Найти в Дзене
Истории о музыке

На чем играли музыканты античности (ч.2)

Самым распространенным духовым инструментом Др.Греции был авлос (греч. "трубка"). Главная часть инструмента - трубка цилиндрической формы (часто две). Она могла быть разной длины и диаметра. Изготавливались авлосы из тростника, лотоса, веток лавра, рогов животных, самшита и даже меди. Первоначально было 3-4 отверстия, позднее их количество достигало 15. На верхнем конце крепился мундштук с тростью (либо одинарной, либо двойной). В А Ж Н О: Авлодия начинает развиваться одновременно с кифародией. Одним из первых известных авлетов является фригиец Олимп (7 век до н.э.). В 586 году до н.э. глава малоазийской школы авлодии Сакад в Дельфах на Пифийских играх исполнил на авлосе соло, изображавшее битву Аполлона с Пифоном. Авлеты участвовали в культовых церемониях, театральных представлениях, сопровождали военные походы, но большая часть музыкантов играла в тавернах, во время застолий. Поэтому в общественном мнении античности сложился весьма нелестный портрет авлета. Пример тому двустишие
  • ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

Самым распространенным духовым инструментом Др.Греции был авлос (греч. "трубка").

Главная часть инструмента - трубка цилиндрической формы (часто две). Она могла быть разной длины и диаметра. Изготавливались авлосы из тростника, лотоса, веток лавра, рогов животных, самшита и даже меди. Первоначально было 3-4 отверстия, позднее их количество достигало 15. На верхнем конце крепился мундштук с тростью (либо одинарной, либо двойной).

В А Ж Н О:

-2

Авлодия начинает развиваться одновременно с кифародией. Одним из первых известных авлетов является фригиец Олимп (7 век до н.э.). В 586 году до н.э. глава малоазийской школы авлодии Сакад в Дельфах на Пифийских играх исполнил на авлосе соло, изображавшее битву Аполлона с Пифоном.

Авлеты участвовали в культовых церемониях, театральных представлениях, сопровождали военные походы, но большая часть музыкантов играла в тавернах, во время застолий. Поэтому в общественном мнении античности сложился весьма нелестный портрет авлета. Пример тому двустишие неизвестного поэта:

«Мужчине-авлету боги разум не вдохнули, Ибо [все равно] вместе с дыханием и ум изгоняется».

В греческих школах также предпочтение отдавалось обучению на лире, затем наиболее успешные ученики совершенствовались в игре на кифаре; авлос же избегался.

Флейта Пана - сиринкс (сиринга в пер. с греч, свистеть), упоминается в "Илиаде" Гомера. Повествование рассказывает миф о козлорогом боге лесов и полей Пане, покровителе пастухов (его часто изображали играющим на многоствольной флейте). Он был безудержно влюблен в нимфу Сиринкс, которая спасаясь от преследований Пана, обратилась к речному богу. Он превратил ее в речной тростник. Безутешный Пан, чтобы никогда не расставаться и всегда слышать голос любимой нимфы Сиринкс, сделал из этого тростника флейту и всегда носил ее с собой, играя на ней в минуты печали.

-3
  • УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

Кимвалы - состоят из двух полых полусферических металлических пластинок различных размеров (прообраз современных тарелок). Обычно использовались в религиозных обрядах.

Тимпан (в пер. с греч., бить, ударять) представляет собой круглый обруч, обтянутый с обеих сторон мембраной, выделанной из шкуры животного.

Систр (в пер. с греч., дрожу, трясу) изготавливался в форме металлической подковы с рукояткой и свободно при крепленными к подкове металлическими колокольчиками. Звучание систра, когда его трясли, не было резким, так как, по словам Поллукса, систр служил игрушкой, с помощью которой убаюкивали детей.

Кимвалы. Тимпан. Систр.
Кимвалы. Тимпан. Систр.

Среди инструментов, которые появились в Риме, необходимо выделить предшественник органа - гидравлос. Изобретение органа приписывается Ктесибию из Александрии (вторая треть 3 века до н.э.). Гидравлос состоял из клавиатуры, аппарата, нагнетающего воздух, который поступал в ряды труб через специальные отверстия.