Найти тему
Пешком и на колёсах

Северный речной вокзал

Как и многие жители Москвы, 5 сентября 2020 года мы смотрели в новостях на торжественное открытие после реставрации Северного Речного вокзала и захотели съездить туда и прогуляться. Но впечатление осталось двоякое, и расскажу почему.

Но начнем по порядку, и вначале небольшой исторический экскурс о судьбе вокзала. А она достаточно классическая для многих архитектурных памятников в Москве, да и в России в целом.

-2

Строительство вокзала началось в 1933 году, одновременно с работами над каналом Москва-Волга, и длилось более 4 лет. Это был самый масштабный вокзал на тот период, и помимо функциональности, было решено добавить еще и эстетики зданию. Архитектура здания является выдающимся образцом сталинского ампира. По задумке главных архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского, здание воссоздает образ парохода, где три яруса открытых веранд символизируют его палубы, а центральная башня с высоким шпилем - трубы.

-3
-4
-5

Очень эффектно смотрятся и майоликовые медальоны, раскрашенные вручную художником-керамистом Натальей Данько, украшающие вход с обеих сторон и демонстрирующие различные идеологические сюжеты тех годов: Театр Красной армии, Дворец Советов, Московское метро, сюжеты на тему освоения Северного морского пути, освоения Арктики и т д.

Вокзал был очень популярен вначале, но с уменьшением объема пассажирских перевозок стал использоваться меньше, из-за чего здание стало приходить в упадок. К 2005 году отсутствие грамотного обслуживания привело к нарушению гидроизоляции кровли. Функционировать продолжал только ресторан на территории здания.

-6

В 2010 году здание закрыли на реконструкцию, но она так и не начиналась еще несколько лет. В 2017 году отметили открытие 80 круизной навигации, но здание так и оставалось в аварийном состоянии. Многие элементы фасада были сильно повреждены, внутри помещения были разрушены, большая часть декоративных элементов была утрачена. Здание было внесено в Красную книгу Архнадзора, как находящееся в запустении.

-7

Работы по восстановлению вокзала начались лишь в декабре 2018 года и вот на День города в 2020 году Москве подарили отреставрированное, величественное здание, ухоженные набережные и красивый парк вокруг вокзала.

-8
-9
-10

Перед центральным входом добавили танцующие фонтаны, которые хорошо подчеркивают водную тематику. Так же восстановили ротонды с фонтанами по краям здания.

-11

На набережной сделали интересную инсталляцию канала имени Москвы с миниатюрными шлюзами и другими вокзалами, расположенными на канале.

-12
-13

Внутри вокзала восстановили исторические декорации, восстановили ресторан. Так же одно крыло отдали под небольшой музей (вход свободный).

-14
-15
-16
-17

А если спуститься на этаж ниже, можно на большом макете рассмотреть вокзал, набережную и прилегающий к ним парк во всех подробностях. Еще внизу спрятаны 4 скульптуры советских времен, представляющие рабочего, красногвардейца и колхозницу.

-18
-19

По набережной прогуляться одно удовольствие: всё чисто, аккуратно, стоят лавочки с шезлонгами. И, конечно, потрясающий вид на Москву реку и поражающие величием теплоходы, ожидающие своих гостей на круизы. Так же ждут всех желающих и небольшие речные трамвайчики для прогулок по реке, и в том числе новые электрические трамвайчики, которые сразу отличаются нестандартным дизайном, от привычных нам.

-20
-21
-22
-23

Парк большой по площади, украшен фонтанами и скульптурами. Много цветов и зелени, милые кормушки для птиц, лавочки в тени деревьев – очень уютно, спокойно и гармонично.

Ну а теперь о минусах, которые несколько испортили общее впечатление.

Нам хотелось подняться на верхний этаж вокзала, ведь оттуда должен открываться отличный вид и на реку, и на парк с набережной, но… все проходы закрыты. Попасть туда самостоятельно, даже за плату, невозможно. Оказалось, что проход туда возможен только в составе экскурсии и никак иначе. Так что если вы хотите попасть на верхний ярус, лучше это сразу планировать. Первая экскурсия в 12 часов и записываться надо заранее.

-24
-25

Следующее разочарование было в страшных кубах, которые закрывают миниатюрные шлюзы на импровизированном канале. Они все царапанные, и рассмотреть под ними сами здания весьма проблематично. А уж тем более пускать детям кораблики, как это было изначально задумано, становится невозможным. Внешний вид они портят полностью. Видимо установили их для сохранности шлюзов, но… выглядит весьма убого.

-26

И да, если вы планируете поездку на целый день, лучше берите еду с собой. Цены даже на обычную булочку и чай высокие. Мы бывали в разных парках Москвы, но такого ценника я не наблюдала.

Лично мой вердикт таков: прогуляться по Речному вокзалу, конечно, стоит. Виды на реку там восхитительные, парк ухоженный, само здание интересное как снаружи, так и внутри. Но есть нюансы, которые портят общую картину.

-27
-28