История успеха Стивена Сигала в кинематографе не изобилует душещипательными подробностями о нищете и невероятных трудностях. В отличие от тех же Сильвестра Сталлоне и Ван Дамма, которые долгое время снимались в фильмах сомнительного качества, Сигал сразу получил возможность сниматься в крупных проектах.
Злопыхатели часто объясняют такой стремительный взлёт начинающего актёра удачными знакомствами в киноиндустрии. На просторах интернета есть популярная история о том, что Майкл Овитц, влиятельный человек в киноиндустрии 80-ых, поспорил с кем-то из своих товарищей по поводу того, что сможет сделать звездой любого. И так уж вышло, что его выбор пал на Стивена Сигала, с которым он был хорошо знаком. Не буду отрицать роль правильных связей в продвижении Сигала, но признать то, что успех Сигала – это сугубо везение и удачные знакомства, означало бы обесценить неоспоримые достоинства и таланты актёра. Многие фильмы Сигала, включая тот, о котором пойдёт сегодня речь, я посмотрел в достаточно зрелом возрасте, без розовых очков на глазах. Поэтому с уверенностью могу сказать, что актёр обязан своему успеху не только Овитцу, но и своей харизме и невероятной силе присутствия на экране.
Расхожая версия гласит, что в 1986 году Стивен Сигал снялся в паре пробных сцен. Не совсем ясно, кто был инициатором. Или Сигал убедил Овитца в том, чтобы ему дали возможность попробовать свои силы в кино, или же Овитц уговорил Сигала попробовать себя в новом ампула. Так или иначе, отснятый материал заинтересовал представителей Уорнер Бразерс, которые решили дать шанс начинающему актёру. Однако для того, чтобы отбросить все сомнения в профпригодности Сигала, боссы студии хотели воочию убедиться в компетентности будущей кинозвезды. Для этого Сигал организовал показательное выступление по айкидо. По слухам, Сигал и его ученики несколько дней готовились к предстоящему событию. Говорят, что представители студии были настолько поражены увиденным, что у них отпали всякие сомнения относительно будущего Сигала . По словам актёра, после демонстрации боевых навыков он был приглашён на личную встречу с президентом Уорнер Бразерс Терри Семелом, который предложил Сигалу четыре сценария на выбор. Так и началась история дебютного фильма Стивена Сигала «Над законом».
Не совсем понятно, был ли Стивену Сигалу дан уже готовый сценарий, или это были общие наброски, так как в некоторых интервью актёр говорит о том, что в помощь ему были даны несколько сценаристов, с которыми они создали итоговый вариант истории.
В качестве режиссёра фильма был приглашён Эндрю Дэвис, который в 1985 году уже поставил весьма успешный фильм о непростых буднях чикагской полиции – «Кодекс молчания». Оба фильма были во многом схожи. Как и в «Кодексе Молчания», действия фильма происходили в Чикаго. Главного антагониста в обеих картинах играл Генри Силва. Да, и в главных ролях были мастера восточных единоборств. Однако «Над законом» заметно отличается от «Кодекса молчания» остротой поднимаемых тем. Если в «Кодексе молчания» поднимались темы умалчивания преступлений полицейских, то «Над законом» поднимал накал остросоциальных тем на другой уровень. Коррупция среди представителей силовых структур, участие ЦРУ в поставке наркотиков в США, критика вмешательства ЦРУ в жизнь других государств. Это делало фильм не просто очередным остросюжетным полицейским боевиком, но и полноценным политическим высказыванием.
«Над законом» стал первым фильмом, в котором зрители увидели экзотическое боевое искусство – айкидо. В одном из интервью Сигал говорил, что по замыслу продюсеров, он должен был стать новой звездой кунг-фу, но актёр не хотел становиться очередным мастером ушу на большом экране. Вместо этого он хотел показать зрителю то, с чем он никогда не был знаком.
Боевые сцены «Над законом» действительно впечатляют реалистичностью, жёсткостью и невероятным динамизмом. Это сильно выделяло Сигала на фоне его сотоварищей по жанру. Для боёв с участием Сигала была характерна совсем другая эстетика. Если в фильмах с участием Ван Дамма многие моменты смаковались, и создавалось ощущение некой тягучести в кадре, то в боевых сценах с участием Сигала всё происходило максимально быстро, жёстко и очень минималистично. Может быть, именно поэтому Стивен Сигал никогда не участвовал в съёмках фильма, где сюжет крутится вокруг какого-нибудь тайного турнира. Киношные поединки Сигала лишены драмы и интриги. Его герои не тянут время, давая соперникам нанести себе серьёзный урон. Учитывая эти особенности, можно смело сказать, что «Над законом» был очень подходящим фильмом для Сигала. Боевой стиль актёра как нельзя кстати раскрывался в барах, магазинах и узких улочках криминального Чикаго.
Отмечу другие достоинства этого боевика. В дебютной картине Сигала жёсткие сцены драк и перестрелок разбавляются милыми и уютными сценами из личной жизни главного героя. Нико Тоскани, так зовут главного персонажа, предстаёт перед зрителем как добропорядочный семьянин, любящий муж и хороший сын. В этом фильме есть всё то, чего зритель постепенно лишался в последующих фильмах Сигала. В поздних картинах, особенно в нулевых, герои Сигала становятся классическими одиночками, достаточно циничными и порой одержимыми простыми мотивами в виде мести. Здесь же мы ещё видим положительного героя, с чётко очерченными социальными обязанностями и моральными устоями.
Помимо Сигала, интересными работами отметились и другие актёры. От себя хочу отметить Шерон Стоун, которая исполнила роль супруги главного героя. В 1988 году актриса ещё не обрела статус секс-символа, и её актёрский функционал был намного шире, чем сверхсексуальная роковая красотка. Здесь она играет простую женщину, обременённую семейными заботами и переживаниями за свою семью. Актрисе отведено не так много экранного времени, но она очень убедительно и хорошо выполняет отведённую ей роль. Другая значимая женская роль досталась Пэм Гриер. Афроамериканская актриса исполнила роль напарницы главного героя. Нужно отметить, что Гриер не выполняет функцию дамы, которую нужно постоянно спасать и о которой надо заботиться. Для главного героя персонаж Гриер – полноценный напарник, способный постоять за себя в трудную минуту. Как и всегда, хороший боевик невозможен без правильного злодея. Генри Силва в этом фильме великолепен. Актёр очень убедительно смотрится в образе агента ЦРУ с наклонностями садиста. Он отлично смотрелся в «Кодесе молчания», и не менее выразительно выглядел в этой картине.
Отдельно стоит отметить, что Стивен Сигал не ходил на уроки актёрского мастерства ни перед съёмками, ни во время съёмок. На мой взгляд, это пошло фильму только на пользу, так как добавляло игре Сигала естественности. Актёр просто вёл себя так, как ему казалось правильным и необходимым в тех ситуациях, в которых оказывался его герой. И это не может не вызывать удивления и восхищения. Да, он не демонстрирует чудеса актёрской игры, но при этом выглядит естественно и весьма убедительно. Силой Сигала была харизма и уверенность, которые он транслировал через экран.
Фильм во многом биографичен. В начале картины мы видим многочисленные фотографии из личного архива Сигала, которые использовались в этом фильме. Как и сам Сигал, Нико Тоскани отправился в Японию изучать боевые искусства. Насколько правдивы утверждения, что Сигал, как и Тоскани, был завербован ЦРУ, судить сложно. Стивен Сигал не раз говорил, что участвовал в некоторых операциях ЦРУ, о чём впоследствии, со слов актёра, откровенно жалел. Имеет ли это под собой действительные факты, или Сигал занимался самопиаром, решайте сами. Лично для меня это никак не делает данный фильм хуже.
Кинокритики восприняли картину неоднозначно. Кто-то говорил об отсутствии оригинальности в картине и называл Сигала очередным линчевателем. Кому-то она казалась попросту скучной, но были и те, кто видел потенциал в восходящей кинозвезде. Положительную оценку кинодебюту Сигала и фильму в целом дал кинокртик Роджер Эберт. Эберт отметил не только впечатляющие боевые сцены, но и сюжет фильма, который позволяет картине высказываться более содержательно, чем большинству аналогичных фильмов. Также кинокритик дал положительную оценку Сигалу, который, по его мнению, имел «действительно сильное и особенное присутствие на экране». Эберт отметил, что у Сигала есть потенциал и он способен потеснить ветеранов жанра в лице Иствуда, Сталлоне, Бронсона и Шварценеггера.
Подводя некий итог, скажу, что «Над законом» получился отличным полицейским боевиком. Каждый найдёт в нём что-то для себя. Любители экшена найдут здесь погони, напряжённые перестрелки и жёсткие рукопашные схватки. Любители находить дополнительные подтексты тоже будут удовлетворены. Фильм затрагивает множество непростых и интересных социально-политических тем: вмешательство США в жизнь других государств, непрозрачная система контроля над органами госбезопасности, контроль СМИ силовыми структурами и прочие актуальные и по сей день вещи. «Над законом» стал очень удачным, и что самое важное, правильным фильмом для Сигала. В прокате фильм не стал каким-то невероятным событием, но отбил затраченный бюджет и заработал дополнительные деньги для студии. Уорнер Бразерс увидели потенциал в начинающем актёре и подписали его ещё на три проекта, о которых пойдёт речь в дальнейшем.
Уважаемые зрители, очень надеюсь, что материал Вам понравился. Очень интересно узнать Ваше мнение об этом фильме. Расскажите, когда вы впервые посмотрели этот фильм и какие впечатления он у Вас оставил. Всем желаю удачи и успехов! Смотрите хорошее кино и будьте здоровы! До скорых встреч!