Путешествие на машине – особый вид удовольствия. У вас есть возможность в любой момент менять маршрут по своему усмотрению, передвигаться в собственном ритме с максимальным удобством и комфортом, а каждая поездка дарит уникальный шанс увидеть то, что недоступно «экскурсионным» туристам! Главное, грамотно подготовиться к дальней дороге. И это касается не только своевременно проведённого технического обслуживания машины, неспешных сборов и создания отличного настроения задолго до выезда. Нужно не забыть и об оформлении необходимых документов. Для автопутешественников важно иметь на руках не только действующую туристическую визу, но и полис страхования автогражданской ответственности. Наиболее востребованным из них до недавних пор считалась «Зелёная карта», пришедшая в Россию в 2009 году. Сегодня мы расскажем, что она из себя представляет и как работает, какие особенности имеет оформление этого международного аналога ОСАГО, а также объясним, что изменилось в жизни российских держателей «Зелёной карты» с начала лета 2023 года.
Внешний вид
«Зелёная карта» не является каким-то особенным документом. По сути, она представляет собой типовой бланк страхового полиса, заполненный согласно требованиям, действующим в международной системе страхования. Отличительной внешней чертой Карты долгое время признавался её зелёный цвет. Однако, с июля 2020 года стало допустимо оформлять сертификаты на чёрно-белых бланках. Держатели подобных документов обязаны иметь их оригиналы при себе на момент въезда и выезда с территории принимающих государств.
Принцип работы
«Зелёная карта» – международный сертификат обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев. Эта ответственность накладывается на водителей в случае причинения ими вреда жизни и имуществу третьих лиц при эксплуатации собственного транспортного средства (ТС). Как и актуальный на территории Российской Федерации полис ОСАГО, «Зелёная карта» не предполагает страхование непосредственно движимого имущества граждан. Поэтому, если за рубежом российский водитель на своей машине станете виновником ДТП, ни о каком возмещении ему ущерба речи вестись не будет. Компенсация выплачивается исключительно потерпевшей стороне. При этом возмещение будет произведено за счёт российского страховщика. В случае, если авария на территории нашей страны произошла по вине иностранного водителя, компенсация потерпевшим будет начислена по зарубежной «Зелёной карте», признаваемой российскими страховщиками.
Чтобы «подложить соломку» и иметь возможность получить хоть какие-то выплаты при порче собственного имущества за рубежом, страховые агенты раньше советовали автопутешественникам оформлять дополнительно к «Зелёной карте» полис КАСКО. Главным требованием к последнему было вхождение страны, выбранной для посещения, в зону страхового покрытия компании. Стоит отметить, что при перемещении по России «Зелёная карта» не заменяет нашим соотечественникам полис ОСАГО.
Стоимость полиса и размер компенсации
Факторами, определяющими стоимость международного страхового полиса, выступают период действия заключённого со страховой компанией договора, территориальный охват карты и вид транспортного средства. Оформление документа не предполагает предоставление каких-либо скидок за безаварийное вождение. Единый тариф на выдачу «Зелёной карты» для страховых компаний в нашей стране устанавливается Российским Союзом Автостраховщиков. Раз в месяц его допустимо пересматривать и изменять. А вот размер страховой выплаты по данному полису определяется законодательством той страны, на территории которой произошло ДТП. Иногда сумма выплаты может на 100% покрывать расходы потерпевшей стороны. Для этого пострадавшему автомобилисту достаточно предоставить страховщикам все оплаченные им счета на ремонт машины и лечение, если в ходе аварии был причинён вред здоровью. Подобная практика распространена в Бельгии, Англии и во Франции.
Особенности оформления
Оформлять «Зелёную карту» следует не ранее, чем за 30 дней до предполагаемой поездки. Автолюбителю необходимо предъявить в страховой компании, помимо заполненного заявления, документ, подтверждающий его личность, а также технический паспорт автомобиля и свидетельство о регистрации транспортного средства. Если полис оформляет организация или предприятие, то в список обязательных документов автоматически добавляется свидетельство о регистрации юридического лица.
Международный договор об автогражданской ответственности можно заключить для любых транспортных средств, даже тех, на которые невозможно оформить российский полис ОСАГО (прицепы, мопеды с объёмом двигателя менее 50 куб.см., снегоходы и пр). Единственное ограничение – обязательная регистрация ТС в пределах России и наличие у него государственного номера. Если машина имеет пока только транзитный номер, выписать на него «Зелёную карту» автовладельцу не откажут. Вот только срок действия документа будет равен всего одному месяцу.
У «Зелёной карты» нет каких-либо ограничений касаемо числа лиц, имеющих право управлять автомобилем, упомянутым в договоре. В полисе прописываются лишь личные данные непосредственно страхователя ТС (не обязательно собственника машины), а в случае с юрлицами – название организации-страхователя. Правила международного страхования автогражданской ответственности не предполагают корректировку периода действия Карты.
Примечательно, что оформить подобную страховку онлайн не получится, так как на самой Карте имеются специальные элементы защиты – водяные знаки, металлизированные полосы и уникальные идентификационные номера.
Преимущества
Удобство использования международного полиса автогражданской ответственности заключается в том, что:
- водителю, вдруг попавшему в аварию за рубежом, не надо думать, в какие инстанции обращаться для урегулирования проблемы, каким образом будут удовлетворены претензии потерпевшей стороны, какой будет максимальная величина компенсации. Разбор ситуации производится в соответствии с национальным законодательством той страны, на территории которой произошёл инцидент;
- автовладелец освобождается от необходимости заключения прямого соглашения с национальным страховщиком «встречающего» государства;
- путешественник может не задумываться о возмещении ущерба пострадавшей стороне из собственного кошелька. Выплаты произведёт страховая, с которой заключён договор. Данная схема признаётся оптимальной, так как позволяет автопутешественникам избежать незапланированных трат во время поездки.
Изменения
При всех неоспоримых преимуществах международного страхового полиса, есть у него и один весомый недостаток. С 1 июня 2023 года «Зелёные карты», полученные российскими автовладельцами, перестают действовать на территории ряда европейских государств, в Швейцарии, Великобритании и на Украине. Причиной столь неприятного сюрприза отечественным путешественникам стала негативная реакция мирового сообщества на начало инициированной Россией СВО. По «Зелёной карте» автомобилистам из РФ сегодня можно свободно передвигаться лишь по территории Албании, Боснии и Герцеговины, Черногории, Израиля, Марокко, Северной Македонии, Сербии, Туниса, Турции, Беларуси, Молдовы, Ирана и Азербайджана.
По мнению автомобильных экспертов, альтернативой «Зелёной карте» могут выступить полисы приграничного страхования. По сути, это национальные страховые полисы, которые для удобства путешественников будут продаваться на пунктах пропуска европейских стран. Приобрести их онлайн также не представляется возможным. Как понятно из официальных релизов, действовать подобные документы будут на всей территории Европейской экономической зоны. Минимальный срок страхования – 30 суток, максимальный – 1 календарный год. Однако, с какими ограничениями в процессе оформления полиса могут столкнуться путешествующие на личном автомобиле россияне, пока доподлинно неизвестно.
Что касается зарубежных автовладельцев, то законным их передвижение по российским дорогам будет признано лишь при наличии оформленного полиса ОСАГО. Приобрести его также можно на пунктах пропуска при въезде в РФ. Вождение ТС при отсутствии полиса будет признано прямым нарушением ПДД и повлечёт наложение административной ответственности.
В настоящее время Российский Союз Автостраховщиков активно разрабатывает новую программу страхования, которая должна прийти на смену «Зелёной карте». Так называемая «Синяя карта» будет иметь тот же принцип работы, что и международный страховой полис. Покрытие рисков у неё будет аналогичным. Официально запущена Карта будет на территории дружественных стран-членов Евразийского экономического союза с 1 января 2024 года. Стоимость нового страхового продукта прогнозируется гораздо ниже зарубежных ОСАГО.
Краткие выводы
«Зелёная карта» до недавнего времени считалась оптимальным вариантом страхования автогражданской ответственности. И не безосновательно. Являясь зарубежным аналогом ОСАГО, она позволяла россиянам, путешествующим на собственной машине, чувствовать себя во время поездки максимально безопасно и комфортно. В случае попадания в ДТП за границей им не нужно было беспокоиться о грамотном урегулировании правовых аспектов, просчитывать потенциальные затраты, необходимые на покрытие ущерба. Всеми этими вопросами занималась выбранная для сотрудничества российская страховая компания. Она же и выплачивала компенсацию пострадавшей стороне.
События, разворачивающиеся на мировой политической арене, повлияли на функционирование Международной страховой системы. Сегодня российские страховщики лишены официального права выдавать «Зелёные карты». А отечественные автомобилисты вынуждены озадачиваться приобретением дорогостоящих национальных страховых полисов прямо на границе с принимающим государством. Разрабатываемая страховщиками «Синяя карта» не поможет глобально решить вопрос расширения географии автопутешествий, ведь действие данного страхового продукта будет ограничено пределами Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии.
Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.