Продолжаю рассказ о Китайском дворце в Ораниенбауме. Сегодня будет история еще одного зала.
Этот зал в Китайском дворце был открыт для посетителей совсем недавно – в 2018 году. И, как и во всем дворце, здесь представлены только подлинные произведения искусства.
Штофная опочивальня – парадная спальня наследника престола Павла Петровича
Сначала поясню, что такое «Штоф».
Штоф - это декоративная портьерная ткань с орнаментом. Как правило, это крупный узор, который получен в результате сочетания матовых и блестящих поверхностей на однотонном полотне.
В опочивальне использовался зеленовато-голубой штоф.
Опочивальня разделена на 2 части. Альков – он меньше по площади. В центре алькова портрет наследника престола Павла.
Паркет выполнен из ореха, палисандра, самшита, лимона, берёзы и чёрного дерева и уже сам по себе является произведением искусства.
На потолке плафон Д. Маджотто «Урания, обучающая юношу». На нем изображена муза астрономии, парящая в облаках.
Кстати, рисунок на паркете и на плафоне (форма четырехлистника, в которой выполнена картина) повторяется!
На стене с северной стороны вышивка синелью и стеклярусом по соломке – сцены из охоты, сельской жизни.
Эти соломенные панно создавались в мастерской мадам де Шель. Из 9 оригинальных сохранилось только 7.
Интересно было узнать, как восстанавливали этот зал.
Оказывается, в 1970 году стены опочивальни покрыли «эрмитажным» штофом, который никакого отношения к Китайскому дворцу не имеет.
А вот во время реставрации нашли оригинальный штоф, который пропал в 19 веке. Почему пропал? Кто его нашел, и где после всех событий в нашей стране он хранился, я не знаю. Но удивителен тот факт, что ткань из позапрошлого столетия восстановили!
Кроме этого в опочивальню вернули оригинальные холсты. Они тоже где-то хранились и тоже уцелели. Их когда-то просто демонтировали и отправили на «склад» исторических сокровищ.
Но это еще не всё!
При реставрации совершенно случайно обнаружили подлинную роспись стенных панелей 18 века.
Мастера сняли 18 слоев краски и увидели растительный орнамент. Представляю какая это была кропотливая работа. 18 слоев – это даже представить страшно! Лучше приведу цитату Татьяны Сясиной, которая и обнаружила расписное панно:
Оно находилось на втором этаже Китайского дворца. Я его увидела и не могла понять, из какого это интерьера, вообще не могла понять, что это.
Я долго смотрела, изучала, потом пошла в архив. В архиве совершенно случайно наткнулась на фотографию этого панно. Там было написано, что оно из Штофной опочивальни.
Я тут же с линейкой сбегала вниз, всё измерила. Было доказано, что это панно отсюда. Это был первый шаг.
Было получено разрешение: раз есть такая живопись, значит, она может быть где-то еще.
Мы начали расчистки всех панно. Везде, где она сохранилась, она раскрыта.
К сожалению, некоторые панно пришлось заменить, ведь во время Великой Отечественной войны во дворце стояла вода и завелся жук-точильщик, который причинил немало бед.
Мастерству реставраторов можно аплодировать стоя! Восхищение! Уважение!
И, еще несколько слов об опочивальне.
Надо отметить, что вещи в зале оригинальные, причем они изначально предназначались именно для Китайского дворца. Императрица Екатерина II не любила перевозить мебель из одного дворца в другой, она покупала для каждого свою! Верное решение умной хозяйки при наличии средств конечно!
Но, конечно же, есть во дворце и вновь созданные предметы.
Так, например, заменены все бронзовые каминные часы, подсвечники и прочее, всё созданное из бронзы.
Дело в том, что последние владельцы герцоги Мекленбург-Стрелицкие (я о них рассказывала в статье ниже) во время Революции вывезли из дворца все бронзовые изделия. У меня возник вопрос – как это им это удалось в той обстановке в стране и почему именно бронза?
После Революции 1917 года ценности вывозились из всех дворцов, которые принадлежали императорской семье (последние владельцы дворца – потомки императора Павла I).
Так что, будем наслаждаться красотой, которую сумели сохранить до наших дней.
А это - рассказы о дворцах Ораниенбаума, об их бывших владельцах до Революции 1917 года.
.