Найти в Дзене

Восточная (Крымская) война (1853 - 1856). Балканский фронт. V. Переправа русских войск через Дунай.

Российский император Николай I, планируя кампанию на 1854 год указывал, как можно скорее перейти Дунай и, овладев опорными пунктами Исакча, Тульча и Гирсов, и немедленно осадить Силистрию. Овладев Силистрией, предполагалось, подняв вверх по реке флот осадить крепость Рущук. Однако главнокомандующий российской группировки князь Паскевич Варшавский опасался враждебных действий Австрии и вообще в таких условиях не видел смысла в переправе, которая была назначена на начало марта 1854 года. Переправа предполагалась в трёх пунктах: Браилове, Галаце, Измаиле. На всех других участках предполагалось ограничиться отвлекающими манёврами. Всего для переправы были сосредоточены 45 тысяч российских солдат и офицеров, а также 2 парохода "Прут" и "Ординарец" и несколько канонерских лодок. Для поддержки переправы у Браилова, на левом берегу Дуная были сооружены 4 батареи и дополнительно ещё 2 на острове Бындое. Между городами Браилов и Галац Дунай соединялся в одно русло, что представляло удобную поз
Дунайский театр боевых действий Восточной (Крымской) войны (1853-1856 гг.).
Дунайский театр боевых действий Восточной (Крымской) войны (1853-1856 гг.).

Российский император Николай I, планируя кампанию на 1854 год указывал, как можно скорее перейти Дунай и, овладев опорными пунктами Исакча, Тульча и Гирсов, и немедленно осадить Силистрию. Овладев Силистрией, предполагалось, подняв вверх по реке флот осадить крепость Рущук. Однако главнокомандующий российской группировки князь Паскевич Варшавский опасался враждебных действий Австрии и вообще в таких условиях не видел смысла в переправе, которая была назначена на начало марта 1854 года. Переправа предполагалась в трёх пунктах: Браилове, Галаце, Измаиле. На всех других участках предполагалось ограничиться отвлекающими манёврами.

Всего для переправы были сосредоточены 45 тысяч российских солдат и офицеров, а также 2 парохода "Прут" и "Ординарец" и несколько канонерских лодок. Для поддержки переправы у Браилова, на левом берегу Дуная были сооружены 4 батареи и дополнительно ещё 2 на острове Бындое. Между городами Браилов и Галац Дунай соединялся в одно русло, что представляло удобную позицию для переправы. Также наиболее удобно было осуществить переправу в районе Измаила, ибо в этом месте русло Дуная было наиболее узкое, а поросший густым камышом левый берег представлял естественную маскировку для сосредоточения войск. Для прикрытия сосредотачивающихся для переправы войск было решено задействовать российский флот, который должен был заблокировать рукава Дуная и соорудить для этой цели батареи. В намеченных для переправы пунктах сосредоточили плавучие средства и материалы для устройства мостов. Ввиду непогоды и утомления войск было решено перенести переправу с 10-го на 11-е марта.

8 марта 1854 года полковник Зуров развернул свои позиции напротив Гирсова. На следующий день с этих позиций был произведён артиллерийский обстрел турецких позиций.

10 марта 1854 года с 16 часов и до самого заката российская артиллерия вела огонь у Браилова. На следующее утро артиллерийская канонада стихла, но в 16 часов российская артиллерия возобновила огонь. Одновременно с левого берега начали переправляться 3 батальона Замосцского егерского полка, 2 роты 3-го сапёрного батальона, 4 лёгких орудия и до 50-ти казаков под командованием генерал-адъютанта Коцебу. Вскоре десант высадился у пристани Гичети и двинулся к Мачину, не встречая нигде турок. Однако, когда генерал-майор Бутурлин с несколькими греческими добровольцами зашёл на оставленную слева от дороги противником артиллерийскую батарею, турки открыли сильный штуцерный огонь. Российские стрелки открыли ответный огонь. В этот момент турки заметили как с российской стороны Дуная начались приготовления для наведения переправы и открыли из главной береговой батареи огонь по мосту, войскам и рабочим работающим над установкой моста. Российская артиллерия из отряда Коцебу и с острова Бындое в ответ открыли огонь по ближайшим турецким батареям.

Спустя 2 часа после того как началась переправа российских войск, десант был усилен 2-мя батальонами Люблинского полка, а ночью были переправлены ещё 2 орудия. Это, а также то, что турки в ночь на 12 марта стали отходить к Мачину сильно облегчило положение отряда Коцебу. И десант занял покинутые противником батареи. Тем временем очень медленно шла установка моста, вследствие сильного ветра и течения. На помощь пришли канонерские лодки, которые изначально поддерживали огнём высадку десанта, а также пароход "Прут".

По этим же причинам задержана установка моста у Галаца, который был готов только в 5 часов утра 13 марта, хотя установка была начата ещё 10-го числа. 11 марта пароход "Ординарец", вооружённый 6-ю единорогами поддержал высадку казаков, которые переправлялись на Кирлашах. Втечение дня на правый берег Дуная была переправлена большая часть пехоты, а передовой отряд после столкновения с турецкой конницей занял селение Азаклы. На следующий день основные силы под командованием генерал-лейтенанта Гротенгельма выдвинулись по дороге к Гарвану, который был занят русскими войсками 13 марта. К этому же дню по наведёному через Дунай мосту переправились главные силы и обозы. После занятия Гарвана передовые силы Гротенгельма установили сообщение с Браиловским отрядом, который двигался к Мачину. После получения сообщения, что турки очистили Мачин через Дунай переправились остальные российские силы и конница, после чего эти войска двинулись к Мачину. Переход Дуная у Браилова у Галаца прошёл таким образом без серьёзных затруднений и потерь. Потери российских войск здесь составили 6 человек убитыми и 37 офицеров и солдат ранеными.

Однако, не везде переправа прошла так гладко. Переправа российских сил под командованием генерал-лейтенанта Ушакова на 147 лодках и 4 паромах была запланирована в узком месте Сулинского рукава. Здесь береговой тростник должен был скрыть сосредоточение войск. 10 марта 1854 года отряд генерала Ушакова был сосредоточен на острове Четале. Мариупольский и Белорусский гусарские полки, а также обоз должны были подойти позднее. В ночь с 10-го на 11-е марта российские войска расположились для переправы. Суда дунайской флотилии заняли позиции напротив турецких батарей, орудия были расположены вдоль берега, а между ними встали штуцерные. Пехота же встала позади. С утра 11 марта началась артиллерийская перестрелка и к 10 часам огонь турецких орудий ослаб. Генерал Ушаков решил, что настало самое подходящее время для переправы. Уже к 12 часам несмотря на огонь турецкой артиллерии, батальоны Могилёвского и Полоцкого егерских полков с 4 орудиями высадились на вражеский берег. Затем последовали остальная пехота и артиллерия.

После высадки на правом берегу 2 Могилёвских батальона двинулись для наблюдения за турецкой береговой артиллерии, а Полоцкий егерский полк двинулся к Сомову-гирлу, взяв с собой 4 орудия. Турки определили место переправы российских сил и стали концентрировать на высотах Старой Тульчи и в камышах у Сомова-гирла свои силы. На скате горы они выставили 8 орудий. Полоцкие егеря под командованием генерал-майора Копьёва выбили турок за Сомово-гирло и захватили мост. В этот момент генерал Ушаков, решив укрепить правый фланг, отдал приказ могилёвцам захватить турецкие батареи. Могилёвцы легко захватили ближайший турецкий редут, однако затем были встречены картечью и сильнейшим штуцерным огнём. Потеряв старших офицеров могилёвцы остановились и перестроившись в ротные колонны начали штурм турецких укреплений. Они почти взобрались на валы, но в итоге были отбиты. Откатившись они закрепились в рвах и среди деревьев. Наблюдавший за боем генерал Ушаков послал к могилёвцам в качестве подкреплений 3 батальона Смоленского полка. 3-й, 4-й Смоленские батальоны и могилёвцы смогли овладеть главным валом и ворваться в турецкие укрепления. Однако картечный и штуцерный огонь засевших в укреплениях турок стал наносить большие потери штурмующим. В этот момент 2-й батальон Смоленского полка ворвался в укрепление с другой стороны и переколол штыками турецкий гарнизон. Бой закончился около 1:30. Российские войска потеряли в ходе боя 24 офицера и 725 солдат выбывшими из строя.

После того как русские войска овладели береговыми батареями, турки отступили из Тульчи и Исакчи к Бабадагу. Однако, князь Горчаков не смог воспользоваться успешной переправой и не планировал развивать наступление далее Мачина, получив иные инструкции от нового главнокомандующего. Единственное что сделал Горчаков это позволил полковнику Зурову занять Гирсов, покинутый к тому времени турками. К 20 марта 1854 года генерал Лидерс сосредоточил у Гирсова уже все свои силы.