существа (чаще всего — мстительные призраки) действуют наравне с людьми и активно воздействуют на сюжет (за эту особенность кайдан часто определяют как «историю о призраках»); Концепция кармы и воздаяния; Очень часто в истории присутствует месть; Обычно небольшое количество ярких, характерных персонажей, активно проявляющих свои чувства.
ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ
Первые Японские хорроры были сняты в 1898 году пионером японского кинематографа Сиро Асано. Он снял сразу два короткометражных фильма о потусторонних силах - “Призрак Дзидзо” и “Воскресение мёртвых”. Сами фильмы мне найти не удалось, только их упоминания на разных фанатских и кино форумах. Первой волной в кинематографе, повлиявшей как на жанр ужасов так и на все кино в целом, является немецкий кино-экспрессионизм. В нем многие герои являлись монстрами, либо людьми, встретившимся с монстрами, либо другими антигероями. Э.А. Радаева в работе «Традици немецкого экспрессионизма в киноискусстве второй половины XX-начала XXI вв.» пишет, о том что в своей монографии, посвященной демоническому экрану , кинокритик Л.Айснер пишет о моментах и приемах, перекочевавших из немецкого экспрессионизма в современное хоррор кино. Все эти моменты очень часто фигурируют в японских фильмах ужасов. 1. Световые эффекты- «когда каскады света разрывают зловещую темноту» (финалы хоррор фильмов, пример из японских фильмов ужасов- «Дом»1977), и светотень (экранизации Кайданов). 2. Коварство предмета (пример- тот же фильм «Дом» 1977 года, сцена с колодцем). 3. Прямая траектория- когда кто-либо движется прямо на камеру (сцена с телевизором из фильма «Звонок».) 4. «Зловещие атрибуты»- дают атмосферу, но не двигают сюжет (искаженные фотографии из фильма «Звонок») 5.Действие как «последовательность кадров или даже ракурсов», или «кадрирование»- (псевдо-документалистика- видеокассета в «Звонке») 6. Колористика- коричневый цвет, «коричневый тон рембрандтовского ателье» (цвет в фильме «Кинопроба») 7. Лестница- уже не обозначение спуска и поднятия, чаще место битвы (но в фильме «Звонок»- имеет значение именно поднятия и спуска.) 8. Монтаж картин- уличного праздника и оцепеневшего героя (не смог найти примеры в японских хоррорах, ничего не приходит в голову. 9. Игра актера- механичность жестов, мимики, патетические, немотивированные действия (девочка из фильма «Звонок»). Влияние экспрессионизма видно в экспериментальном японском фильме ужасов под названием «Страница безумия», а если быть точнее, в нем видно не только влияние немецкого экспрессионизма, но также французского авангарда и испанского сюрреализма.Влияние сюрреализма видно и в последующих японских фильмах. «Страница безумия»- фильм Тэйносукэ Кинугаса, выпущенный в 1926 году, и повествующий о пожилом мужчине, устроившимся в психиатрическую клинику, для того чтобы следить за больной женой. В один момент мужчина решает помочь жене сбежать. Фильм на самом деле сложно назвать полноценным фильмом ужасов, не только из-за даты выпуска, скорее из-за того, что фильм является экспериментом группы авторов-авангардистов и не совсем соотносится с жанрами кино вообще. В фильме нет страшных сцен, но присутствуют гнетущие и странные сюрреалистичные сцены (до этого я писал о влиянии испанского сюрреализма, подразумевая конечно же Бунюэля и его с Дали «Андалузский пес», влияние этого фильма видно не вооруженным взглядом).
Конец 1 части.