В 1967 году 200 миллионов человек увидели, как The Beatles исполняют All You Need Is Love, благодаря спутниковой связи, что по тем временам было сродни чуду. В современной истории были и другие примеры концертов, которые изменили мир и оставили свой след. Сегодня их и вспомним.
Арсений Авраамов
Баку, 1922
Советский композитор Арсений Авраамов поставил урбанистическую симфонию на стыке технологии и искусства в Баку в 1922 году и годом позднее – в Москве. В этом футуристическом представлении «Симфонии гудков» были задействованы выстрелы пушек и пистолетов, гудки заводов, речевки, свист пара, шум самолетов и не только. Все звуки были четко выстроены и распланированы, а «сценой» стал весь город. За несколько лет до этого композитор писал:
Чтобы построить абстрактную гармоничную схему и сделать из этого симфонию, больше не нужно быть творцом. Можно разложить процесс создания музыки на последовательность действий: нужно изобрести последовательность тонов, добавить какой-либо ритм, сделать мелодию гармоничной и, наконец, раскрасить ее, используя уже готовые палитры.
Лев Термен
Metropolitan Opera, Нью-Йорк, 1928
Развивающиеся технологии в ту эпоху могли как погубить людей, так и создать что-то прекрасное и важное для будущего человечества. Прорыв в музыке, созданный Львом Терменым, конечно, относится ко второй группе. В 1928 году он продемонстрировал свое изобретение в Нью-Йорке.
Терменвокс – один из немногих пространственных музыкальных инструментов, а игра на нем осуществляется при помощи свободных движений пальцев в воздухе. В 1928 году после переезда в США Термен запатентовал свое изобретение. Впоследствии он вернулся в СССР, где был арестован и провел восемь лет в заключении, затем был освобожден и реабилитирован.
Роберт Джонсон
Карнеги Холл, 1938
Молодой Джон Хэммонд страстно любил музыку, и в конце 20-х, когда джаз стремительно набирал популярность, он был не одинок в своей страсти. Однако он превосходил своих современников, считая музыку способной влиять на социальные изменения в обществе. Чтобы доказать свою теорию, в 1938 году он решил провести концерт в Карнеги Холле From Spiritual to Swing и пригласить в шоу темнокожего артиста Роберта Джонсона. Этот дьявол блюза вновь изобрел жанр и показал, что значит быть рок-звездой, еще до того, как этот термин стал использоваться.
Однако Хэммонд не знал, что Джонсон на тот момент уже скончался: артист ушел из жизни рано, в 27 лет, и при загадочных обстоятельствах. Однако Хэммонд не отказался от своей идеи и все равно провел концерт, почтив память покойного артиста. На шоу зрители стали свидетелями того, как музыка Джонсона играет из граммофона, и звук усиливает микрофон. Для той эпохи идея казалась весьма новаторской и свежей, хотя сейчас слушатели бы отнеслись к такому с долей скептицизма как минимум.
Элвис Пресли
Pan Pacific Auditorium, 1957
В середине 50-х сексуальная свобода стала мощной силой, изменившей жизнь многих. Искусство также не оставалось вдалеке от этого процесса. Рок-н-ролл сыграл свою роль, когда Элвис Пресли начал активно качать бедрами на концертах. Но не все еще были готовы к такому поведению артиста, так что в 1956 году CBS разрешили снимать его только по пояс.
Когда Пресли выступал в Pan Pacific Auditorium в Лос-Анджелесе, на шоу присутствовали стражи порядка и повсюду были камеры, что не слишком впечатлило фанатов. На следующий день газеты вышли с заголовком: «Элвис извивается, фанаты орут в Pan-Pacific». Репортаж о шоу сделал Пресли настоящим героем рок-н-ролл революции, фактически недоступным для властей с их ограничениями.
Боб Дилан
Newport Folk Festival, 1965
Солнечным днем 25 июля 1965 года Боб Дилан вышел на сцену Newport Folk Festival с гитарой Stratocaster в руке. Этот шаг зацементировал его статус легендарного артиста и стал одним из наиболее влиятельных поступков в музыкальной истории, который давал четко понять: «я сделал так, как считаю нужным».
Выйдя на сцену с недооцененной группой Paul Butterfield Blues Band, Дилан превзошел все ожидания зрителей. Использовать электрогитару на фолк-фестивале – все равно что показать всем традициям жанра средний палец руки. Впервые на одной сцене столкнулись энергия рок-н-ролла и интроспекция фолка, и это произвело революционный эффект. Вскоре после выступления на фестивале Дилан выпустит первую часть своей наиболее «электрической» трилогии: Bring It All Back Home, Highway 61 Revisited и Blonde on Blonde. И хотя некоторые поклонники остались не в восторге и даже отвернулись от своего кумира, Дилану также удалось привлечь новую аудиторию.
Джими Хендрикс
Woodstock Festival, 1969
Фестиваль Вудсток 1969 года в целом – важнейшее событие для всей культуры 20 века. На три дня в городке севернее Нью-Йорка собралась огромная толпа хиппи, объединенная любовью к свободе и музыке. Одним из самых ярких выступлений фестиваля стало шоу Хендрикса, про которое он сам поэтично говорил:
Мы купались и тонули в Божьих слезах радости, и на мгновение все почувствовали, что правда – это не загадка и не вымысел. Любовь взывала к нам, музыка была магией.
Далеко не все получили такое удовольствие и удовлетворение, как Хендрикс, например, Пит Таунсенд из The Who говорил, что это был ужасный опыт. Так или иначе, Вудсток во многом определил будущее музыки и концертов.
The Rolling Stones
Альтамонт, 1969
Уже тот факт, что площадка для выступления группы была найдена и объявлена всего за 48 часов до шоу, настораживает. То, что в качестве охраны были наняты Ангелы Ада за пиво общей стоимостью в 500 долларов, – уже красный флаг. Итогом это печально известного выступления The Rolling Stones стали три смерти по неосторожности и жестокое убийство Мередита Хантера.
И если прошедший в том же году Вудсток стал символом свободы и любви, то это шоу показало разрушительную и губительную силу рок-н-ролла и напомнило миру о все еще существующих проблемах и опасностях.
Sex Pistols
The Lesser Free Trade Hall, 1976
21 февраля 1976 года Нил Спенсер написал в NME: «Не оборачивайтесь, но Sex Pistols наступают». В своей статье он задокументировал выступление полуголых парней и полный панк-хаос, творившийся в зале. Но настоящий взрыв случился 4 июня того же года, когда группа играла в Манчестере. На шоу присутствовали Joy Division, основатели Factory Records Мартин Ханнетт и Тони Уилсон, Мик Хакнелл, Марк Смит из The Fall, Джон Купер Кларк и еще многие другие личности, которые вызывали ненависть у Sex Pistols. Это шоу ознаменовало начало новой панк-революции.
Дэвид Боуи
Рейхстаг Восточного Берлина, 1987
В 1987 году Дэвид Боуи дал концерт в Восточном Берлине около Рейхстага. Его триумфальное выступление наблюдали 70 тысяч человек, а по другую сторону Берлинской стены также собрались зрители, чьи крики были хорошо слышны. В интервью The Atlantic Боуи вспоминал:
Это был фактически двойной концерт, а стена служила разделом. Мы слышали, как они кричат и подпевают с другой стороны. Боже, у меня даже сейчас встает ком в горле. Это разбивало мне сердце. Я никогда ничего подобного не делал, думаю, что уже и не сделаю больше. Когда мы играли Heroes, она звучала как гимн, почти как молитва.
В этот момент стена казалась совершенно бессмысленной, а музыка Боуи помогла объединить два лагеря берлинцев.
Московский международный фестиваль мира
Лужники, 1989
В августе 1989 года на стадионе «Лужники» состоялся крупный рок-фестиваль с участием зарубежных звезд, организованный Советским комитетом защиты мира и «Центром Стаса Намина». Это было первое подобное мероприятие в СССР, возвестившее новые свободы в стране. Среди участников были Bon Jovi, Motley Crue, Scorpions, Skid Row, Cinderella, Gorky Park и Оззи Осборн. Несмотря на прогнозы московской прессы о провале фестиваля, за два дня его посетило 120 тысяч человек. А под впечатлением от поездки в столицу Scorpions написали свой главный хит Wind of Change.
Автор: Катерина Гафт
Читать также: