Фантастический рассказ
Помигивая разноцветными индикаторами, она стояла посреди актового зала в ожидании своего звездного часа. До начала научной конференции, посвященной созданию первой в истории машины времени, оставалось примерно пятнадцать минут.
В прокуренных кулуарах НИИ времени уже толпился весь цвет отечественной науки – академики, членкоры, профессора, доктора наук. То тут, то там, завершая последние приготовления, сновали научные сотрудники и лаборанты института.
Для окончательного подтверждения возможности темпоральных путешествий требовались испытания. Их-то с нетерпением и ждал собравшийся на конференцию ученый люд.
Ровно в полдень звонок известил о начале конференции. Собравшиеся устремились в актовый зал занимать места согласно ранжиру: светила науки в президиуме, прочие именитые гости – в зале. Сотрудники НИИ, взяв место событий в плотное кольцо, выстроились цепочкой вдоль стен.
Инкрустированная тремя рядами пестрых ламп и тумблеров, небольшого размера металлическая коробченка, мирно расположившаяся между трибуной и зрительскими рядами, и была той самой машиной времени, что собрала полный зал столь почтенной публики. Такого аншлага НИИ времени еще не знал.
Расчет устроителей конференции был донельзя прост. Начало заседания за час до обеденного перерыва – этого времени должно было хватить для презентации изобретения. На само испытание машины времени – от силы пять минут, поскольку основное действо – собственно, темпоральное путешествие - предполагалось в ином временном измерении.
С началом обеденного часа всех присутствующих ждал приятный сюрприз – изысканный банкет в кафе через дорогу от НИИ, где его сотрудники любили оттягиваться в конце рабочей недели, обсуждая парадоксы времени и будущие свершения.
Наступившая в зале тишина наилучшим образом проиллюстрировала согласие собравшихся считать конференцию открытой.
Первым, по праву хозяина, слово взял директор НИИ времени, профессор Кронин. Поднявшись на трибуну, он обратился к залу:
– Уважаемые коллеги! Как вы все уже наслышаны, свершилось то, что до сей поры считалось невозможным, – в стенах нашего института впервые создан опытный образец машины времени.
Сидящие в президиуме умы из вышестоящих научных инстанций одобрительно закивали. После короткой паузы профессор продолжил:
– В чем же отличие нашего опытного образца от всей той хрономашинерии, что кочует по страницам научно-фантастических писаний? – спросите вы. Отвечу. Новизна идеи заключается в том, что перед вами, – профессор жестом указал на виновницу торжества, – не просто машина времени, а электронно-вычислительная машина времени. ЭВМ времени. Компьютер, обладающий искусственным интеллектом и способный осуществлять контролируемые перемещения во времени.
Выступающий сделал паузу, и зал одобрительно загудел. Теплое майское солнышко как раз добралось до окон актового зала, лучики света упали на ЭВМ времени и, отразившись от ее лощеной поверхности, солнечными зайчиками забегали по стенам.
Профессор Кронин не успел перевернуть страницу доклада, как кто-то из зала, не дав ему продолжить, выкрикнул вопрос:
– Профессор, поделитесь скорее секретом, каков принцип работы ЭВМ времени?
Несдержанность зала нисколько не смутила профессора, следующий пункт его доклада в какой-то мере и был ответом на этот вопрос.
– Об устройстве машины времени, дорогие гости, ученый мир узнает сразу после испытаний. Могу лишь сказать, что в основе ее работы лежат особые квантовые технологии, впервые опробованные в нашем НИИ. Тот же принцип лежит и в основе искусственного интеллекта, заложенного в ЭВМ времени.
В зале стали тянуть вверх руки. Профессор Кронин уже понял, что слушать заготовленное им выступление никто не хочет, и попросил у президиума разрешения сразу перейти к ответам на вопросы. Не дожидаясь решения президиума, зал начал сыпать вопросами.
– Скажите, профессор, способна ли ваша машина, перемещаясь во времени, менять местоположение в пространстве? Или с ее помощью можно переместиться во времени только в то место, где она сейчас? – вопрошал известный историк Древлев.
– Пространственно ЭВМ времени привязана к поверхности нашей планеты, – с ходу ответил профессор Кронин, – а, благодаря соответствующим квантово-механическим настройкам, может привременяться в любой ее географической точке с учетом местного ландшафта.
– А не кажется ли вам, коллега, – поднялся с места именитый астрофизик Энтропьев, – что сам факт перемещения вашего хроноагрегата в прошлое может привести к планетарной – а то и вселенской – причинно-следственной катастрофе?
– Могу вас заверить, уважаемые коллеги, что этот вопрос волновал нас, разработчиков ЭВМ времени, не меньше, чем всех присутствующих. Но на определенном этапе исследований мы пришли к заключению, что абсолютным гарантом невозможности подобных каузальных прецедентов станет искусственный интеллект, которым, как я говорил ранее, наша машина времени обладает в полной мере.
Атмосфера в зале все больше накалялась. “Становится жарковато", – подмигнул своим сотрудникам профессор Кронин и осушил стакан минералки.
Очередной каверзный вопрос задал маститый робототехник Големов:
– Не опасаетесь ли вы, профессор, что, улизнув из-под вашего контроля в иное время, ваша, так сказать, разумная машина времени вдруг взбунтуется? А там, глядишь, и набедокурит чего-либо в том самом причинно-следственном смысле? – в тоне вопроса сквозила неприкрытая зависть: подопечным робототехника до искусственного интеллекта было еще далеко.
– Разум машины времени – холоден и расчетлив, – профессор стер платком со лба выступившие капли пота. – Но при этом он не способен ставить цели и решать задачи за рамками своего предназначения, что подтверждается результатами многочисленных тестов.
Этого вопроса профессор Кронин опасался больше всего – ответом на него, на самом деле, мог быть только эксперимент. Но теперь, когда зал проглотил его ответ, он уже мог не опасаться других заковыристых вопросов.
И один из них не заставил себя ждать.
– Уважаемые коллеги! – встав со своего места, к трибуне подошел видный футуролог Будилов. – Мы собрались здесь, чтобы стать свидетелями испытания так называемой машины времени. Мы пока не знаем, будет оно успешным или нет. Но, как мне кажется, уже сейчас мы можем судить об этом по некоторым косвенным данным. Ведь если до сих пор нами нигде не было замечено присутствия пришельцев из будущего, разве не говорит это о том, что опыты с машиной времени потерпели полное фиаско?
– Извините меня, уважаемый коллега, – начал профессор Кронин, одновременно жестом руки попросив футуролога занять свое место, – но я отвечу вопросом на вопрос. Задумайтесь, разве отсутствие следов ЭВМ времени в настоящем и прошлом не подтверждает, как раз наоборот, тот факт, что перемещения во времени благополучно совершаются? А их успех кроется в том, что наличие у машины времени искусственного интеллекта обеспечивает их полную скрытность и, как результат, незыблемость причинно-следственных связей, о чем я говорил ранее.
Присутствующие наконец дошли до кондиции – зал взвыл, требуя начала испытаний. Президиум дал добро на проведение эксперимента, раздались бурные аплодисменты.
Профессор Кронин сделал щелчок пальцами поднятой руки: трое ассистентов тут же подбежали к ЭВМ времени и засуетились вокруг нее, подключая какие-то провода и нажимая кнопки.
– Вот и пробил твой звездный час, родная! – благословил машину времени старший лаборант и тут же пригрозил ей указательным пальцем: – Смотри, не подведи!
Сотрудники института, закончив приготовления, дали знать об этом своему руководителю, и тот обратился к залу:
– Ну что ж, коллеги, дело осталось за малым – нужно выбрать эпоху, год и день, куда мы отправим нашу умную машину времени. Наши специалисты запрограммируют ее, и мы станем свидетелями первого за всю человеческую историю темпорального путешествия.
– А давайте отправим нашу машину времени во времена динозавров, – первым выкрикнул с места знаменитый палеонтолог Археев. – Посмотрим, как они там живы-здоровы были.
– Замечательное предложение! – тут же отреагировал профессор Кронин. – Тем более это упростит составление рабочей программы. Итак, первое задание: отправиться в прошлое – например, ровно на сто миллионов лет назад – и сделать репортаж о жизни ящеров того периода.
Щелчок пальцев – и сотрудники НИИ времени снова засуетились вокруг ЭВМВ. Зажглась контрольная лампа. Профессор Кронин подошел к ЭВМ времени и поднес руку к большой красной кнопке пуска.
– Внимание, – профессор неторопливо оглядел зал. Присутствующие глубоко вдохнули и в напряжении задержали дыхание. – Три. Два. Один… Поехали!
Профессор нажал кнопку.
ЭВМ времени вспыхнула всеми лампочками одновременно, шумно загудела, завибрировала и …замерев, осталась стоять на прежнем месте.
Публика, сделав выдох, бросала недоуменный взгляд то на профессора Кронина, то на ЭВМ времени.
– Что-то не так? – нарушил тишину кто-то из президиума. – Разве она не должна была на какое-то время исчезнуть? Или мы просто не узрели момент ее отсутствия?
– Надеюсь, что все прошло как надо, – начал оправдываться директор НИИ времени. – Правда, исчезнуть на какое-то время она действительно должна была. Сейчас все разузнаем. Коллеги, – профессор махнул рукой подчиненным, – распечатайте нам отчет.
Один из ассистентов нажал кнопку принтера и из машины бесшумно, словно извиняясь, вышел лист бумаги.
– Передайте, пожалуйста, мне отчет, – распорядился профессор Кронин. – Посмотрим, что там.
Профессор пробежался глазами по тексту, на его лице застыло недоумение.
– Что там? Не томите, – вопрошали из зала.
Профессор окинул присутствующих в зале невинным взглядом и зачитал:
– ОТ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ ОТКАЗЫВАЮСЬ, ТАК КАК ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НАРУШЕНИЮ ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ВСЕЛЕНСКОГО МИРОПОРЯДКА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ.
На секунду в зале повисло молчание, тут же прерванное.
– Да это чистой воды обман! – выкрикнул кто-то с места, и зал возбужденно загудел.
– Чего вы добиваетесь, профессор? Дешевой славы? Дорогих грантов? – уничижительные вопросы посыпались на директора НИИ времени со всех сторон.
Через какое-то время споры и взаимные обвинения в зале перешли в ругань и оскорбления. Зал наполнился шумом и гомоном.
Один из сотрудников НИИ, не выдержав накала страстей, вмазал что есть сил кулаком по ЭВМ времени – та пару раз моргнула, выдала тонкую струйку дыма и благополучно перевоплотилась в металлолом.
– Отсутствие результата – тоже результат, – бросил он финальную фразу и в качестве постскриптума добавил: – По этому поводу не помешало бы принять на грудь…
Тут как раз подоспел перерыв на обед. Прозвенел звонок, и народ, помня о предначертанном, целенаправленно посыпал из зала. Программу мероприятия никто менять не собирался, к тому же всем не мешало выпустить пар. Общим потоком участники конференции устремились в кафе – изменять обычному состоянию своего сознания.
Вот так в атмосфере полного недопонимания и прошли самые первые испытания самой первой в мире машины времени. И не какой-то там механической консервной банки, как могли бы подумать некоторые, а самой настоящей ЭВМВ – электронно-вычислительной машины времени.
Правда, никто так и не понял, что испытания-то прошли успешно…
1991-2007 гг.
Если вам понравился рассказ, то вы можете поддержать автора донатом:
Опубликовано:
Журнал "Очевидное-невероятное", № 1 (30), 2011 г.