Найти в Дзене
ЯПлакалъ

Инвазивные растения: Невольные странники или агрессивные захватчики?

Доброй пятницы, соЯповцы!

Спасибо, что поддержали мои темы:

Уральское лето моими глазами

Знакомые и незнакомые: лекарственные свойства привычных травок

На следующей неделе, ежели Луна на Землю не свалится, обещаю начать рассказывать про лечебные и съедобные травки. Прямо сейчас не могу, дела отвлекают

Однако, копаясь в архивах, нашла маленькую статейку - может, кому любопытно будет почитать. Этот материал я готовила для одного научно-популярного журнала, но... в общем, не сошлись мы с редактором характерами.

Фоток будет всего шесть, текстухи чуть больше.

Всем здравия и летнего настроения - еще целый месяц впереди!

Конец сентября. Серое небо напоминает неглаженую простыню. Поскучневшие берёзы бросают бледно-жёлтые листья под ноги немногочисленным прохожим, и лишь кусты крапивы бодро топорщатся среди задремавших трав. Стоп! Что это? На пригорке у дороги ярко-малиновыми пятнами светятся цветы шиповника. Удивительное растение: на соседних ветках мирно уживаются созревшие крупные бочкообразные плоды и ещё нераскрывшиеся бутоны.

Этот неприхотливый кустарник по-латыни именуется Rósa rugósa, а по-русски – роза морщинистая из-за характерной «измятой» поверхности листьев. Цветоносные побеги густо покрыты двумя типами шипов – крепкими изогнутыми колючками и мелкими въедливыми «пушинками». В высоту морщинистый шиповник может достигать 6 метров, и, будучи предоставлен сам себе, образует непроходимые колючие заросли на огромной площади. За коварный и свободолюбивый характер этот кустарник включили в список инвазивных видов – видов, распространение которых нарушает естественное биологическое разнообразие.

Инвазивными называют живые организмы, которые попали в чужеродную среду обитания и настолько адаптировались к новой экосистеме, что начали вытеснять аборигенные виды. Чтобы почувствовать себя «как дома», захватчикам требуется от нескольких дней (микроорганизмы) до нескольких десятилетий (высшие растения и животные). На скорость внедрения инвазивных видов влияет несколько факторов: стартовое количество особей, сходство климата с привычным для узурпаторов, наличие достаточной кормовой базы и плодовитость. Согласитесь, кролик, дающий потомство 50 раз в год, намного опаснее носорога, у которого детёныш рождается раз в 2-3 года!

Поскольку вторжение новых видов происходит внезапно, у местных обитателей нет сформированного механизма защиты от их агрессии. Экологи утверждают, что инвазивные хищные млекопитающие виновны в исчезновении 58% видов зверей, птиц и рептилий на планете. Растения представляют не меньшую, хоть не и столь очевидную, опасность: они вмешиваются в биогеоценоз, физически вытесняя местные виды, перекрывая солнечный свет и поглощая драгоценные питательные вещества. Многие зелёные пришельцы выделяют химические соединения, токсичные для соседей по участку, меняют баланс микро- и макроэлементов в почве.

Значительная часть инвазивных видов проникла в новые регионы вместе с человеком, который рыскал по всей Земле в поисках несметных богатств, лучшей жизни и новых впечатлений. Порой путешественники привозили семена заокеанских трав и деревьев случайно – на одежде и подошвах ботинок, иногда брали с собой домашний скот для обустройства на осваиваемых территориях и наоборот – отлавливали в диких нехоженых лесах невиданных зверушек. Внедряли привычные сельскохозяйственные культуры, разбивали парки и сады, ставили эксперименты по скрещиванию биологических организмов, тем самым незаметно воздействуя на хрупкий экологический баланс.

Впрочем, некоторые инвазивные виды распространились естественным путём. Резкая смена климата, ураганы, наводнения и прочие природные катаклизмы способны уничтожить всё живое на большой площади. Опустевшие просторы спешат занять наиболее стойкие и неприхотливые представители флоры и фауны.

Не будем пытаться объять необъятное и рассмотреть все инвазивные виды в одной статье. Давайте выясним, какие «запретные приёмчики» применяют растения-чужеземцы, ставшие привычными в средней полосе России, и какую пользу они могут принести природе и человеку.

-2

Такие безобидные «вертолётики»

Клён ясенелистный (Ácer negúndo) знаком каждому горожанину. Дерево высотой до 20 метров – завсегдатай наших улиц и дворов и парков. В условиях достаточной влажности и освещённости это один ствол с множеством раскидистых ветвей, в тени и тесноте клён принимает форму кустарника. Весной он одним из первых выбрасывает «серёжки» - пучки мелких красноватых цветов, зачатки будущих плодов-крылаток. Его непарно-перистосложные листья летом окрашены в равномерный травяной цвет, а осенью становятся бордовыми, алыми, лимонно-жёлтыми и даже кремовыми.

Родина ясенелистного клёна – леса Северной Америки от Канады до Флориды. В Европу он был завезён в 17 веке, в нашей стране интродуцирован в 1796 году. Уже в начале двадцатого века самосевом начал распространяться по российским просторам. За декоративность, зимостойкость и быстрый рост ясенелистный клён полюбили советские озеленители и непреднамеренно «подлили масла в огонь». Древесный сорняк буквально заполонил окрестности городов и вырвался в дикую природу, изгоняя берёзу, иву, ольху и рябину. Его листва – как свежая, так и опавшая – содержит едкие вещества, способные отравить даже дуб, а также некоторых растительноядных животных. Пыльца клёна провоцирует поллинозы у людей, хрупкие ветви при сильном ветре ломаются и создают угрозу для прохожих и транспорта.

-3

Экспансивная «ромашка»

Другой инвазивный вид, победно шествующий по России – астра ивовая (Symphyótrichum salígnum). Это позднецветущее растение семейства сложноцветных с мелкими сиреневыми «ромашками», вероятно, естественный гибрид двух североамериканских видов астры. Изначально культивировалось в качестве декоративного, но быстро вышло из-под контроля садоводов.

Астра ивовая активно размножается через длинное корневище: за один сезон даёт до сотни новых побегов! Монозаросли растения встречаются в окрестностях дачных посёлков, на обочинах трасс и опушках лиственных лесов. Сквозь плотные кустарники астры трудновато пробиться другим растениям, но главная опасность таится в другом. Оказывается, в почве под иволистной астрой формируются колонии дрожжевых грибков, враждебные для аборигенных микроорганизмов лугов и полей. Таким способом нахальная астра обеспечивает себе оптимальное меню, а конкурентов лишает важного питательного компонента.

-4

Земляная груша: кому еда, а кому – беда

К слову о питании. В списке инвазивных видов числятся не только несъедобные фитобеглецы, но и настоящие деликатесы, а также лекарственные растения. Таков топинамбур, или подсолнечник клубненосный (Heliánthus tuberósus) – излюбленное лакомство индейцев и настоящая находка для диабетиков. Крепкие прямостоящие стебли вымахивают выше человеческого роста – до 4 метров! В августе-сентябре они украшаются сложными золотисто-жёлтыми цветками с 10-15 краевыми лепестками. В это же время под землёй созревают съедобные клубни – бежевые, розовые, фиолетовые, богатые белком, калием, кремнием и пектином. Топинамбур содержит 8 незаменимых аминокислот, витамины В1, В12 и, главное, полисахарид инулин – природный пребиотик и натуральный сахарозаменитель.

«Земляная груша» попала в Старый свет в 1610 году, буквально за двадцать лет завоевала рынки Англии и Франции, а затем проникла в Россию в качестве ценной пищевой и фуражной культуры. Ей не страшны короткий световой день и отсутствие дождей, кислая почва и полутень. Растение охотно занимает заброшенные поля, овраги и берега рек. Топинамбур относительно безопасен для других растений, так как не выделяет специфических химических веществ, однако он стремится занять всё свободное пространство, вытесняя более слабые виды и образуя монодоминантное сообщество.

-5

Умеют ли витамины… летать?!

Облепиху крушиновидную знают, пожалуй, все. Это многоствольный кустарник высотой 1-3 метра с длинными острыми колючками и узкими линейными серебристо-зелёными листьями. В августе-сентябре на её ветвях созревают тысячи мелких огненно-оранжевых ягод – последний лакомый подарок уходящего лета жителям Урала, Сибири и Средней полосы России. 100 граммов облепихи содержат 290 мг витамина С – пятикратная суточная доза для взрослого человека! Вообще, эту ягодку впору переименовать в «масленику»: мякоть облепихи даёт 9%, а косточки – 12% масла, богатого полиненасыщенными жирными кислотами (100 граммов – 140 мг, десятикратная суточная норма).

Однако «сибирский ананас» попал в немилость к экологам из-за скорости бесконтрольного распространения и заселения территорий на значительном расстоянии. Дело в том, что плодами облепихи часто пробавляются птицы, поневоле становясь переносчиками семян, которые успешно прорастают вдали от материнского дерева. Такой способ распространения с помощью животных называется «зоохория», он характерен для многих инвазивных видов. Облепиха не брезгует и вегетативным размножением: обильная корневая поросль змеится близко к поверхности почвы и захватывает большие открытые площади с песчаным грунтом. Аборигенным травянистым растениям и кустарникам не выдержать такого натиска!

-6

Не всё золото, что растёт

Настоящая гроза местной флоры – золотарник канадский, или солидаго (Solidago сanadensis). Садоводы частенько зовут его осенней мимозой; наверняка вы видали на рынках букеты астр, георгин и хризантем в сочетании с этими пушистыми шафранными «метёлками». Не путайте солидаго с золотарником обыкновенным (Solidágo virgáurea) – это исконный обитатель наших лесов и лугов, лекарственное растение и отличный медонос.

Золотарник канадский буквально процветает на обширных территориях от Скандинавии до Японии, от Причерноморья до Северного Урала. Он практически не подвержен болезням и не боится насекомых-вредителей, выдерживает крепкие морозы и кратковременную засуху. Вырвавшись из тесных палисадников, солидаго вторгается на дикие плодородные почвы с достаточной увлажнённостью (опушки лесов, пастбища, вырубки, пустыри) и засоряет поля. Он ухудшает качество сена и снижает урожайность злаковых культур.

Угнетающее воздействие золотарника на другие растения носит, прежде всего, аллелопатический характер: раскидистые кусты высотой до 2 метров закрывают доступ солнечного света низкорослым соседям. Выделяемые терпены и терпеноиды негативно влияют на естественную почвенную биоту, в частности на азотфиксирующие бактерии.

В поисках «крайнего»

Проблема фитоинвазий волнует ботаников, экологов и агрономов уже вторую сотню лет. Действительно, случайно попавшие в устоявшуюся экосистему виды способны причинить значительный ущерб биологическому разнообразию, сельскому хозяйству и здоровью человека. Впрочем, именно последнего всё чаще обвиняют в спонтанном распространении нежелательных растений.

Вклад человека в изменение биоценоза путём внедрения непривычных видов в культуру действительно велик. Но это далеко не единственный путь размножения растений – ибо как проконтролировать птиц, преодолевающих тысячи километров воздушного пути, или реки, образующие новые русла и разливы? Кому под силу остановить ветер, уносящий семена трав и цветов за тридевять земель? В конце концов, сам человек – часть природы, и, может статься, его действия – часть глобальной программы развития по законам, доселе скрытым от наших пытливых умов?

Собсно, на сегодня всё ))

Читайте, смотрите, оставляйте каменты. Можно кидаться в аффтара помидорами (но только спелыми!) и огурцами (желательно малосольными).

-7

Источник