Найти тему
Ольга Иорданская N5020622247

Утерянная московская традиция.

Московское чаепитие имело свою философию так же как и восточные страны Япония и Китай. Сейчас чаепитие ещё остаётся традицией, но уже не несёт в себе духовное таинство. Это скорее привычка пить чай после основной трапезы.

А ведь чаепитию были посвящены русские поговорки, стихи, картины, шутки, поговорки. Я помню как моя бабушка всегда говорила: " Чай не пил, какая сила, чай попил совсем ослаб".

Самые известные поговорки: " выпей чайку - позабудешь тоску", " с чая лиха не бывает", " чай пить не дрова рубить".

Причем ведь московская традиция чаепития несла в себе не только свою народную философию отличную от восточной, но и имела мистический подтекст. Самовар явление чисто русское и вне понимания иностранцев. В гуле самовара был и шепот, вздохи, песни, свист вьюги. Самовар - это разумное существо, вой самовара предсказывал беду. Самовар в русской традиции одушевляли. Когда ушла самоварная традиция остался лишь подстаканник, наводящий уныние.

Нашему поколению не пившему чаи с настоящим самоваром трудно это понять.

Чужой и милый! ты кипел недолго,

Из бака налитый слугою номерным,

Но я любил тебя как бы из чувства долга

И ты мне сделался родным...

-2

В России к чаю привыкали постепенно, в Европе к тому времени его употребляли дольше. Сначала его употребляли как лекарство утром чтобы очищать кровь и возбуждать аппетит. Затем москвичи стали пить чай дважды в день и вечером в том числе. А уже в 19 веке Кокорев пишет, что москвичи столько раз пьют в день чай, что счёт потеряешь. " Кто знает Москву - тот согласится, что чай - пятая стихия ее жителей" - писал Кокорев.

Чай пили все сословия и особенно много его стали пить "после француза" имеется в виду после войны 1812 года. Чайный оборот в год доходил до 7 млн.

Чаепитие как обязательную часть помещечьего быта А. С. Пушкин описал в "Евгений Онегин". Ларины насколько известно были москвичами.

Так Поляков пишет, что чаепитие происходило утром и вечером строго по часам. " Так что часы в Москве - совершенно лишняя роскошь, чай - вещь необходимая" Если говорили вечером прежде чая или наоборот утром после чая, все понимали о каком времени шла речь.

Чай для москвича имеет такую потребность, что скорее он согласится не есть, чем не пить чай, писал Поляков. Настоящий чай должен быть не только хорошего сорта, но и крепкий, густой и душистый. " Чай - это взлет души" - говорил Гончаров. "Чай умеют пить только в России".

Про жидкий чай были свои пословицы: " такой чай, что Москву насквозь видно". Поговорка эта была не только для Москвы. И чай должен быть совершенно горячий. Чай пили без сливок, без сахара, сахар только в прикуску, чтобы не сбить настоящий вкус. Существовал даже чай, который можно было купить только в Москве.

И третье условие хорошего чаепития чая должно быть выпито много. "Усидеть самовар" так говорили.

-3

Если в Китае и Японии чаепитие было сложным церемониалом, то московское чаепитие было свободным, сердечным, открытым во взаимоотношении хозяев и гостей. Если вместе чай пить ходють, то это значит хорошие отношения. В гости приглашали : пожалуйте к нам на чай.

Чай был домашний и в заведении. Причем последний был более популярным. Было такое выражение: самоварничала, значит пила чай. Чай с "позолотой" значит чай с ромом или коньяком, с поплавком - это с лимоном и шутками. Самым большим лакомством для детей к чаю были сладкие сухари.

Если гостей было больше 25 человек - это называлось вечер. Если меньше - чай. Для женщин были особые указания как одеваться на вечер, а как одеваться к чаю. Сервировка стола наверное напоминает современную, за исключением того что во главе стола сидела хозяйка с самоваром.

На столе были пироги, печенье, бутерброды, коньяк, ром и сливки. Чай разливала хозяйка или старшая дочь, до конца чашки чай не наливали. Дуть на чай считалось дурным тоном, разбавить чай или просить сделать крепче тоже было не желательным. Чай пили такой констинтенции какой наливали. Наливать чай на блюдечки не прилично. Но все эти правила касались только дворянских семей. После чая подавали фрукты и конфеты.

В трактирах собирались пить чай по благовидным или коммерческим делам. " Ну, пойдем попьем чайку, авось сойдёмся".

Крестьяне и дворовые люди ходили для самоутверждения, там к ним относились с уважением. Самый последний бедняк откажет себе скорее в пище, чем в чае. В народе говорили: " все на чаю пропивает".

И какое гуляние без чаю. Чай отвоевывал позиции у водки. "Чай напиток не хмельной, можно выпить по другой".

Модно было пить чай и на природе и опять же с самоваром. Были особые "садочки", где на небольшой площадке было несколько столиков и деревянных лавок. Чай подавали в ярких расписных чашках, к чаю можно было попросить ягоды, яичницу, молоко, все свежее из хозяйства. При садочках были свои зазывалки.

На чай, то есть чаевые тоже московская традиция. В провинции ее не понимали и считали дополнительными поборами. Советская мораль объявила борьбу против чаевых. Сейчас чаевые не обязательны, но приветствуются.

Так что чаепитие было одной из важнейших черт московского быта, а самовар главный его символ.

Когда на дачах пьют вечерний чай,

Туман вздувает паруса комарьи,

И ночь, гитарой брякнув невзначай,

Молочной мглой стоит в иван-да-марье.