Наверное, учителя со мной согласятся, что регулярно слышат от родителей учеников такой вопрос. В этой статье постараюсь как можно подробнее описать возможные трудности младшего школьника, а также дам рекомендации по устранению этих трудностей.
1. У ребенка недостаточно сформированы двигательные навыки письма и чтения.
Как родителю понять, что у его ребенка есть такая проблема?
На уровне письма (обращаю внимание, это будет хорошо видно только к концу 1 - началу 2 класса):
а. Буквы разной высоты, ширины, наклона.
б. Не "выписывание", а "печатание" букв.
в. Излишне небрежный почерк.
г. Очень медленное написание буквы (как будто ребенок не пишет, а срисовывает).
д. Дрожащие линии, лишние штрихи.
е. Ребенок либо сильно напрягает руку, либо, наоборот, сильно её расслабляет.
На уровне чтения:
а. Низкая скорость чтения.
б. Ребенок не понимает прочитанное.
Как помочь: купите тренажеры - прописи, как можно чаще давайте ребенку в руки раскраски, конструкторы - развивайте мелкую моторику. И нет: само не пройдет, нужна работа.
2. Сложности в когнитивном компоненте (проще говоря: у ребенка не сформировалось понятие звук-буква-слово).
Признаки, на которые стоит обратить внимание:
а. Замена букв, пропуски букв при письме.
б. Недописывание слов и предложений.
в. Замена и удвоение букв и слогов (мааалина, мамама).
г. Неправильное чтение похожих по написанию букв.
д. сложности в решении математических задач.
У каждой из данных проблем своя психологическая причина, следовательно, и решение тесно связано с обращением к узким специалистам (логопеду, психологу, неврологу, нейропсихологу).
Обращаться к специалисту стоит если:
1. У ребенка не сформировано пространственное представление: ребенок "зеркалит" буквы и цифры, пишет все буквы в слове раздельно или, наоборот, все слова в предложении слитно, путает при письме похожие буквы (с-е, б-в и др.), "не видит рабочую строку". При чтении такие дети часто теряют нужную строчку, читают ее дважды или пропускают.
2. Если у ребенка проблемы с процессом звукобуквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия (проще говоря, ребенок "не слышит" - не воспринимает звуки). Чаще всего дети не различают свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.
Если есть такая проблема - срочно к логопеду!
3. У ребенка проблемы в зрительном анализе (зеркальное написание и преувеличение/преуменьшение количества элементов буквы), мыслительной деятельности (искажение смыслов слова, непонимание переносного значения, затруднение в употреблении заглавной буквы). Ребенок не умеет сравнивать предметы (больше-меньше, ниже-выше и т.д.), у него однолинейное мышление (видит только один признак предмета), его мыслительная деятельность инертна (шаблоны мышления, стереотипы действия).
4. Ребенок сложно запоминает текст и картинки, не может вспомнить, что он делал в школе.
5. У ребенка ослабленное произвольное внимание. Как любят говорить мамочки "Он у меня любит помечтать, в облаках витает". Ученик пропускает буквы при списывании, дописывает лишние буквы, пропускает строки.
Как же любят родители эти существенные проблемы прикрыть фразами "Да это он просто невнимательный, я такая же была...", "Торопится, не думает...". Уважаемые родители, эта проблема сама по себе не рассосется, а приведет к трудностям в изучении русского языка, литературы и математики. Поэтому, отбрасываем пустые фразы и марш к специалистам.
Отдельного внимания заслуживает трудность, связанная с недостатками формирования регуляторного компонента (ребенок "не видит" свои ошибки, ошибок становится больше к концу работы, медленный темп письма, выполнение требований учителя не в полном объеме). Здесь помогут игры на концентрацию внимания, графические диктанты, поиск различий на картинках и т.д.
Последняя группа трудностей: индивидуально-психологические особенности ученика.
Флегматики медлительны, поэтому будут выполнять работу чуть дольше остальных. Холерики торопливы, поэтому зачастую выполняют работу быстро и не тратят время на ее проверку. Меланхолики быстро утомляются, на контрольных сильнее других нервничают, из-за этого допускают глупые ошибки.
И, нет, уважаемые родители, не нужно каждую ошибку ребенка теперь списывать на его темперамент. Вы как никто должны понимать, что здоровый ребенок = спокойные родители = успешный ребенок. В большинстве случаев непродолжительная работа со специалистом дает свои плоды, результат работы всегда виден.
В преддверии начала нового учебного года хотелось бы сказать еще кое-что, на мой взгляд, очень важное.
Родители: первый учитель - ваш помощник, не враг. Не давайте ему ложной информации, не скрывайте информацию. Знания - сила. Не утаивайте от учителя, если ваш ребенок ходил в логопедическую группу, или если он находится под наблюдением у невролога/психолога. Учителю важна эта информация не для того, чтобы принижать вашего малыша, а для того, чтобы помочь вашему ребенку (создать индивидуальный маршрут, дать дополнительные подсказки, создать ситуацию успеха).
Начальная школа - это крепкий союз ребенка, родителя и учителя.
Будьте внимательны к своему малышу, прислушивайтесь к учителю, вовремя обращайте внимание на трудности ребенка. И будет всем счастье.