Экклезиология – это учение о Церкви, касающееся её природы, устройства, задач, руководства и практики служения.
Библейская терминология
Термин «церковь» формировался поэтапно.
В переводе с еврейского кагалозначает «собрание людей» (Септуагинта переводит его как экклесия). Термин использовался в разных ситуациях: 3 Цар. 12:3 – общее собрание народа, Втор. 9:10 – религиозное собрание, Быт. 49:6 – собрание недобрых людей.
Греческое слово экклесия происходит от слова калео, означающего «призванный». Изначально в светском греческом языке слово экклесия употреблялось только по отношению к народному собранию и являлось политическим термином. В греческом обществе оно никогда не использовалось как специальный религиозный термин.
Новозаветный термин «церковь» в том смысле, в каком она была представлена в Новом Завете, стал использоваться Иисусом Христом (Мф. 16:18) и апостолами (1 Фес. 1:1; 2:14). Из 114 раз употребления в Новом Завете этот термин используется 109 раз по отношению к Церкви и пять раз в смысле светского собрания. Во времена Нового Завета это слово приобрело более узкий смысл и стало применяться только по отношению к Церкви Иисуса Христа. В Новом Завете термин «церковь» используется для представления двух аспектов церкви: Вселенская Церковь – это группа спасенных людей от дня Пятидесятницы до дня восхищения Церкви (Мф. 16:18; Еф. 5:25; Кол. 1:18); поместная церковь – община верующих, регулярно собирающаяся вместе (1 Фес. 1:1; Иак. 5:14; Откр. 2–3 главы).
Природа Церкви
Церковь Иисуса Христа – это понятие, несколько раз названное в Библии тайной, неизвестной прежним поколениям. Для описания природы Церкви Новый Завет использует множество сравнений и метафор.
Сравнения
1) Народ Божий:
- избранные Богом: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет…» (1 Петр.2:9); Еф. 1:4–11;
- святые (1 Кор. 1:2), церковь состоит из «освящённых», т. е. тех, кто отделён для служения Господу. Существуют два уровня освящения: единовременное (позиционное Евр. 10:14) и продолжающееся (прогрессирующее Фес. 4:3);
- дети Божьи: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:16); Евр.12:6;
- группа людей, имеющая уникальное общение со Святым Духом (1 Кор. 12:3–7, 13).
2) Народ особенный:
- верующие или верные – послушные Слову Божьему, стремящиеся к святости (Кол. 1:2);
- ученики – это те, кто находится в процессе постоянного познания (Мф. 28:19–20; Ин. 8:31; Деян. 6:1; 9:25, 38);
- христиане, уподобляющиеся Христу, Его последователи: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11:26);
- братья, объединенные в одну духовную семью: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17); 1 Ин. 2:10–11; 3:14.
Метафоры
- Тело Христово – это значит, что Бог действует через Церковь для осуществления Своих целей. Это понятие включает:
- главенство Христа (Еф. 1:22; Кол. 1:18; 2:19);
- единство во Христе (1 Кор. 1:10);
- различие – многообразие в служении (Рим. 12:4–10);
- взаимная зависимость друг от друга (Еф. 4:12–16; 1 Кор. 12:16, 21, 25–27).
2. Невеста Христа – группа людей, обрученных Христу, ожидающих возвращения Господа, чтобы наслаждаться брачной церемонией и брачным пиром (Еф. 5:22–27; Откр. 19:7–9).
3. Храм Божий – это духовный храм, в котором пребывает Дух Божий (Еф. 2:20–22; 1 Петр. 2:4–8).
4. Овцы паствы Христовой – группа людей, зависимая от Бога (Ин. 10:14, 25–28; 1 Петр. 5:2–4).
5. Ветви на виноградной лозе – возможность приносить плод, если имеем спасение (Ин. 15:1–8).
6. Царственное cвященство – правление верующих со Христом в Его Царстве, как священники, принося духовные жертвы, как пророки, возвещая учение Библии, прославляя Бога и превознося Его имя (1 Петр. 2:5, 9; Евр. 13:15–16).