О законодательстве, риторике, теории и практике средневековых христианских королей и церкви в отношении евреев...
«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»
(Василий Ключевский)
Замечательный французский медиевист и апологет средневековой историографии Бернар Гене в самом начале своей книги «История и историческая культура средневекового Запада», опубликованной в России в 2002 году (вышла во Франции в 1980), написал:
«Средневековье порождено презрением».
Гене в книге отмечает, что сама концепция Средних веков возникла, соответственно, по окончанию Средних веков, в эпоху Ренессанса, когда итальянские гуманисты описывали Средневековье как тёмные времена, как века культурного упадка и с презрением относились к разным явлениям этого периода.
Если европейское Средневековье порождено презрением, тогда еврейское Средневековье порождено ужасом.
Традиционно представление о том, что Средние века для евреев в Европе – это нескончаемая череда кошмаров. Погромы сменялись изгнаниями, сожжениями и закрепощениями. И это представление довольно «уютно» себя чувствует в рамках как общей «медиефобии», неприязни к Средним векам, так и в рамках виктимной прогрессистской концепции еврейской истории, согласно которой евреи всегда были жертвами обстоятельств, властей, соседей. Постепенно эта ситуация улучшалась в Новое время и, особенно, в Новейшее...
Конец прогрессистским представлениям был положен, разумеется, Холокостом. Но представление европейской нетерпимости и о преемственности этой нетерпимости никуда не делось. Исследователи средневековой юдофобии склонны привязывать её к антисемитизму Нового времени и говорить о «марше» европейской нетерпимости сквозь века с XII века до Хрустальной ночи 1938 года ...
Но возникает вопрос: если средневековые христиане так евреев ненавидели, то почему же они не изгнали или не уничтожили их сразу? Ведь «ресурсов» для этого было предостаточно...
Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте взглянем на христианскую политику по отношению к евреям в то время, то есть в Средние века. А что значит христианская политика? Это политика двух основных институтов права и власти - церкви и короны.
Церковное или каноническое право следовало положению Блаженного Августина о том, что евреев или иудеев необходимо сохранять до второго пришествия как свидетелей библейских событий. Под сохранением подразумевалось сохранение физическое и духовное, то есть евреев нельзя уничтожать и нельзя насильственно обращать в христианство.
В рамках этой «установки» далее возникали некоторые поправки и вариации. В частности, речь шла о привлечении евреев в христианство путём убеждения, то есть «методом пряника». Но появляется и кнут: с X века светским властителям позволено евреев изгонять, если путь убеждения не даёт результатов, если евреи не приходят в христианство добровольно. Зачем их оставлять рядом с христианами, «что общего между Тьмой и Светом», вопрошали католические авторы?..
Несколько позднее разгорается антииудейская полемика, имеющая целью также обращение евреев в христианство. Самое известное – крещение евреев в Португалии в конце XV века.
В мирное время, в отличие от ситуации погромов, власти всегда соблюдали принцип добровольности крещения и не обращали евреев в христианство насильственно. Иначе, как утверждал ещё папа Григорий Великий, «они будут возвращаться на блевоту свою» и, соответственно, подобное насильственное крещение не имеет никакого смысла...
Говоря о политике церкви в отношении евреев, нужно прежде всего отметить, что папская риторика существенно отличалась от теории и практики.
Риторика, как правило, была враждебной как у самых юдофобских пап, так и у пап, относившихся к евреям вполне снисходительно.
Так, само слово «иудеи» выводится из имени апостола Иуды, про которого сказано, что он – дьявол, значит и евреи – дети дьявола. Иудаизм называется не «religio», «религия», а «superstitio», «предрассудок». Иудаизм связывается с идолопоклонством.
Отмечается, что это учение карнальное, телесно-материальное, в отличие от духовного христианского учения. Иудеи называются демонами, говорится, что они прокляты и Бог от них давно отвернулся. Синагога пожираема завистью и грехом, и христиане должны молиться о том, чтобы завеса спала с глаз иудеев, чтобы они прозрели и увидели истину во Христе. Евреи обвиняются в распятии Христа и так далее и так далее. Список этот можно продолжать.
Но это всё риторика. И она не имеет очевидных практических последствий...
Теперь о «теории». «Теория» - это то, что папы в своих буллах и церковные соборы в своих канонах постанавливали в отношении евреев западного христианского мира. Речь шла о соблюдении, прежде всего, «status quo».
Церковь стремилась защищать уже имеющиеся у евреев права, неприкосновенность их жизни, собственности и культа, защищать их от попыток насильственного крещения, но при этом следить за тем, чтобы евреи, в свою очередь, не пересекали эту границу и не покушались бы на христиан, не пытались распространять на них свою власть, не держали христиан-рабов и слуг, не миссионерствовали и не унижали бы христианскую веру.
Последняя категория достаточно широка и трактовалась по-разному. В частности, например, папа Иннокентий III возмущался тем, что евреи продают христианам не пригодные для них самих, то есть не кошерное, мясо и вино. Папа видел в этом оскорбление христиан и христианской веры...
Наиболее характерным документом, иллюстрирующим стремление сохранить «status quo», была так называемая папская Конституция о евреях, которая впервые была издана в начале XII века. Потом многие папы её повторяли полностью или с незначительными изменениями. И первая её фраза, хотя и сложно сформулирована, но довольно чётко показывает, чего же церковь хотела:
«Подобно тому как не должно позволять евреям осмеливаться выходить за пределы того, что позволено им законом в их синагогах, так и в том, что было признано за ними, они не должны терпеть никакого ущемления…»
То есть, эта конституция утверждает, что есть некоторая граница и нужно её соблюдать.
Дальше довольно лапидарно перечисляется, что находится по одну сторону границы и что находится по другую сторону границы.
«Ибо мы объявляем законом, чтобы ни один христианин не принуждал их против их воли насильно принять крещение. Но если кто-либо из них добровольно и ради веры перейдет к христианам, как только выбор его станет очевидным, пусть будет крещен в христиане без каких-либо клеветнических измышлений. Тот же, про кого известно, что он пришел к крещению не добровольно, но под принуждением, не может считаться обладателем подлинной веры христианской.
Также ни один христианин да не осмелится без соответствующего судебного решения местной власти злостно наносить им телесные повреждения или насильственно отнимать их собственность или менять добрые обычаи, которые были у них по сей день, в каком бы месте они ни проживали.
Кроме того, никто не должен мешать им праздновать их праздники, побивая их палками или камнями, и также никто не должен требовать с них служб и работ, которые они не должны выполнять, кроме тех, которые они привыкли выполнять с давних времен.
В дополнение к этому мы постановляем, препятствуя нечестию и жадности злых людей, что никто не должен портить или отнимать землю у еврейского кладбища, а также выкапывать захороненные тела с целью найти деньги.
Если же кто-либо тем не менее осмелится, зная содержание этого закона, пойти против него – да не случится подобного! – да будет наказан наказанием отлучения, если только не исправит свой поступок, соответственно возместив нанесённый ущерб.
Мы желаем, однако, чтобы только те были ограждены защитой сего покровительства, кто не лелеет помыслы о подрыве христианской веры».
Третий уровень церковной политики в отношении евреев - это практика, то есть то, как папы римские относились к евреям в их собственном папском государстве.
У многих пап были приближённые евреи. Изгнаний евреев из папских владений, в отличие от других средневековых европейских государств, не было. В целом, евреи в папском государстве существовали вполне благополучно…
Второй институт, определявший жизнь евреев в Средневековой Европе, даже в большей степени, чем церковь, была корона, королевская или императорская власть.
Корона также действовала в рамках права, ориентируясь на право каноническое, наследовавшее римскому, и на право обычное, происходившее от варваров-германцев. В обычном праве евреи воспринимались как чужаки, которые пользуются особой защитой власти в обмен за мзду. То есть были установлены особые юридически-финансовые отношения с властью.
Юридический статус евреев был впервые более или менее полно определён в законодательстве Каролингской империи в IX веке. Тогда по ряду жалованных грамот евреи империи Карла Великого получили ряд льгот. Закон защищал их жизнь, их собственность и право на исповедание своей веры. Евреи могли защищать свои интересы через так называемого «еврейского старосту», который являлся представителем общины при дворе, и в то же время гарантировал поступление налогов в королевскую казну. Они получили право апеллировать в королевском суде, и в какой-то период пользовались покровительством, что возмущало церковь...
В частности, архиепископ города Лиона Агобард в середине IX века написал трактат «О наглости евреев», где возмущался тем, что евреи совсем распоясались под покровительством императора и это угрожает тем, что христиане будут ходить в синагоги и слушать раввинов больше, чем священников.
Законодательство в отношении евреев последовательно развивается и в следующие века.
В грамотах германских императоров XI-XII столетий видны те же акценты: закон защищал евреев, позволял им апеллировать в императорский суд, давал им различные льготы вроде права продавать вино и лекарства и даже право держать слуг, рабов и кормилиц христиан, что не могло не вызывать недовольство церкви.
Во «внештатных ситуациях» как, например, во время погромов крестоносцев в конце XI века, императорская власть могла оказаться не очень эффективной, но зато постфактум опять же проявляла свою благосклонность к евреям. Так, император Генрих позволил евреям, насильственно крещённым в ходе погромов крестоносцев, вернуться в иудаизм...
В середине XII века в Европе, видимо, параллельно в Германии и Англии, зародился «ритуальный навет», который со временем перекинулся на другие страны и перерос в так называемый «кровавый навет», в обвинения евреев в том, что они убивают христианских младенцев, тем самым повторяя распятие Христа, используют кровь младенцев в своих пасхальных ритуалах. Королевская власть, равно как и папская власть, стремилась евреев защитить и представить этот навет как очевидный гнусный вымысел.
Эта ситуация особых отношений евреев и центральной власти в XII веке переродилась в концепцию так называемого «еврейского рабства» (servitus iudaeorum), согласно которой евреи состояли в особых отношениях с монархом.
Монарх защищал их, и был именно обязан защищать их, как и другие категории населения, которые не могли защитить себя сами и не имели непосредственно защитников. Это сироты, вдовы, священнослужители...
За эту защиту евреи обязаны были короне определёнными выплатами, а также представлением о том, что их имущество, в каком-то смысле, это имущество короны. Последнее проявлялось, например, в том, что если еврей крестился, то его собственность отходила не его семье, не церкви и не оставалась при нём, а отходила к короне...
О том, что «евреи принадлежат мне по моей милости» пишет французский король. Испанский король пишет, что «иудеи суть мои». Есть и другие примеры как в риторике, так и в законодательной практике, где эта концепция «еврейского рабства» проявляется.
Ситуация начала ухудшаться с Высокого Средневековья, с конца XII-начала XIII века.
Один из аспектов этого ухудшения – ужесточение сегрегации, отделения евреев от христиан, или «отделения Тьмы от Света», как сказал бы Григорий Великий. Один из аспектов этой сегрегации – появление специфических нашивок на еврейской одежде или предписание относительно одежды в целом с целью, чтобы христиане всегда могли отличить еврея или сарацина.
Как гласит один из канонов Четвёртого Латеранского собора первой четвери XIII века, «в некоторых землях различия в платье отделяют евреев или сарацин, но в некоторых землях происходит такая путаница, что их нельзя различить никоим образом и тогда временами происходит так, что по ошибке христиане вступают в отношения с женщинами из числа евреев и сарацин, а евреи и сарацины - с христианскими женщинами».
Ещё один аспект этой сегрегации – появление еврейских кварталов и определённым образом закрепощение евреев в этих кварталах. Поначалу это вылилось в запрет выходить оттуда в христианские праздники, особенно на Страстной неделе. Потом появились ограничения на число ворот в этих кварталах и стражи с внешней стороны. Затем ввели запрет жить и держать лавки за пределами квартала. Возникла постепенная изоляция евреев в этих кварталах...
Защита и покровительство со стороны власти сменились нещадной финансовой эксплуатацией, бесконечным введением новых налогов и отношением к еврейской общине как к ресурсу, который можно продать или, например, пожаловать какому-нибудь магнату как угодья, как водоёмы или как соляные копи. Это то, что происходило в Германии в Позднее Средневековье.
Ещё одним изменением, относящимся к тому же периоду, явилась активизация антииудейской полемики, которая и раньше, конечно, тоже имела место. Только, как правило, на частном уровне. Но вот с XIII века эта полемика становится «проектом» вполне официальным.
Это связано было с рядом причин и, в частности, в связи с тем, что католическая церковь в это время поняла, что современный ей иудаизм отличается от иудаизма библейского. Она стала интерпретировать современный иудаизм как «порчу» ветхозаветного иудаизма, как злостную пропаганду, которую ведут раввины с тем, чтобы «затемнить мозги» своей пастве и не дать ей узреть истины, которые, с точки зрения католических богословов, понятны даже при чтении Ветхого Завета.
В частности, в XIII веке католическая церковь открыла для себя постбиблейскую еврейскую классическую литературу, а именно «страшную толстую книгу Таламут», то есть Талмуд, книгу «обширную», как писали католические авторы, «гораздо больше Библии по своим размерам». И в этой «ужасной книге», как опять-таки отмечали католические авторы, «содержится хула на Бога и на его помазанника, и на благословенную Деву, басни, которые очевидно не поддаются никакому толкованию, ошибочные искажения и неслыханные глупости и тем не менее именно этому они учат и этим питают своих детей…, а от Закона и пророков отвращают их совершенно, ибо опасаются, что если те поймут Писание и найдут запретные истины, явно свидетельствующие о единородном и воплотившемся Сыне Божьем, то оставят свою религию и перейдут в веру Христову, и вернутся смиренно к Спасителю своему».
В результате антииудейская полемика нового типа, воплотившаяся в ряде публичных официальных диспутов XIII, XIV и XV веков, была направлена против Талмуда. Это приводило к изъятию Талмуда и сожжению книг, а также ставила своей целью обращение евреев в христианство. Предполагалось, что раввины, выступающие на диспутах, будут посрамлены, евреи разочаруются в своих лидерах, в своей религии и обратятся в христианство. Нужно сказать, что эти надежды иногда действительно воплощались, но лишь частично.
Теперь возвратимся к вопросу о том, кто виноват в изгнаниях евреев, кто стоял за изгнаниями…
История евреев Средневековой Англии началась позже, чем в других странах. Евреи там появились после норманнского завоевания, а изгнаны были в конце XIII века, в 1290 году. Оттуда они преимущественно вернулись туда, откуда они, собственно, и взялись, то есть во Францию. Оттуда их попытались изгнать через 16 лет, уже в начале XIV века, но потом были возвращены. Окончательно евреи были изгнаны в конце XIV века, в 1394 году.
Из Франции, в зависимости от того, из Северной или Южной, евреи переселялись в Испанию и в Германию.
Из Германии, как и из Италии, тотального изгнания евреев не было, хотя локальные изгнания имели место происходили довольно часто. И вообще, история евреев в Позднесредневековой Германии получила название «веков мученичества».
Из Испании, точнее, из всех владений католических королей Фердинанда и Изабеллы евреи были изгнаны в 1492 году, в том же году, когда Колумб открыл Америку, и был уничтожен последний мусульманский анклав на Пиренейском полуострове – Гранадский султанат...
У каждого из этих изгнаний и у окончания еврейской истории в средневековых европейских государствах есть много объяснений.
Кто-то возлагает вину на светскую власть. Речь идёт о том, например, что еврейская община истощила свои ресурсы, перестала быть «курицей, несущей золотые яйца». Осознав это, корыстные и прагматичные власти государств решили их изгнать.
Или они изгнали евреев, чтобы стабилизировать ситуацию в стране, убрать фактор, провоцирующий погромы. Ведь погромы всегда могут перерасти в общенародное восстание.
Есть мнение, что это была популистская мера весьма слабой королевской власти и уступка народной юдофобии.
Другие учёные выделяют роль церкви. Они считают, что за изгнанием евреев стояла церковь и влиятельные духовники, которые убеждали королей поступить именно таким образом.
Ещё одна теория делает акцент и обращает внимание на рост городов и усиление влияния третьего сословия. Неприязнь бюргеров к евреям, рост конкуренции привели к «локальным» изгнаниям из городов и к «общегосударственным» изгнаниям...
Наконец, некоторые учёные склонны считать, что у изгнаний евреев из европейских королевств много причин и разных «акторов». То есть виновны все, практически, как в «Убийстве в Восточном экспрессе» …
Обращает на себя конфессиональный аспект как в изгнании, так и политике, которая предшествовала изгнаниям. Примечательно то, что всегда как в случае погромов, так и во время изгнаний, евреям предоставлялась альтернатива - креститься и тогда остаться, или не креститься и тогда убираться восвояси. Таким образом, по крайней мере, декларируемая цель изгнания — это цель не экономическая, и не социально-политическая, а религиозная. Победа христианства обеспечивается путём добровольного обращения евреев в новую веру.
Любопытно, что в период, который предшествовал изгнаниям, звучат опасения о чрезмерном влиянии иудаизма на христиан, о том, что евреи способны «соблазнить» христиан в свою веру.
Христиане, при всём своём очевидном численном и властном преимуществе над евреями, вполне могли их опасаться. В подтверждение этому напомню пару документов.
В 1267 году, то есть ещё за 23 года до первого европейского изгнания евреев – изгнание евреев из Англии, папа Климент IV издаёт знаменитую буллу «Turbato corde» (с лат. — «Со смятенным сердцем»). В ней он излагает, что «все больше дурных христиан, отвергая истину католической веры, переходят по пути, достойному проклятия, в обряд иудеев», то есть, отказываются от христианства ради иудаизма...
И папа Климент повелевает францисканцам и доминиканцам, нищенствующим орденам, занимающимся религиозным сыском, преследовать христиан, совершивших названное отступничество.
«Иудеев же, которые склоняют христиан обоего пола в свой отвратительный обряд» инквизиторы «должны наказать с должной строгостью, обуздывая церковными наказаниями без права апелляции тех, кто противится этому, и, если требуется, прося помощи светской власти».
О том же шла речь в письме от 1286 года папы Гонория IV примасам Англии, архиепископам Йоркскому и Кентерберийскому. И это было за 4 года до изгнания евреев из Англии, что позволяет связывать изгнание именно с этим беспокойством.
Ровно о том же идёт речь в эдикте об изгнании евреев из Испании, в котором католические короли подробно рассказывают о том, как им сообщили, что в их королевствах есть «дурные христиане, которые иудействуют и отступают от нашей святой католической веры, чему основная причина в общении иудеев с христианами». И дальше в этом эдикте рассказывается о том, что были последовательно приняты разные меры.
Сначала евреев старались изолировать в их кварталах, потом была введена инквизиция именно для того, чтобы бороться с этими «дурными христианами» и дурным влиянием евреев на них. Потом было проведено локальное изгнание евреев из Андалусии, с юга Испании, где концентрация евреев и маранов – крещённых евреев была особенно велика...
Но все эти меры не помогли. Тогда католические короли решились на всеобщее изгнание евреев из страны.
Возвращаясь к изначально поставленному вопросу, можно сказать, что христианские власти, как церковные, так и светские, действовали в соответствии с каноническим правом и с королевским правом, а также по соображениям экономической и политической выгоды. Однако противоправных действий они старались не совершать.
Изгнания, по крайней мере, риторически были представлены как реакция на нарушения самими же евреями «status quo». По мнению властей, евреи «перешли границу» и пытались влиять на христианский мир путём соблазнения христиан в иудаизм и приумножения числа так называемых «дурных христиан». И тогда христианские власти отреагировали…
Все иллюстрации для публикации взяты в свободном доступе сети Интернет.
Напомню, что на своём канале сформировал и поддерживаю тематические подборки публикаций, связанных с историей мировой культуры, русской культуры, историей Москвы, литературой, литераторами и другие ...
Взгляните, например, на подборки
«Из истории русской и мировой культуры»,
«Мой любимый Михаил Булгаков».
Вдруг найдёте что-то интересное или неожиданное для себя ? ..
Посмотреть тематические подборки, полистать другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь.
Источники и полезная литература :
1. Дубнов С. М. Краткая история евреев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
2. Евреи, еврей, еврейская религия и традиции (эл. версия).
3. Зеленина Г.С. Изгои Средневековья (эл. версия)
5. Материалы сайта arzamas.academy.