Найти тему
Я ху(д)ею в Турции

Советская стоматология в 21 веке

Следующая история содержит кровавые подробности и не подходит для пожилых впечатлительных беременных детей. И случилась она в небольшом городке под Минском, где меня угораздило родиться. Описанные события произошли в 2009, когда мне было 18, но, несмотря на год, отголоски советской медицины были все еще сильны.

А началась история очень банально. У меня разболелся зуб, когда я приехала домой на выходные с учебы в другом городе. Вроде поболел ночь, наутро перестал. Пожаловалась маме - она предложила выпить святой воды.

Когда доехала до колледжа, поняла, что надо было идти к стоматологу дома, а то в другом незнакомом городе я как-то и не знала даже, как попасть на прием, и страшно, конечно, было. Под влиянием страха я походила с ноющей болью еще недельку, и вдруг заметила, что у меня ощутимо опухла десна. Это был явный знак от Вселенной, что пора. И я пошла сдаваться. В бесплатную поликлинику, куда же еще бедному студенту податься.

Врач, к которому меня направили, был молод, но хорош (по отзывам). Осмотрел, вынес вердикт: мол, лезет зуб мудрости, ничего делать не надо; если сильно больно - обезболивающее, младенческая мазь для десен, чтобы снять отек; если не поможет – к хирургу, подрезать десну, чтобы пробить путь мятежному зубу.

Успокоившись, радостно побежала в аптеку. На анальгетиках прошла еще неделя (кажется, я ничего, кроме таблеток и не ела). Мне не то, что полегчало – десна и щека распухли так, что видно было невооруженным взглядом. Даже в аптеке провизор смотрела на меня с осуждением и наорала, что мне не обезбаливающие надо, а к врачу.

Я и сама понимала, что что-то не то происходит. Решила пойти к хирургу, как мне и рекомендовали. Глаза врача над маской, когда она меня осмотрела, стали большими и блестящими. Она спросила только фамилию врача, кто мне про зуб мудрости наплел, и велела живо по острой боли брать талон к любому терапевту, чтобы вскрыть соседний с зубом мудрости моляр.

Мне стало по-настоящему страшно. Но я пошла. Зуб мне просверлили, правда, это больше было похоже на взрыв. У меня накопилось так много гноя в десне, что образовалось сильное давление. В гное была я, врач, кресло и даже немного попало на окно. Первый и последний раз в жизни я слышала, как врач ругается матом. А я только и делала, что лепетала извинения.

Боль сразу же отступила, полегчало, и я поехала в общежитие, с наказом от врача вернуться через 3 дня, когда весь гной выйдет.

Через три дня я все еще чувствовала, что гной есть, щека все еще была опухшей, и я никуда не пошла. Посоветоваться особо было не с кем. Наверное, от распространения гноя в другие мягкие ткани и чего еще похуже меня спас иммунитет. Ну, или святая вода, выпитая накануне.

До стоматолога (тоже бесплатного) я дошла недели через две, уже в своем родном городке. Была пятница, вечер. Принимали два молодых врача. Мне сообщили, что с зубом все в порядке, и надо просто почистить каналы. Клянусь, я не знала, что мне положена анестезия. Я даже не понимала, что такое - чистить каналы (святая невинность). И таки мне их чистили полчаса, пока практикантам не пришло время бежать на автобус, чтобы попасть домой на выходные. Я была рада от них избавиться, потому что я уже была вся в слезах от невыносимой боли, и не знала, как выдержать все происходящее.

Долечивала зуб другая врач. Если практиканты старались как-то аккуратнее, чтобы не так больно было, то дама, которая заняла их место, с удовольствием засунула мне в рот обе руки по локоть и вогнала инструмент для чистки каналов как можно глубже. Сказать, что я взвыла и подпрыгнула в кресле – это очень приблизительно описать произошедшее. Я до сих пор помню ее удивленное лицо. То ли она ожидала, что я обезболена, то ли не догадывалась, что чистка каналов – слегка неприятно.

В итоге, домой я ушла с цементной пломбой в ползуба и трясущимися руками.

Сюрприз меня ждал на утро. Проснулась я опять с опухшей щекой – и отек прибывал, стал даже больше, чем был перед вскрытием зуба. Болело дико. Никакие обезболивающие не помогали. Почему-то решили подождать до завтра. Может, меня даже еще раз святой водой напоили (не помню), но в воскресенье дедушка вызвонил заведующую поликлиникой, и меня повезли на прием. У меня была температура под 40, и я не особо помню, что и как происходило.

Знаю одно - мне разрезали десну (два укола обезбаливающего не особо помогли, поэтому я в принципе все чувствовала). Особенно момент, когда врач надавила на десну, чтобы выдавить гной. После всех манипуляций она сказала, что, скорее всего, придется удалять зуб, но пока что надо, чтобы весь гной вышел (для этого в разрез вставили резинку, чтобы рана не закрылась). Ну, или сделаем операцию, не проблема. А пока вот, держи больничный на 3 дня.

Приходила я в себя после всех манипуляций недели две. И самое страшное – гной уходить не хотел, то есть мне грозила операция на челюсти, чего я вообще никак не планировала.

И на помощь снова пришла народная медицина, но уже от дедушки, и не святая вода, а алоэ. Я прикладывала к десне разрезанный лист растения, в надежде, что оно вытянет гной и убьет все бактерии (в пару с назначенными антибиотиками). И таки мне помогло - не знаю что, возможно, все вместе. Десна приняла нормальные размеры, я наконец-то перестала ощущать во рту уже привычный вкус гноя и крови.

На приеме врач, конечно, порадовалась, что мне стало легче, но сожалела, что не удалось сделать операцию – был бы отличный случай попрактиковаться.

Больничный на все то время, пока я отлеживалась дома в обнимку с горшком с алоэ, выписывать наотрез отказывалась. С горя я исправила дату его окончания, перед тем, как отдавать куратору группы в колледже, и оно даже прокатило, никто ничего не сказал.

Как вишенка на торте - цементная пломба начала разрушаться буквально через месяц после ситуации. В итоге, через 10 лет у меня остался только корень, который мне на каждом приеме предлагали удалить, но я боялась даже подумать о том, чтобы снова этим зубом заняться. Но перед установкой брекетов пришлось. Я врачу предварительно рассказала все душещипательные подробности и уговорила накачать себя обезбаливающим по самые уши, чтобы я точно ничего не чувствовала и не боялась.

Эта история научила меня многому. Например, после этого я больше не ходила в бесплатную государственную клинику, копила деньги и спускала на платных дантистов. Еще – не затягивала с лечением зубов, и при первых признаках бросала все о землю и бежала на прием. Профилактический осмотр раз в полгода, как по методичке.

Конечно, страх стоматологов (который у меня был и до произошедшего), только усилился, и порой я ждала своей очереди, делая дыхательную гимнастику или в слезах, но со временем и это прошло. Особенно после того, как я узнала других врачей, которые понимают, что делают больно и стараются эту боль минимизировать, а посещение кабинета превратить в акт заботы о себе, а не пытку.

Тотально всю картину изменили брекеты. Мало того, что перед установкой надо было пролечить весь рот (в основном, замена старых цементных пломб на новые) и сделать проф гигиену, так еще и посещать ортодонта после приклеивания брекет-системы надо было так часто, что это стало очень обычным делом, а не подвигом. И, конечно, замечательные врачи, те, кто из 21 века, а не застрявшие в советском прошлом, просто зайчики и заслуживают всей благодарности, на которую я только способна!

Мой страшный сон
Мой страшный сон