Министр Котяков считает, что ситуация на рынке труда сегодня максимально стабильная и тенденций к росту безработицы не наблюдается.
Действительно, официальная безработица в мае достигла исторического минимума в 3,2%, а общая численность безработных составила 2 млн 406 тыс. человек. При этом во многих отраслях экономики наблюдается кадровый голод.
Правительство в условиях низкой безработицы пытается обеспечить предприятия кадрами за счёт трудовой миграции из стран ближнего зарубежья.
В Минтруда посчитали, что число трудовых мигрантов к 2030 году в России составит 3,5 млн человек, а доля иностранцев в российских компаниях вырастет до 4,7% от числа всех занятых.
Эксперты рынка труда не разделяют оптимизма министра Котякова, потому что конкуренция за дешёвую рабочую силу с каждым годом растёт, и трудовые мигранты получают более выгодные предложения из других регионов мира.
Власти не видят пока другого способа ослабить дефицит кадров и увеличивают региональные квоты для иностранных рабочих. Против только босс официальных профсоюзов Шмаков. Но у него должность такая: быть всегда против и создавать «плюрализм» мнений.
Но проблему дефицита кадров нельзя решить с помощью трудовых мигрантов. Кадровый голод наступил в результате демографических проблем: превышения смертности над рождаемостью, снижения количества трудоспособных граждан из-за демографической ямы 1990-х и событий 2022-го.
Причём стремительно ухудшающаяся демографическая ситуация в стране — это прямое следствие самой рыночной экономики, которую 30 лет насаждают в России.
Кроме того, трудовая миграция в условиях рыночной экономики, как считают в Госдуме, способствует преступности, экстремизму и терроризму, нарушению общественного порядка, конфликтам на религиозной почве, возникновению этнических анклавов.
Вот и получается, что чиновники правительства оказались в положении цугцванга, когда любое дальнейшее их действие приведёт только к ухудшению ситуации в стране.
4