«Каково семя, таков и плод. Кто делает благо, получает благо. Кто делает плохое, получает плохое»
Мы продолжаем серию статей на тему фундаментального закона причины и следствия - Кармы. Первую статью вы можете прочитать тут.
Как мы уже уяснили, карма дословно означает «действие». Мы получаем соответствующие последствия в зависимости от того, какие действия совершаем, т. е. какие причины сами создаём своими действиями на разных уровнях (поступков, слов и мыслей).
Тема кармы очень обширна и присутствует во всех Писаниях. Так, например, в Шива-Самхите идея кармы выражается в словах о том, что «хорошие поступки ведут к небесам, грешные дела ведут к аду». Будда в «Сутре о Законе Кармы» говорит так: «Что бы вы ни сделали, всё вернётся обратно к вам, всё что с вами случается — справедливое возмездие. Не думайте, что карма ошибается. Вы будете жить, чтобы перенести следствия ваших дел, или в этой жизни или в следующей. Закон Кармы работает всегда, и плод хорошего дела придёт должным образом.»
Твори добро, воздерживайся от зла, культивируй ум – вот учение всех просветлённых.
Надеюсь, все уже поняли идею первого уровня: есть действие и есть последствие этого действия, поэтому сегодня мы с вами пойдём ещё глубже в понимании кармы.
Помимо самого действия есть ещё факторы, которые будут определять плоды этого действия.
Первый из них — мотивация, намерение.
Возьмём для примера такое действие как суицид. Это действие само по себе имеет нехорошие плоды, так как является убийством живого существа и нарушением первого закона Вселенной – ахимсы – ненасилия, непричинения вреда живому. Однако это действие может, например, проистекать из эгоистичности и быть осуществлено из-за привязанности к чему-то или кому-то и страданий от потери этого или же из-за нахождения в омрачённом состоянии сознания, например, в результате приёма алкоголя и иных веществ, по случайности, непреднамеренно. Другой пример – самоубийство из состояния самопожертвования, чтобы спасти других. Действие одно, а результаты будут разными.
Такой древнеиндийский эпос, как Махабхарата, содержащий тысячи персонажей, позволяет проследить, как совершая действия из определённых состояний ума с определённым намерением, человек получает те или иные последствия. Когда люди не могли понять, почему что-то происходит в их жизни, им показывалось, что они совершили в прошлых жизнях, чтобы можно было проследить закон кармы.
Также в Махабхарате есть история о битве на Курукшетре между двоюродными братьями. Все воины собрались на поле, понимая, что они идут отнимать жизни, но у каждого была своя мотивация: у кого-то жажда власти и славы, у кого-то чувство долга, а у кого-то более высшая мотивация, о которой мы поговорим позже, и для каждого из них это действие принесло совершенно разные плоды.
Поэтому перед тем, как совершить какое-то действие, постарайтесь проанализировать свою мотивацию (для чего вы это делаете). И если возможно, поработайте с этой мотивацией, поменяйте её и своё состояние, если это необходимо, чтобы действовать из другого состояния с более высокой мотивацией, поскольку это полностью определит плоды ваших действий.
Следующий весомый фактор, определяющий плоды наших действий, – это объект, по отношению к которому было совершено действие.
3 весомых объекта, плоды от действий по отношению к которым будут многократно усилены (как хорошие, так и плохие):
- гуру, духовные учителя;
- родители (мать и отец);
- будды (просветлённые личности).
Это все те, кто помогают нам в достижении высшей цели человеческого существования.
Родители дали нам жизнь, воспитали, гуру же даёт нам «вторую жизнь», он позволяет использовать свою жизнь с максимальным эффектом, потому как единственное достойное употребление этого тела (вместилища Бога) – как орудие для достижения высшей цели (просветления, ниббаны, нирваны, Царства Божия, мукти). Просветленная личность, даже если не принимает решение давать учение и быть гуру, оказывает колоссальное влияние на окружающее пространство.
Например, у Шивы было семь учеников, мудрецов, достигших просветления. Шесть из них отправились в разные части мира, чтобы распространять мудрость и знания, принесшие пользу всему миру (считается, что именно от них появились религии). А седьмой остался и погрузился в очень глубокое состояние, он принёс пользу тем, что своим состоянием пропитал все Гималаи. Многие последующие йогины шли в Гималаи и именно там достигали реализации благодаря отпечатку, который оставил этот мудрец. Один человек, достигший состояния единения с Богом, может поддерживать своим состоянием мир и покой во всей деревне, городе, стране. Этот феномен был исследован и получил название эффект Махариши.
Поэтому чем более глубоких медитативных состояний вы сможете коснуться, тем большим орудием на благо всех живых существ вы становитесь.
По отношению к этим весомым объектам создается весомая карма — самая сильная карма. Как самая сильная корова в стойле расталкивает остальных и выходит вперёд, так и весомая карма предопределяет наше следующее перерождение в момент смерти. Так как то, о чём человек думает в момент смерти (покидания тела) предопределит его следующее перерождение.
Есть несколько действий, плоды от которых особенно велики.
Перечислим сначала те из них, которые рассматриваются в негативном аспекте.
Первое - разрушить монашескую общину или сангху (люди, которые стремятся к достижению просветления); разрушение общины может привести к тому, что эти люди не достигнут просветления, т.е. это препятствование формированию просветлённых личностей в будущем, способных помочь всем другим живым существам.
Второе – пролить кровь просветлённого или будды.
Третье – убить родителей.
В противовес негативным действиям рассматриваются следующие позитивные: благие действия по отношению к трём весомым объектам (см. выше), а также джхановые медитативные состояния (так как они оставляют самый весомый отпечаток в уме человека, который может помочь ему в момент смерти).
И есть третий фактор, влияющий на карму — есть ли завершение у совершённого действия.
Давайте рассмотрим пример, в котором объект действия — это Будда, просветлённая личность. Его двоюродный брат Девадатта, одержимый завистью и гордыней, покусился на жизнь Будды, столкнув с вершины горы огромный камень. Но его попытка не увенчалась успехом, никто не пострадал.
Мы видим мотивацию — попытка убийства из зависти, но видим так же, что завершения действия здесь нет. Если бы оно случилось, то плоды кармы были бы ещё тяжелее.
Или может быть наоборот, кто-то просто бросил камень в сторону и в этот момент появился другой человек, допустим, вышел из-за угла, и камень попал в него. В этом случае, когда есть завершение, но нет мотивации и присутствует доля случайности в произошедшем, последствием будет совсем другая карма, чем если бы человек хотел бросить камень и у него это получилось.
В следующей статье продолжим изучать этот непростой вопрос. А пока пишите комментарии, задавайте вопросы🙏 До встречи в следующих статьях!
медитация #йога #осознанность #духовный путь #саморазвитие #Патанджали #Садхгуру #Будда #буддизм