Очевидно, нет таких вопросов о жизни Фредди Меркьюри, на которые не смог бы ответить Питер Фристоун. Он всегда с готовностью беседует с поклонниками, которым хочется знать все о Фредди. О чем же он расскажет нам на этот раз? Предлагаем ему слово.
Сколько языков знал Фредди
«У Фредди не было особой предрасположенности к языкам. Его родным языком действительно был английский. Этому языку его учили в школе святого Петра в Индии, и именно на английском и только на английском он разговаривал со своей семьей. Я никогда не слышал, чтобы он разговаривал с родителями на гуджарати. За все годы, что я был с ним, он не сказал на этом языке ни слова. На некоторых концертах он говорил несколько фраз на языке той страны, где выступали Queen, но эти слова он обычно заучивал в гримерке прямо перед шоу. Это было нужно для фанатов, чтобы показать им, что он действительно ценит их. Тем не менее в реальности он говорил только на английском, хотя и знал несколько фраз на немецком, которые выучил, когда жил в Мюнхене. Однако он так и не смог выучить немецкий, поскольку всегда был окружен людьми, которые прекрасно говорили по-английски.
В разные годы он написал и спел некоторые песни на других языках, испанском и японском, но все это было в действительности переводом слов, которые он написал по-английски (вероятно, здесь подразумеваются композиции Queen «Teo Torriatte» и «Las Palabras de Amor», которые написал Брайан Мэй. Возможно, Питер Фристоун имел в виду именно исполнение Фредди Меркьюри этих песен. – Прим. пер.). Когда он пел венгерскую песню на "Непштадионе", то использовал транскрипцию слов, написанную на руке».
«Мне часто задают вопросы о том, сколько времени понадобилось Фредди, чтобы потерять акцент, когда его семья окончательно обосновалась в Англии. Как я уже говорил, Фредди всю жизнь говорил только на английском. В его индийской школе все говорили по-английски, потому что многие преподаватели приехали из Англии или когда-то учились там».
О времени до и после концертов
«Фредди довольно спокойно чувствовал себя во время подготовки к концертам, поэтому просто отдыхал в ожидании шоу. Он старался не тратить время на осмотр достопримечательностей и посвящал этому другие дни. Он плотно обедал, после чего около 16.00 часов присоединялся к группе, когда та направлялась на площадку для проверки звука. Потом он либо возвращался в отель, чтобы еще немного отдохнуть, либо оставался за кулисами, если такой возможности не было. Тогда он выпивал горячий напиток из лимона и меда, который мы готовили для него».
«Фредди уделял большое внимание комфорту в дороге. Однако он прекрасно понимал, что на гастролях включается "походный режим", и просто невозможно захватить все, что обеспечивает ваш комфорт в повседневной жизни. Поэтому он достаточно спокойно смирился со многими ограничениями. Он требовал, лишь чтобы в гримерке всегда было зеркало в полный рост. По мнению многих, это такие очевидные вещи, однако вы, вероятно, очень удивитесь, узнав, что во многих местах до этого не было ни одного зеркала. Кроме того, по требованиям Queen, в гримерке оставляли чайник, лимоны и мед, чтобы я мог приготовить Фредди горячий напиток для горла. В отеле обязательным пунктом шли чай "Эрл Грей", молоко, сахар и несколько чашек…Тем не менее даже такие простые вещи не всегда соблюдались организаторами. Так, в одном из отелей в США нам предложили емкость с теплой водой, сливки для кофе и несколько бумажных стаканчиков. К счастью, тогда я уже начал брать с собой "Эрл Грей" для чрезвычайных ситуаций».
«Несколько иная ситуация была в первое время после концертов. В гримерке я помогал парням снимать мокрую одежду, развязывал им шнурки, снимал ботинки и носки. Одновременно с этим они обсуждали шоу, его отдельные части, особенно неудачные. Так было после каждого шоу. Потом к группе пускали семью и некоторых гостей. Если на концерте присутствовали представители звукозаписывающей компании, накрывался небольшой стол для них и группы. Затем все расставались, и каждый выбирал маршрут по душе – в клуб, отель и бар – в зависимости от своих личных предпочтений и планов. После некоторых концертов группа не задерживалась в раздевалке, и тогда каждого участника сажали в лимузин и везли прямо в аэропорт, сажали в самолет, который сразу превращался в гримерку, где группа расслаблялась после насыщенного дня. Тогда их доставляли в следующий пункт назначения. Они редко использовали вертолеты – только тогда, когда была опасность, что группа застрянет по дороге в пробках, например, после такого шоу, как Небуорт».
«Фредди было важно разобрать все детали отыгранного шоу. Если он был чем-то недоволен, будь то вокал или выступление других участников, он мог выплеснуть свой гнев в гримерке. И тогда комната немного разрушалась. Известно, что зрители редко замечают многие ошибки во время шоу, на фоне прекрасной живой музыки, однако Фредди, Брайан, Роджер и Джон не забывали их. Принцип Фредди был таков: «Ты всегда будешь хорош настолько, насколько хорошо твое последнее шоу», потому что именно последний концерт остается в памяти аудитории. И Queen всегда старались выкладываться по максимуму. Гримерка оставалась полностью закрытой зоной примерно четверть часа после каждого шоу, после чего все обсуждения обычно заканчивались».
О игре Фредди на гитаре
«Фредди действительно мог сыграть больше трех аккордов на гитаре. Почему же он говорил так на концертах? Я думаю, он просто хотел, чтобы люди улыбнулись. Чаще всего Фредди сочинял свои песни на фортепиано, поскольку именно на нем он лучше всего играл. Кроме того, надо иметь в виду, что рядом с таким мастером, как Брайан Мэй, любой мог почувствовать себя слабым в игре на гитаре.
Тем не менее у Фредди не было дома своей гитары. В Гарден Лодж стояли два пианино, чтобы он мог музицировать в любое время. Однако, когда группа была в студии, он иногда брал в руки гитару и наигрывал мелодию, о которой думал. Конечно, ему было более комфортно за роялем, да и за гитару у них отвечал Брайан Мэй».
Об отношении Фредди к музыке диско
«Фредди действительно любил музыку, в том числе очень популярное в 80-е годы направление диско. Он часто слышал эту музыку в барах, и под эти песни было очень комфортно танцевать на дискотеках и вечеринках, устраиваемых группой. Кроме того, у Фредди было несколько друзей из мира диско, в том числе королева стиля Донна Саммер».
«Встречался ли Фредди когда-нибудь с Мадонной? Насколько мне известно, нет. Я знаю, что она часто совершала пробежки в Гайд-парке, когда была в Лондоне, однако Фредди говорил, что её многочисленные охранники вряд ли позволят ему приблизиться к ней. Сам он никогда не понимал необходимости окружать себя стольким числом телохранителей, и ему вполне хватало одного Терри».
О значении выступления Queen на «Live Aid»
«Конечно, Фредди понимал, что группа очень хорошо выступила на "Live Aid". Queen были на сцене среди лучших групп в мире, и Фредди мог судить о реакции зрителей на каждое выступление. В целом публика хорошо принимала выступления, но реакция на Queen была совершенно иной. Зрители по-настоящему оживились, только когда Фредди и группа появились на сцене. Многие в зале не знали слов песен Queen, однако все просто получали удовольствие от качественной живой музыки и сценической харизмы Фредди. Он действительно тогда влюбил в себя миллионы людей по всему миру. И такой успех был не случаен: Queen проводили дни на репетициях, оттачивая до совершенства свой 20-минутный сет. Они не думали, как некоторые другие музыканты, просто выйти на сцену и показать себя зрителям, имея в виду, что это был сборный концерт, а не их личное выступление. Ребята в группе всегда были настоящими перфекционистами, и отношение к этому мини-сету ничем не отличалось. Таким было их отношение к "Live Aid", и они были очень удивлены, что другие приглашенные звезды отнеслись к этому иначе».