Найти тему

АBCD-анализ в обучении

АBCD-анализ вскрывает парадоксальную закономерность, которую непосредственно в практике преподавания мало кто замечает, а тем более задумывается над ее причинами. Состоит она в том, что рост компетенций в процессе обучения объективно снижает мотивацию ученика. При этом ученик ожидает роста своих компетенций. Но падение мотивации снижает его концентрацию на результат и вообще может привести к отказу от дальнейшего обучения.

А-B-C-D – это стадии обучения, которые отличны друг от друга разностью запросов и возможностей ученика. Соответственно, путь движения ученика от полного нуля к специалисту, свободно владеющему компетенциями, способному достигать поставленных целей – это последовательное прохождение стадий А-B-C-D. Каждая стадия этого движения имеет свои особенности, и это учитывается при проектировании курсов. Стоит сказать, что далеко не все курсы нацелены на реализацию полноты цикла, скорее наоборот.

Вспомните, когда вы последний раз проходили обучение: ваши эмоции и ощущения в начале – середине – конце обучения; прошли ли вы обучение до финала; ваши ожидания в начале обучения; ваши результаты в конце обучения; реализовали ли вы свои ожидания; или не реализовали и почему; что в сухом остатке вы можете сказать о курсе, что он вам дал, что запомнилось больше всего?

Бьются ли ваши ожидания с вашими результатами по завершении обучения? Знаете, почему? Думаете, это все случайно и строго индивидуально? Разумеется, нет.

Прохождение ученика по стадиям планируется заранее, и оно симметрично возможностям автора курса. Конечно, каждый разработчик использует свой язык, объясняя свои действия и целеполагание. Но сами стадии от этого не перестают существовать.

А теперь определите, до какой стадии дошли вы.

  1. Стадия А: знания-знакомства.

Начало обучения.

Представьте: вы заходите в магазин готовой одежды и начинаете примерять платья-образы. Вы видите разные варианты, их сочетания; надевая новое платье, вы примеряете и образ его носителя: его статус, уровень дохода и образование, поведение, манеры. Согласитесь, это интересная процедура!

То же самое происходит и в начале обучения.

Вы входите в новое пространство, которое сулит вам много интересного и нужного и открывает новые возможности. Это – как начало путешествия.

Вы крайне мотивированы и некритичны. Все наряды вам интересны и все образы хочется попробовать. И это понятно, будь вы критично настроены, обучение начать не сможете. Это необходимое условие - чтобы начать знакомиться с продуктом, нужна симпатия к нему. Поэтому вы даете продукту 100% кредит доверия. Вы энергичны, полны сил, радостны, вы заряжаете своей энергией окружающих, строите планы и ощущаете в себе неимоверные силы для будущих свершений: вам все по плечу и все образы – это вы.

При этом у вас еще нет компетенций – инструментов, с помощью которых вы добьетесь своих целей. Я не беру во внимание входящих компетенций, которые необходимы для старта обучения, для того, чтобы возможность учиться стала реальной.

Здесь я говорю о том, что вы еще на самом деле не знаете, что это за пространство. У вас есть о нем представление, ожидания, некая идеальная картина. Готовые образы привлекательны, и вам кажется, что все они вам к лицу. Но хороши ли вы в них на самом деле, вы еще не знаете. Вам еще предстоит это узнать, как и о курсе, и своих собственных возможностях в реализации поставленных целей.

Поэтому в начале обучения материал предельно облегчен, прост и доступен. Вам показывают те возможности, которые вы можете обрести, кем вы можете стать, и как вам отлично подойдет этот новый образ, как будто сшитый для вас. Вам дают предельно общие знания, общее представление. Ничего не нужно запоминать и воспроизводить. Просто слушаете.

Затем вам дают простую инструкцию для выполнения простых до банальности заданий, которые не требуют никаких усилий, которые приятно выполнять, и у вас все получается (как вы думаете).

«Оденьте это платье, оно вам к лицу, посмотритесь в зеркало, к этому платью нужен такой аксессуар». «Примерьте это платье, расскажите, как вам в нем?» «Покрутитесь, улыбнитесь, делайте, как я, и вы будете, как я!»

И от этого вам хорошо. Вас поддерживают, хвалят, не критикуют, не указывают на то, что вы что-то сделали не так, у других тоже все получается.

«Ах, как вам хорошо в этом платье!»

И вам всем очень хорошо. Формируется энергийное поле, которое заряжает всех участников позитивом.

Но мы-то с вами помним, что это стадия знакомства. И вы через достаточно короткое время начнете думать, а что дальше? Эйфория прошла, она не может быть постоянной. И хочется самостоятельных действий, приятной критики. Вам хочется купить это платье и воплотить этот образ в себе.

Почему это происходит? Вы приобрели небольшие знания. Но не можете даже описать, чему конкретно научились, а тем более понять, каким образом эти знания применить на практике так, чтобы добиться своих целей. У вас копятся вопросы и противоречия, что приводит к падению мотивации.

Поэтому оптимально вас выводить на стадию В. Но это если вас действительно хотят научить.

А если нет – то демотивация снимается незамысловато: вам показывают новое платье и вновь возвращают к началу – в стадию А.

Вы только и делаете, что примеряете платья-образы самого себя: вот ты такой, а теперь ты такой. Сначала вам дают примерить платье бесплатно, а потом – за деньги, и с каждым витком примерка стоит дороже. Следующий курс – это следующий образ. Вас заранее просчитывают и дают попробовать себя в разных образах, и чем больше таких образов вам зайдет, тем больше вы приобретете таких курсов.

Но смысл состоит в том, что вы так и остаетесь в магазине одежды, платья-то вы не купили. Ибо если купите, то покинете магазин и выйдете наружу, а там, при дневном свете, обнаружите, что оно вам совсем не к лицу, а образ – не ваш, он вам чужд, либо предстоит долгий путь, чтобы стать им, а вы не знаете, как. Магазин закрылся, и образы остались в нем, а вы возвращаетесь к прежней жизни, ничего в ней не изменив. Тот, кто это понял, отсеивается. Тот, кто не понял, продолжает бегать по магазинам, меряя все новые и новые наряды.

Как это работает? Неоспоримо, что человеку нужно, чтобы в него верили, чтобы его поддерживали. Тогда он перестанет бояться и максимально сможет раскрыть свой потенциал. Также верно и то, что если человека поместить в окружение людей, реализовавших подобные ему мечты и успешных в этом, то он будет непроизвольно и даже бессознательно воспроизводить их поведение и немыслимым для себя образом также придет к успеху. То есть, вера и поддержка; все у тебя уже есть, просто откройся миру; помести себя в круг близких тебе по делу успешных людей, – три кита успеха, и это неоспоримо. Но работают ли они сами по себе? Вам могут говорить – да, только это и работает, плати нам большие деньги (когда платишь – утверждаешь свою веру в этих китов), мы тебе будем рассказывать о своих успехах и будет в тебя верить и вдохновлять. Но все-таки нет, это заблуждение. Три кита успеха работают только в приложении к пониманию себя, своего предмета, владения предметом. И они хороши на всех стадиях пути к результату, и особенно на стадии D. На стадии А это – прекрасный мотиватор идти вперед, но ни как не рецепт успеха.

Если вас хотят научить, то после примерки платья и констатации того, что оно вам подходит, вам дают его купить, и вы в нем выходите из магазина в вашу реальность.

Но, чтобы реализовать образ, мало себя так назвать, и мало быть уверенным в себе. Нужны знания о предмете. Так вы плавно переходите в стадию В.

2. Стадия В: знания-копии.

Итак, вам нужно освоить все элементы, из которых состоит ваш идеальный образ: и вас помещают в некую виртуальную лабораторию, бизнес-инкубатор, в котором вы запоминаете все, что связано с тем, чтобы быть этим образом.

Теперь вам надо не только слушать, но и запоминать, сравнивать, различать, воспроизводить, и понимать, почему так устроен предмет изучения. Но, чтобы что-то понять и запомнить, надо это много раз повторить, совершив ряд операций. Здесь большую роль играют тесты-кейсы и системная подача информации порциями.

В какой-то момент у вас обязательно возникает непонимание: накопились ошибки и противоречия, которые вы не можете разрешить. Фишка в том, что как бы хорошо ни был подан материал: вам все рассказали и показали, – информацию человек воспринимает сильно субъективно. И если автору все понятно, то ученику - нет, потому что он чего-то не знает, или что-то понимает по-другому. Отсюда идет накопление противоречий.

На этой стадии к вам подключается наставник. Мастерство наставника – понять, что и почему вы не понимаете, и снять ваше затруднение. Если наставник ставит вам задачи не по вашим возможностям, он ошибается.

Но полное понимание возможно только в применении знаний на практике. Например, вы никогда не сможете сделать непрямой массаж сердца человеку, попавшему в беду, имея только теоретическую подготовку и ни разу не тренировавшись даже на манекене.

Поэтому ученику уже хочется реализовать свой идеальный образ, выйти из инкубатора в реальную деятельность. Появляется большое желание верифицировать полученные знания: а так ли это на самом деле, а работает ли это? А может, я зря потратил время и деньги, это все – болтовня!

Очень много курсов останавливаются на этой стадии. А что, удобно. Конечно, без самостоятельной практики мотивация учеников понижается. Закончив курс, немногие из них добиваются результатов просто потому, что их не научили применять свои знания на практике. Но с другой стороны, нет и оснований для огорчений при неверном выполнении заданий, и человек пребывает в убеждении, что он все понял и делает верно, по крайней мере, пока учится.

3. Стадия С: знания-умения.

Практика необходима для полноты усвоения знания. На этой стадии вам предлагают выполнять действия по алгоритму и образцу. Но практика сама по себе не работает, если нет реальной обратной связи по качеству выполнения задания от наставника. Поэтому оптимальна живая обратная связь и коррекция. С другой стороны, именно здесь развенчивается ваша идеальная картина представлений о себе, о своих возможностях, о деятельности, которой вы решили заняться. Происходит своеобразный крах иллюзий.

Да, в итоге компетенции вырастут максимально, но вот мотивация может оказаться на нуле. Казалось бы, ваша задача – выполнять действия по образцу, в чем тогда причина возможной демотивации? Дело в том, что при выполнении любых реальных действий подключается фактор неизвестности, новые условия, которых не было в исходнике, ваши эмоции, страхи и неуверенность, ваша неготовность перейти от слов к делу. И чем он больше, тем вам сложнее. Например, учить правила дорожного движения и попробовать вести машину; знать рецепт «Наполеона» и испечь «Наполеон»; знать как делать массаж и делать массаж другим людям. Звучит, вроде, просто, но когда касается дела, столько всего раскрывается, что даже и представить заранее сложно...

Что делать? Здесь важна роль наставника. Но теперь его функция иная. Он не поддержка на пути, не живое доказательство того, что цель достижима и учеба обязательно приведет вас к результату. Он диагностирует ваше состояние и его причины и подберет решение индивидуально под вас. В том числе и дает критику. Самое очевидное показать вам, что вы умели в начале и что вы делаете сейчас, насколько далеко вы продвинулись, и что вы – молодец, раз преодолели все сложности курса и получили результат.

Применяя полученные знания в реальной ситуации, вы начинаете понимать, как это делать, у вас формируется собственный, вам идеально подходящий алгоритм действий и инструкция. И это ваши знания, они стали частью вас. И это – прямой путь в стадию D: быть профессионалом, свободно применяющим свои знания и реализующим свои цели.

Но велика вероятность и того, что именно здесь и сейчас ваша идеальная картина совсем разойдется с реальностью. И тот образ, который вы на себя надели, начнет трещать по швам. И страшно, что там окажется пустота, а не окуклившаяся прекрасная бабочка.

Поэтому многие курсы на стадии С сводят ОС к формальной процедуре, поглаживаниям, не производя реальной коррекции действий ученика и тем самым оставляя своих учеников в иллюзии. Чему научится ученик в таких условиях, вы можете сделать выводы самостоятельно.

4. Стадия D: знания-трансформации.

Суть стадии в том, что вы практически самостоятельно, с минимальным воздействием и косвенным контролем наставника решаете задачу со многими неизвестными. И использовать образцы не достаточно. Нужно увидеть ситуацию, ее проблемность и подобрать или готовое решение, или сформировать новый алгоритм, собрав его из своих старых и новообретенных знаний, как из пазлов.

Здесь у вас только рост мотивации и компетенций, потому что весь страх и неуверенность остались позади и кажутся смешными, вы – профи и прекрасно владеете своей профессией. А поиск решения для вас – это творчество.

В процессе обучения из этой стадии вас нельзя выбить. Если вы ее достигли, то она для вас органична.

Собственно говоря, для настоящего педагога – это вершина его успеха: довести своих учеников до стадии D. Таких курсов – единицы. И если вам повезло там учиться, я вас поздравляю!