"Ибо дух нации определяется классом, который господствует в ней и тем самым подчиняет себе её литературу".
Лев Давидович Троцкий
Цитата, представленная выше, больше относится к искусству в целом, где по мнению Льва Давидовича сперва господствовало дворянство, а потом капиталисты. Применительны ли данные слова к веку XXI? Кто сейчас определяет дух нации в нашей стране?
Вводное слово
Для начала нужно разобраться с таким вопросом: а делится ли современное общество на классы или их уже нет? Конечно, деление происходит, но теперь каждый человек оценивается по количеству имеющихся у него накоплений, заработной плате и т.д. Как ни как из социалистического строя мы "плавно" перешли в строй капиталистический. Недаром, что магазины одежды и продуктов сегодня являются сегментированными: премиальные и для обычного потребителя. Если рассматривать современную классификацию социологов и экономистов, то существует ровно три класса - высший, средний, низший.
Литература - код нации?
Сделаем небольшую оговорку. Безусловно, сейчас существует множество способов донести своё творчество до широких масс населения. Не обязательно идти в типографию, договариваться с галереей или музеем. Можно выложить свой роман или картину на подходящем интернет-сайте. Будет ли это эффективным инструментом продвижения - вопрос другой.
Когда мы говорим о русской литературе в целом, то с ней строго ассоциируется стройный ряд имён - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Чехов, Гончаров, Булгаков, Стругацкие и т.д. Это можно сказать времена прошедшие, некоторые даже далеко утёкшие. Какие имена сейчас описывают быт и мысли наши? Какие люди рассказывают о социальных проблемах и страданиях? Здесь и возникает курьёз: события есть, а вот описывать их почти некому. Из самородков можно выделить пару тройку лиц. Виктор Пелевин (уже можно считать классиком, раз часть книг печатается "Азбукой-Классикой"), Евгений Водолазкин (обладатель удивительного слога), Людмила Улицка и, пожалуй, Гузель Яхина. Звучный список на этом заканчивается. Существуют и другие гении, но труды их ещё не нашли большего круга почитателей.
Будем надеяться, что застой этот временный. Сто́ящая книга вечна и будет содержать в себе прописные истины. Истины не меняются, но могут принимать другие формы и обличия, в зависимости от временных эпох. Можно продолжать зачитываться до упоения бессмертной классикой, однако, новую жизненно необходимо создавать. Иначе среди нескончаемых временных вех это поколение просто потеряется, и никто в будущем не услышит его голос . Если наши приемники не поймут наших чувств и мыслей, то они не смогут принять, а что более важно, осознать наши действия.
Проблемы современности
Вернемся же к нашим двум вопросам, на которые сразу дадим ответ. Объясняться будем чуточку позже.
Класс будет определять дух нации.
Применительно к нашему государству - молчаливое большинство вновь будет творить.
"Почему сейчас нельзя активизировать процесс творчества?"
Во-первых, часть проблемы кроется в российском образовании. Хороший фундамент, формируемый чтением набора школьных книг, положительно сказывается на мышлении и словесных формах молодого автора. Заучивание мыслей учителя, которые в дальнейшем заменят собственное видение ради получения высшего балла, красной нитью будет прослеживаться в сочинении. Отсюда в основном и появляется не желание выходить за установленные рамки, не вырабатывать фирменный стиль, отображающий собственное мнение по тому или иному вопросу.
Во-вторых, публикация. Рассмотрим два самых больших издания в России - Эксмо и АСТ (в нашем случае Редакция Mainstream, принимающая рукописи, относящиеся к художественной литературе). В пером нет ограничений, а вот во втором упор делается на "молодёжную классику". Какой критик будет рассматривать ваш труд? Стоит над этим призадуматься. Убирая все условности и формальности, ваша книга (основная идея ли, или отдельные персонажи, может сама способность к повествованию, художественный язык) в какой-то степени да зацепится в мыслях редактора. Она быть может не так уж и плоха, но вот кто будет рассказывать о положительных и отрицательных сторонах? Если рукопись посчитали не нужной, то в лучшем случае об этом вы узнаете из электронного письма в своем почтовом ящичке. Разбор полётов нынче дело платное. Тем не менее, именно сейчас не только литература, но и искусство в целом создаётся народом (людьми из народа). Говорят, что качество уступает количеству, но в нашем случае лучше ратовать за последнее, ибо первое в дефиците.
Послесловие
Возрождение комиссий по оценке, способных разносторонне помогать автору развиваться, единственное правильное решение. Государство вновь может стать главным заказчиком-поставщиком художественной литературы для жителей страны. О качестве нового чтива беспокоиться не стоит. Под напором стоящих внимания произведений, автором которого станет молчаливое большинство, шедевры появятся обязательно. Сочетание того и другого возродит русскую классику.