Конечно, этой темы касались уже и некоторые другие альтернативные исследователи и это - вовсе не случайно. Потому что официальная история "строительства" Исаакиевского собора в XIX веке имеет множество нелогичных и весьма неправдоподобных нестыковок, которые при внимательном изучении различных исторических источников, сразу же начинаются бросаться в глаза.
Как утверждает официальная версия истории, О.Монферран, все же, использовал фундамент предыдущего (якобы ринальдиевского собора), ну а под всю остальную площадь якобы заново строящегося здания для его лучшей устойчивости на болотистых почвах Санкт-Петербурга, вначале было забито более 10 тысяч свай. Вот например, что мы можем об этом прочесть в книге Г.П.Бутикова и Г.А.Хвостова "Исаакиевский собор", изданной в 1974 году: "Поставив перед собой сложную задачу соединить старый и новый фундаменты, Монферран прежде всего решил выяснить природу грунта и характер сохранившейся кладки. Все крупные петербургские сооружения строились на сваях, и естественно, что архитектор особое внимание обратил на то, как их забивают.
Из вырытых глубоких траншей откачивали воду, а затем вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26-28 сантиметров и длиной 6,5 метра. Сваи забивались таким образом, что расстояние между ними равнялось их диаметру. Сваи забивали чугунными бабами. Подъем бабы производился воротами, на каждом из которых работало по шесть лошадей. По каждой свае производилось десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то ее с разрешения смотрителя обрезали.
В докладе Монферрана комиссии сообщалось, что в августе в течение дня забивалось по пять свай, а ноябре - лишь по две. Работа не прекращалась и зимой, была выполнена за год. В результате грунт настолько уплотнился, что даже заостренный железный прут входил в него с большим трудом. Оригинально была решена задача подрезки свай на одном уровне. Монферран приказал остановить работу насосов, и, когда вода достигла нужной высоты, ее откачали, а сваи обрезали точно по отметки воды. Промежутки между сваями были отрыты на глубину около метра и заполнены хорошо утрамбованным древесным углем. Получилась обширная площадка, на которой можно было насчитать 10 762 сваи".
Интересно, откуда взялась такая цифра в 10 762 сосновые сваи? Но, например, другой советский источник - книга Н.П.Никитина "Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны", изданная в 1939 году, со ссылкой на Монферрана утверждает, что этих свай уже было 12 130 и были они уже не сосновые, а еловые. Довольно странное противоречие между изданиями 1939 и 1974 годов. Что уже вызывает сомнение в точности цифр о количестве этих свай. Да и были ли они на самом деле, как и само это "строительство" Исаакиевского собора в XIX веке? Лично я считаю, что это была лишь перестройка и реконструкция собора, во время которой был заменен купол, появились угловые колокольни, также были пристроены восточный и западный портики, которые по своей конструкции и форме заметно отличаются от северного и южного. А ведь Монферран очень любил симметричность в своих проектах. Но видимо, в XIX веке часть технологий была уже утрачена, хотя гранитные колонны и даже плиты тогда еще умели отливать и этой теме я не так давно посвящал один свой пост.
Но давайте проведем приблизительные расчеты темпа этих работ, согласно которых, осуществлялись эти свайные работы. Пусть даже рабочие работали и в христианские праздники, и в лютые морозы, т.е. все 365 дней в году. Нам утверждают, что работы были выполнены за год. При этом, в летние месяцы забивали по 5 свай в день, а в зимние только по 2 (хотя логично предположить, что зимой забивалось меньше, чем ноябре и марте). Но тогда все равно получается среднее число 3,5 сваи в день в течение года. Умножив это среднее число на количество дней в году, т.е на 365 получим 1277 свай, которые строители реально могли вбить в течение года. Но самое интересное, так это то, что даже если бы и зимой и летом земля не промерзала и строители на протяжении всего года забивали бы по 5 свай в день, то за год смогли бы забить 1825 свай. То есть, даже в этом случае на то, чтобы забить все эти сваи им понадобилось бы 5-6 лет. Так что опять господа историки - соврамши. Вот и не бьется у них потому ни количество свай, ни порода дерева, из которой они якобы изготавливались.
Или может быть прав Олег Павлюченко и другие альтернативщики, говоря о том, что реальные технологии того времени от нас скрывают и забивали сваи тогда вовсе не с помощью лошадей и воротов? За разъяснениями я обратился к ставшему уже "хрестоматийным" для меня изданию 1865 года - книге В.Серафимова и М.Фомина под названием "Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге Составленное по официальным Документам". Тем более, что книга эта была издана всего через 7 лет после освящения этого собора и смерти Монферрана. Но сведений об этих сваях там оказалось не густо. Так в главе, посвященной "Возведению собора в настоящем его виде", можно прочесть:
"Фундамент Исаакиевского собора произведен следующим образом: Как только при разобрании старого Собора дошли до той части его, которая должна была остаться для нового строения, внимательно осмотрели основания ея, вынули то, что не представляло достаточной крепости, и уверившись в благонадежности прочего, для заложения нового фундамента стали рыть сплошные рвы глубиною от 7 до 9 аршин; во рвах стали забивать сплошь трехсаженные сваи одну возле другой так, что промежуток между ними был не более восьми вершков. По окончании забивки сваи срублены были ватерпасно и оставшиеся между ними промежутки плотно утрамбованы землей. Работа эта, на которую употреблено было 11,087 человек, продолжалась безастоновочно целый год..."
Как видим, здесь нет ни общего количества свай, ни их диаметра, ни количества, сколько свай забивалось в день. Есть лишь расстояние между сваями, которое составляет не более 8 вершков или 35 сантиметров. И здесь мы уже видим разночтение с советским источником. А вот количество участвующих в этой операции рабочих - явно притянуто за уши. И где же жили (спали, питались, мылись, справляли естественные надобности эти 11 тысяч человек? А ведь им еще нужно было и где-то работать? И вряд ли Исаакиевская площадь была способна своими размерами обеспечить все их потребности.
Вот например, как выглядело помещение для рабочих на "Генеральном плане строительной площадки" от 1818 года. И где же там должны были поместиться 11 тысяч рабочих? А знаете, что еще помимо этого помещения отмечено на этой строительной площадке? Мельница для приготовления цемента, паровая машина, кузница, сарай для извести, ателье моделей для бронзовых баз и капителей, большая мастерская для обработки колонн и еще какой-то сарай. А где же строители питались, мылись, справляли нужду? Да и уверены, что всех этих производственных строений вполне достаточно для "строительства" такого здания? Лично я - нет.
И самое интересное, что в разделе "Примечания" в "Описании Исаакиевского собора...", где приводится множество смет на строительство, все каменные работы подсчитаны до копейки. Но почему-то нигде нет никаких данных о строительстве городка для строителей, также как и о заготовке этих самых 10-12 тысяч свай.
Вот например, под пунктом 42 "Примечаний" идет смета на строительство фундамента. Все каменные и прочие работы здесь расписаны достаточно подробно и даже с указанием кубатуры. Но что касается свайных работ, то есть только один пункт: "За рабочих и лошадей для свайной бойни, за выкачивание из рвов воды и сделание копров...". Странно, не правда ли?
Вот и в главной "хрестоматии" официальных историков - труде Н.Никитина "Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны" эти свайные работы упоминаются только мельком. Но здесь четко говорится, что сваи были все-таки еловые и их было 12 130, а диаметр их составлял 6-7 вершков или 27-31 сантиметр. Но знаете, что опять удивляет? Точно также как и при "вытачивании" и "установке" гранитных колонн и различных каменных блоков, при забивке свай нигде не упоминается ни о каких их повреждениях. Видимо опять мистическим образом этим работам помогал "святой дух". Вот, почему и работы эти удалось закончить в течение одного года.
А вот вам, кстати, еще одно мнение в отношении того, сколько же свай было забито при Монферране. И это уже третья версия. И сколько же их тогда должны были забивать в день, чтобы уложиться в один год? В общем, лично меня ни один из этих источников так и не убедил в том, что эти свайные работы реально осуществлялись. И каким же образом в этом здании оказались подземные этажи, если там должны были быть сваи и фундамент? Да и вся официальная история со "строительством" Исаакиевского собора в XIX веке явно отдает душком откровенной фальсификации. Вот, почему, то и дело всплывают различные "косяки", оставленные фальсификаторами.
Источник: мой пост в сообществе "Альтернативные версии истории"