Найти тему
Софья@ПетербургиЯ

Парадная спальня наследника престола - будущего императора Павла I. Оригинальные ценности в Китайском дворце в Ораниенбауме

Продолжаю рассказ о Китайском дворце в Ораниенбауме. Сегодня будет история еще одного зала.

Китайский дворец
Китайский дворец

Этот зал в Китайском дворце был открыт для посетителей совсем недавно – в 2018 году. И, как и во всем дворце, здесь представлены только подлинные произведения искусства.

Штофная опочивальня – парадная спальня наследника престола Павла Петровича

-2

Сначала поясню, что такое «Штоф».

Штоф - это декоративная портьерная ткань с орнаментом. Как правило, это крупный узор, который получен в результате сочетания матовых и блестящих поверхностей на однотонном полотне.

В опочивальне использовался зеленовато-голубой штоф.

Опочивальня разделена на 2 части. Альков – он меньше по площади. В центре алькова портрет наследника престола Павла.

Паркет выполнен из ореха, палисандра, самшита, лимона, берёзы и чёрного дерева и уже сам по себе является произведением искусства.

На потолке плафон Д. Маджотто «Урания, обучающая юношу». На нем изображена муза астрономии, парящая в облаках.

-3

Кстати, рисунок на паркете и на плафоне (форма четырехлистника, в которой выполнена картина) повторяется!

-4

На стене с северной стороны вышивка синелью и стеклярусом по соломке – сцены из охоты, сельской жизни.

Эти соломенные панно создавались в мастерской мадам де Шель. Из 9 оригинальных сохранилось только 7.

-5

Интересно было узнать, как восстанавливали этот зал.

Оказывается, в 1970 году стены опочивальни покрыли «эрмитажным» штофом, который никакого отношения к Китайскому дворцу не имеет.

А вот во время реставрации нашли оригинальный штоф, который пропал в 19 веке. Почему пропал? Кто его нашел, и где после всех событий в нашей стране он хранился, я не знаю. Но удивителен тот факт, что ткань из позапрошлого столетия восстановили!

-6
-7

Кроме этого в опочивальню вернули оригинальные холсты. Они тоже где-то хранились и тоже уцелели. Их когда-то просто демонтировали и отправили на «склад» исторических сокровищ.  

Но это еще не всё!

При реставрации совершенно случайно обнаружили подлинную роспись стенных панелей 18 века.

Мастера сняли 18 слоев краски и увидели растительный орнамент. Представляю какая это была кропотливая работа. 18 слоев – это даже представить страшно! Лучше приведу цитату Татьяны  Сясиной, которая и обнаружила расписное панно:

Оно находилось на втором этаже Китайского дворца. Я его увидела и не могла понять, из какого это интерьера, вообще не могла понять, что это.
Я долго смотрела, изучала, потом пошла в архив. В архиве совершенно случайно наткнулась на фотографию этого панно. Там было написано, что оно из Штофной опочивальни.
Я тут же с линейкой сбегала вниз, всё измерила. Было доказано, что это панно отсюда. Это был первый шаг.
Было получено разрешение: раз есть такая живопись, значит, она может быть где-то еще.
Мы начали расчистки всех панно. Везде, где она сохранилась, она раскрыта.

К сожалению, некоторые панно пришлось заменить, ведь во время Великой Отечественной войны во дворце стояла вода и завелся жук-точильщик, который причинил немало бед.

Мастерству реставраторов можно аплодировать стоя! Восхищение! Уважение!

-8

И, еще несколько слов об опочивальне.

Надо отметить, что вещи в зале оригинальные, причем они изначально предназначались именно для Китайского дворца. Императрица Екатерина II не любила перевозить мебель из одного дворца в другой, она покупала для каждого свою! Верное решение умной хозяйки при наличии средств конечно!

Но, конечно же, есть во дворце и вновь созданные предметы.

Так, например, заменены все бронзовые каминные часы, подсвечники и прочее, всё созданное из бронзы.

Дело в том, что последние владельцы герцоги Мекленбург-Стрелицкие (я о них рассказывала в статье ниже) во время Революции вывезли из дворца все бронзовые изделия. У меня возник вопрос – как это им это удалось в той обстановке в стране и почему именно бронза?

Дети из семейства Мекленбург-Стрелицких на лужайке перед южным фасадом Китайского дворца, вторая половина XIX века
Дети из семейства Мекленбург-Стрелицких на лужайке перед южным фасадом Китайского дворца, вторая половина XIX века
Семья герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого. 16 сентября 1902 г.
Семья герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого. 16 сентября 1902 г.

После Революции 1917 года ценности вывозились из всех дворцов, которые принадлежали императорской семье (последние владельцы дворца – потомки императора Павла I).

Китайский дворец, вид со  стороны парка
Китайский дворец, вид со стороны парка
У входа в Китайский дворец
У входа в Китайский дворец

Так что, будем наслаждаться красотой, которую сумели сохранить до наших дней.

А это - рассказы о дворцах Ораниенбаума, об их бывших владельцах до Революции 1917 года.

.