Этой статьей открывается цикл, посвященный не очень популярной теме: евреи и наследие войны 1812 года. Отдельно мы рассмотрим, чем отличалось евресйкое населения во Франции (отсчет пойдет именно с конца XIX века) от евреев Российской империи.
1.1. Евреи-граждане Франции: революционное и наполеоновское время
Революция позволила всем евреям, проживающим на территории Франции, получить гражданские права, она заложила основы процессов объединения не только христианского населения с еврейским, но и объединения ранее разрозненных еврейских общин.
Накануне этих событий во французском обществе шла активная полемика по поводу необходимости эмансипации евреев. Главными защитниками евреев выступали Аббат Грегуар, адвокат М. Тьери из Нанси, парижанин Залкинд Гурвиц, граф де Мирабо. Во их работах главный путь решения проблемы несчастья евреев – это дарование им гражданских прав. Это должен быть первый шаг, который исходит именно от государства. Как только евреи получат свободу деятельности, передвижения, право на приобретение собственности, и в целом, станут равны с другими гражданами несмотря на их вероисповедание, то они оживят государственную экономику и станут очень полезными членами общества. В доказательство все авторы приводят успешные реформы в Пруссии, Англии, Голландии.
Уже после революции черед решать "еврейский" вопрос выпал на долю правительста Наполеона.
Наполеон проявлял активную терпимость к любой религии, в том числе еврейской, он пытался установить равенство религий своей империи. С другой стороны, решения Синедриона о необходимости смешанных браков будут считать дискриминационными в еврейской среде и справедливыми в провластных структурах.
После Синедриона и принятых на нем решений, которые больше касались религиозного и социального барьера, некоторые экономические вопросы остались не решены. В 1808 году выходит так называемый “печальный указ”. В первом разделе говорится об отмене некоторых долговых обязанностей не в пользу евреев. Второй раздел посвящен профессиональной деятельности – теперь для занятия торговлей или любой другой профессией необходимо приобретать лицензию, которая была бы заверена представителями местных властей и раввином, и подтверждать её каждый год. Третий раздел говорит об ограничениях на поселение новоприбывших евреев в регионе Нижнего и Верхнего Рейна, разрешение на поселение будет выдано только в случае приобретения собственности в сельской местности и занятия сельским хозяйством, а не торговлей. Кроме того, евреи теперь не могут выставлять себе замену в случае призыва. Исключение касалось евреев Бордо и округов Жиронды и Ланда, в подобном исключении можно увидеть тот же посыл, что пытались донести члены Национальной Ассамблеи – ассимилированные южные евреи – вот пример того, чего хочет французская власть. Данный декрет будет действовать в течение 10 лет и главная цель его – внедрить евреев в христианское общество, стереть между ними разницу.
В 1808 году была создана центральная консистория в Париже, а затем её филиалы на местах. Она была организована по образцу, установленному для протестантов после принятия католичества официальной религией. Первоначально консисториям было поручено заниматься еврейскими делами, «возрождением» евреев посредством образования, повышением их общественной востребованности путем обучения нужным специальностям, их моральному и социальному развитию. Несмотря на то, что деятельность консисторий выходит за хронологические рамки исследования, стоит отметить, что именно этот, созданный при Наполеоне, орган положил начало решению экономического вопроса, высшего образования для евреев, благотворительности, медицинского обеспечения. Несмотря на то, что задуманная интеграция евреев в общество происходила дольше, чем на это рассчитывала власть, её действия во время Империи все же позволили достигнуть этой цели.
Что касается политики Наполеона в завоеванных странах, то во всех, даже в тех, где война ещё велась, и покорение не было завершено, Наполеон объявлял об утверждении свобод еврейского населения. В числе этих стран были Австрия, Голландия, Польша, Мальта, итальянские королевства. Несмотря на то, что после падения империи Наполеона во многих государствах равноправие было отменено, евреи, познавшие свободу, больше никогда не смогут вернуться в былое состояние угнетения. Постепенно, по всей Европе пройдет волна эмансипации, и евреи смогут внести огромный вклад в развитие экономики, промышленности, образования и науки. Те направления развития еврейского вопроса, которые были выработаны Наполеоном, кардинально изменят положение евреев.
На момент 1808 года еврейское население Империи выросло до более чем 77000. Все население можно было разделить на 4 условные группы: южные сефарды, ашкенази восточных регионов Франции, итальянские евреи, смешанная группа парижских евреев.
Многие достаточно быстро ассимилировались, входя в различные новые профессии и должности, заключая браки с представителями других религий, служа в армии. Как говорилось в первой главе, религиозная общность не может быть однородной, в каждом городе и регионе существовали ортодоксальные семьи, нежелающие интегрироваться и продолжающие сохранять дистанцию. Однако таких семей становилось все меньше, ведь новые гражданские возможности помогали евреям выбраться из бедности, поднять уровень образования, переехать – возможности, которых раньше не было.
Указом 1806 года было объявлено о собрании еврейских представителей, в том числе и религиозных в столице. Оно открылось 26 июля 1806 года в Париже, постепенно дополнять представителями из Италии и в конечном счете состояло из 111 делегатов. В числе прибывших делегатов можно выделить духовных представителей, раввинов, представителей интеллигенции, и представителей торговой и сельскохозяйственной отрасли. Как уже было отмечено, главной задачей был ответ на вопрос – соответствуют ли еврейские законы нормам общего права, и какова степень лояльности евреев в отношении империи. На одном из заседаний представителям еврейской нации были заданы 12 вопросов. Конкретно вопросы касались полигамии, разводов, смешанных браков, братства между христианами и евреями, еврейского патриотизма, принципов назначения раввинов, их полномочий и пределов их юрисдикции, профессий, запрещенных еврейским законом, и ростовщичества.
Ответы нотаблей заключались в следующем: закон государя является высшим законом в гражданских и политических делах, что означало признание верховенства французского гражданского права. Вопрос по поводу смешанных браков, собрание попыталось обойти, ответив, что «раввины дают благословение на брак еврея с христианкой или еврейки с христианином не более охотно, чем христианские священники».
Делегаты были единодушны в выражении патриотизма евреев и осуждении ростовщичества, но отказались осудить практику кредитования под проценты в коммерческих целях, независимо от того, шла ли речь о сделках между христианами и евреями или между самими евреями, проценты же должны исчисляться пропорционально степени риска. Они добавили, что еврейский закон не запрещает заниматься никакими профессиями.
Говоря о последствиях созыва Синедриона, нельзя не отметить его значения для продолжения процесса эмансипации евреев во Франции и в целом в Европе. Сложно согласиться с Телушкиным, который отмечал слабое значение этого собрания на дальнейшую историю евреев, так как тот больше не собирался. Спустя некоторое время будут созданы консистории, которые будут отвечать тем решением, которые были приняты на Синедрионе и, как отмечалось ранее, смогут обеспечить процветание евреев во Франции.
Удалось преодолеть традиционный тип отношений как внутри общин, так и между евреями и другими группами населения. Если в Средние века еврейское население, проживающее во Франции, было связано только с королевской властью особыми патентными грамотами и выражало свою преданность непосредственно королю, то теперь евреи интегрировались в общество, становились равными со своими согражданами и были верны Республике, её идеалам, служили в армии, защищая свою родину.
Особенность еврейского народа заключается в его верности семье, где продолжила передаваться история иудеев, история семьи. Свобода вероисповедания позволяла евреям собираться в одной синагоге. С позиции современного человека мы видим, что те радикальные преобразования по изменению положения евреев не привели к исчезновению этого народа, ни привели к забвению иудаизма и еврейских традиций. Причиной подобного явления можно назвать многовековую приверженностью своей религии, верность своей нации. Даже внутри другой нации, после мер по интеграции в неё, внутри семьи или нескольких семей, сохранилась возможность передавать из поколения в поколение традиции, культурные особенности. Еврей, находясь в обществе, становился его гражданином – французом, итальянцем, немцем, русским, но находясь в семье, еврей становился евреем.
Евреи, которые последовали вместе с Наполеоном в поход по Европе, в качестве солдат или поставщиков, считали себя частью государства, ради которого они идут на войну. Это были новые евреи, которые с одной стороны, ушли не так далеко от событий до революции, когда евреи были религиозны и традиционны, а с другой они уже были частью государства, частью интегрирующейся нации.
Именно религия станет важным пространством соприкосновения и понимания евреев разных государств, для которых «Шема Израэль» это слова для распознания «своего». Религиозность и традиционность в той или иной степени сохранялась и во Франции, ни в коем случае нельзя утверждать, что после революции и указов Наполеона, евреи просто отказались от своей многовековой традиции.
В небольших поселениях евреи продолжили свой замкнутый образ жизни, однако те, кто пошел вместе с императором по Европе навряд ли, сковывали традиции. Набранные в Национальную Гвардию евреи из Авиньона не были тем закрытыми ашкенази, которые жили в Эльзасе. И им предстояли столкнуться с представителями ашкеназской ветви в ещё более строгом и консервативном их понимании в общинах Российской империи.
Об этом далее..
Автор - Катерина Броцкая