Найти тему
НЕ_умная

Видеоигры - НЕ_искусство: It Takes Two - найти себя, чтобы спасти брак

Оглавление

Дисклеймер! Автор высказывает свое ЧСВшное и важное мнение. Несмотря на дурное воспитание, у автора есть совесть и мораль не выдавать свое мнение за истину в последней инстанции. Автор делится своей точкой зрения и не более того. Материал не рассматривает нездоровые и агрессивные межличностные отношения, как норму. Приводимые выводы относятся к среднестатистическим и нормальным отношениям в паре. СПОЙЛЕРЫ!

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

"Ты не рожден быть идеальным. Ты родился, чтобы быть собой". – Доктор Хаким

Да, да, да. Избитая фраза, которая уже всем надоела.

Ведь кем мы можем быть, если не самими собой? Да и что вообще значит это - быть собой?

Кто-то эту фразу нещадно эксплуатирует, оправдывая свое мерзкое поведение и дурной характер. "Ну ведь я такой! Я такой, какой есть!" - говорит нам человек, который ни за что накричал не продавщицу в супермаркете.

Кто-то эту фразу воспринимает слишком буквально, становясь ленивцем, который не хочет познавать что-то новое. Человек перестает расти и развиваться физически, личностно, духовно, психологически, эмоционально. "Ну ведь я такой! Я такой, какой есть!" - говорит нам человек, который считает, что он умный и упорный по факту рождения.

Кто-то в этой фразе видит опору для себя, которая делает их свободными от навязанных обществом стереотипов и правил. От надуманных правил поведения и критериев, чтобы войти в "тусовочку". "Ну ведь я такой! Я такой, какой есть!" - говорит нам человек, у которого наконец-то спал груз с плеч, и он вдохнул полной грудью.

Так что же все-таки это такое "быть самим собой"? Как найти себя, вспомнить то, что ты любил и сохранить то, что когда-то было очень ценно? Как посмотреть на себя со стороны с помощью партнера? И причем тут забавная книга Доктора Хакима про любовь?

Давайте попробуем разобраться на примере игры It Takes Two, которая заслужено стала лучшей кооперативной игрой 2021 года.

Жили-были два озлобленных и недовольных жизнью человека. И винили они в этом друг друга...

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

Как и полагается любому драматическому произведению нас знакомят с главными героями - Коди и Мэй. Мэй вынуждена работать в несколько смен, чтобы оплачивать счета, а Коди ведет домашнее хозяйство на их ферме и мечтает стать садовником.

У них есть дочь - Роуз, которая очень любознательная и с богатой фантазией девочка. Она слепила из глины и дерева фигурки родителей, которые в ее красочном воображении по меньшей мере дружны.

Ну так вот к нашим бар... Героям. Оба недовольны тем, куда свернула их жизнь. Недовольны тем, как они живут. Недовольны большим количеством счетов, долгов, проблем и друг другом. Вместо слов поддержки - третирование друг друга. Вместо взаимных слов благодарности (что Мэй работает в несколько смен, а Коди заботится о доме и дочери) - только взаимные упреки.

Ух ты. Какая знакомая картина.

Оффтоп: наверное, многие пары проходят (проходили) через такой кризисный момент.

Я не психолог (да, да, да, каюсь-признаюсь), но кто-то готов уже назвать причину, почему Коди и Мэй хотят развестись?

Нет, не от того, что они разлюбили друг друга. Скорее потому, что каждый считает, что другой виноват в том, как сложилась его жизнь. Поэтому только развод будет способен что-то поменять в их жизнях.

Вопрос знатокам: развод будет способен разгрести ту кучу проблем, которая возникла у них в семье?

Картинка со спойлером

НЕТ! Развод не даст им решений тех накопившихся невзгод. Не избавит от счетов, от накопленного недовольства друг другом. Уверяю вас, что ту материальную сторону вопроса, которая их обоих гнетет, им придется решать сообща.

Что еще стоит отметить важного - это то, что они оба злы друг друга и не могут выразить свои эмоции, потому что "вдруг услышит дочь", "а что это поменяет?", "ты меня не поймешь" и прочие страхи, которые возникают в тот момент, когда необходимо с любимым человеком обсудить острую и болезненную тему.

Наблюдая со стороны все это, юная Роуз винит себя в том, что ее родители не ладят друг с другом. Как это обычно и бывает у детей.

Она находит незамысловатый способ избавиться от этого негатива (и способ борьбы со стрессом неплохой) - это создание игрушек, которыми ребенок наделил чертами своих родителей.

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

Оффтоп: На мой взгляд образ игрушек здесь имеет следующее визуальное значение - это возможность посмотреть на мир Роуз, который был создан Мэй и Коди.

Родители сообщили Роуз о намерении развестись, и шокированная расстроенная новостью девочка отправилась в мастерскую, в которой находилось ее тайное убежище.

Тут-то и происходит первое заочное знакомство с Доктором Хакимом, который в своей книге заявляет, что "Любовь - это труд" (а в рамках игры не забываем, что любовь - это труд и ответственность обоих партнеров). Роуз просит игрушечных родителей вновь подружится и начинает плакать на них...

И тут Венера стала крутится по часовой стрелке, Козерог вошел в созвездие Льва и стал его бодать, на Солнце произошел очередной взрыв, приведший к сильной магнитной буре на Марсе, а наши герои переместились в тела тех самых игрушек.

С этого момента начинается их приключение, которое поможет им найти себя, а заодно спасти свой брак, когда они посмотрят на проблемы с другой перспективы, и поймут в чем были неправы в отношении друг друга.

Преодоление испытаний - преодоление барьеров в общении друг с другом и поиск истинных причин.


"Раз сценарная фишка работает, то почему бы ее не использовать по максимуму?" - подумали сценаристы It Takes Two и решили сделать так, чтобы механика игры подразумевала коллаборейшен (взаимодействие, сотрудничество, партнерство)!

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

Простите, Доктор Хаким вырвался раньше времени.

И в игре все предусмотрено так, что один не справится без другого. Пусть наши герои этого и не хотели, но теперь они вынуждены идти на контакт друг с другом, общаться и действовать сообща. Теперь они будут вынуждены приложить немало усилий и труда, чтобы достичь результата.

Давайте немного разберемся, а что значит выражение It takes two.

Первое и прямое его значение - "для этого потребуются двое".
Но так же Яндекс.Переводчик предложил мне интересный контекстуальный посыл данного выражения: две стороны несут ответственность за определенные действия или ситуацию, в которую они вовлечены.

Так у нас тут с вами двойное значение, товарищи.

Помимо того, что Коди и Мэй должны сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, чтобы достигнуть общей цели, так и еще на них возложена ответственность за ту ситуацию, в которой они оказались. Я бы даже сказала, что на них обоих накладывается ответственность за ту жизнь, которая у них возникла.

Ну так что же, попробуем через призму игры препарировать отношения Коди и Мэй, чтобы понять: кто они такие? Что им нравилось? За что они полюбили друг друга?

Оффтоп: Мы не будем рассматривать все испытания и всех боссов, потому что что-то являются частью игрового процесса и нужно для прохождения уровня. Мы будем рассматривать ключевые и глобальные испытания, которые нам так или иначе раскрывают главных героев.

Испытание 1: больше никакой лжи.

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

В первом приключении Коди и Мэй начинают вместе преодолевать первые трудности. Делают они это с небольшой охотой и с корыстной целью: вернуться обратно в свои тела, чтобы развестись. Они не слушают, что им говорят, уверенные в том, что они приняли правильное решение.

Тут им попадается пылесос, который был испорчен Коди в ходе уборки (и он умолчал о том, что запылесосил крупный мусор) и не был починен Мэй, как она и обещала.

О чем нам говорит эта важная открывающая сцена?
А. Ну сломался пылесос и сломался;
Б. Коди скрывает маленькую ложь, а Мэй не держит маленькие обещания;
В. Не засасывайте крупный мусор в пылесос;
Г. Не обижайте свои бытовые приборы.

Игра начинает повествование с такого, на первый взгляд, пустяка, но который является первым и важным звеном к путешествию в отношения двух обиженных друг на друга людей.

Я всегда стараюсь придерживаться принципа: держи свое слово и обещания.

Выполняя маленькие обещания, вы сами себя и ваше окружение подводите к тому, что вам можно верить и что вы надежны.

Поэтому пылесос в этой сцене и реагирует очень резко и негативно, потому что не было сдержано обещание - починить его. О какой ценности текущих обещаний может идти речь, если слова Мэй ничего не стоят? Ну а Коди тоже не лучше - он испортил пылесос и побоялся злости Мэй, поэтому соврал ей.

И Мэй предпочла купить новый, а не чинить старый. Так же и с отношениями: вместо попытки починить, она решила развестись с Коди. Чему тот был несказанно рад и поддержал ее решение, ведь никто его не будет больше третировать за мелочи и ошибки.

На самом деле, еще рано радоваться преображению героям. Первое испытание не всегда равно тому, что герои осознали свои ошибки.

Испытание 2: все средства хороши для достижения цели?

После победы над пылесосом, Коди и Мэй встречают оживший бинокль. Тот им рассказывает важную информацию: когда Роуз была в мастерской, то она плакала над куклами.

Коди, который проводил много времени с дочерью, знает, что они играли в волшебников и понимает логику воздействия чар.

Таким образом, отец семейства приходит к выводу, что для того, чтобы они расколдовались и достигли цели - развестись - им надо снова заставить дочь заплакать.

Поняв, что нужно делать, они теперь проходят путь, чтобы попасть обратно в дом. Они попадают в дерево (невероятной красоты локации), борюся с осами и белками. Мэй в этой локации предстает очень смелой и бесстрашной женщиной. После победы над "врагами", они достигают цели попадают в комнату дочери.

Они неосторожно принимаются говорить о том, что им надо довести свою дочь до слез, чтобы развеять "чары". Их разговор слышит Обезьяна-Космонавт (игрушка, которую Мэй подарила дочери). Плюшевый защитник решает, что это приспешники темной стороны, и принимает решение во что бы то не стало защитить Роуз от их злодеяния.

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

Когда они побеждают Обезьянку, то игрушка говорит, что переместит их к Роуз, если они не причинят ей вреда и не заставят плакать. Снова наши герои врут и не сдерживают обещания.

Поверив им, защитник отправляет родителей прямиком на кровать дочери, которая что-то пишет на листке бумаги. Они пытаются привлечь ее внимание, но безуспешно.

Вот тут-то горе родителям приходит в голову идея "А давай сломаем то, что ей дорого". Они видят самую любимую игрушку дочери - Королеву-слониху - и отправляются к ней в замок.

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

По мере того, как я приближалась к замку, меня не покидала мысль: "Ну неужели родители будут способны уничтожить то, что любит их ребенок ради такой эгоистичной цели?"

Ведь это так жестоко. В этот момент я абсолютно не понимала мотивации родителей.

Немного о пути, по которому следуют главные герои. Наверное, это одна из самых прикольных локаций во всей игре. В ней есть и железная дорога, и динозавры, и водные препятствия с игрушечным Кракеном, и магическими элементами, и королевой Лапкой, и рыцарями, защищающими ее. В общем, истинный восторг от интерактивности локации и ее детализации.

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

Когда они добрались до Королевы Лапки III, то вот тут разработчики с вами поступают просто наиподлейшим способом: делают слониху невероятной милой и очаровательной настолько, что сразу проникаешься ею. После того, как ты знакомишься с этим персонажем, начинаешь думать только о том, как тебе будет противно и стыдно "убивать" эту игрушку.

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

В конце концов происходит то, чего и хотели главные герои. Они скидывают любимую игрушку Роуз с волшебного замка, попутно отрывая ей ногу и ухо, и ждут, когда их дочь заплачет.

Действительно это оказывает на ребенка сильно воздействие: любимая игрушка "ранена" и Роуз становится горько от этого. Девочка начинает плакать, а наши горе-родители спешат умыться ее слезами.

А чары-то не развеиваются! Вот смех-то!

Они ошиблись.

Давайте проведем такую логическую нить: дочка плакала над фигурками родителей, потому что они разводятся, и это событие ранит дочь, поэтому ее слезы печальные -> они становятся куклами -> значит нужны слезы радости от Роуз, чтобы снять чары.

Вопрос: причем тут игрушка-слониха?! Ведь в первом случае, ребенок плакал над тем, что родители "перестали дружить" и расстаются. Во втором случае ребенок плачет над любимой игрушкой, и эти слезы не касаются взаимоотношений родителей.

Эх, бедная Лапка. Ее "смерть" не стоила этого.

Они замечают письмо от дочери, Коди начинает его читать. Оба считают, что в этом письме они смогут найти ответ на то, как расколдоваться.

Наш любимый Доктор Хаким вносит коррективы и разрывает письмо Роуз на 4 кусочка и говорит им, что их нужно "заслужить", пройдя испытания.

Таким образом, он перемещает их в свой кабинет, в котором и начинается истинная психотерапия. Коди и Мэй начинают высказываться на темы, о которых ранее молчали.

Испытание 3: безграничность времени и возможность клонирования

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

Доктор Хаким на первом сеансе семейной психотерапии задает обоим вопрос: как часто вы уделяете время друг другу?

Тут же и узнается, что Мэй практически никогда не бывает рядом, а у Коди нет чувства времени (то есть он не способен что-то делать своевременно, не успевает и не видит, как он утекает сквозь пальцы).

Наш очаровательный Док Хаким цепляется за это и отправляет главных героев в часы с кукушкой, в которых они учатся:
- быть откровенными друг с другом;
- стараться идти на компромиссы;
- поддерживать друг друга.

И, конечно, главный урок, который они осваивают: Коди понимает, что время небезгранично, и что его нужно грамотно использовать. Ну а Мэй учится тому, что при должном желании можно уделять время и работе и семье.

Испытание 4: возвращение влечения

После первого успешного пройденного испытания, Док Хаким награждает главных героев первой частью записки.

После он ставит им задание: вернуть влечение друг к другу и символично это все подвязывается на магнитах.

Он отправляет их внутрь снежного шара.

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

Задача в данном испытании Коди и Мэй вспомнить: за что они полюбили друг друга и какие счастливые моменты их связывают.

По мере прохождения локации, они вспоминают то, как Коди сделал Мэй предложение. Как Мэй забыла подарок для Коди на Рождество дома и пыталась найти новый. Какое было первое Рождество Роуз. Как они любят кататься на коньках и лыжах.

Они попадают в замерзший город и не понимают, что с ним случилось. Тут появляется наша любимая книга и говорит, что город замерз, потому что перестал быть живым и радостным, как и отношения главных героев.

Мэй и Коди преодолевают путь к колоколам, которые своим звоном разбивают лед и возвращают городу жизнь.

После они садятся в подъемник, чтобы достичь горного домика. Они разговаривают о разводе и том, как будут проводить время с Роуз. Как поведут ее в аква-парк, как она дважды проведет весело время, но эта беседа у обоих уже не вызывает чувства облегчения. Диалог вызывает неловкость и расстройство у обоих, так как по возвращению в реальный мир придется сделать то, ради чего они проделывают весь этот путь - развестись.

Добравшись наверх, они встречают снова дока Хакима, который говорит им, что на месте того, что разрушилось, можно построить новое. Поэтому лед начинает трескается и разрушать все вокруг, но наши герои добираются до ледяной пещеры и спасаются там.

Потом снова появляется доктор и говорит им, что их влечение усилилось. Оно поможет им, чтобы добраться до вершины горы.

На пути у них стоит препятствие - ледяная буря, которая на короткий период затихает. Благодаря своим магнитам (и влечению), герои за счет этого способны выдерживать порыв метели и перебегать с точки на точки. Это важно, потому что сначала прикрывает Коди Мэй и встречает препятствие, затем Мэй, а потом они вместе противостоят катаклизму.

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

На самом верху, Коди и Мэй вспоминают один из самых трогательных и счастливых моментов их жизни: как Коди сделал Мэй предложение. Они откровенничают. Коди было тогда стыдно и неловко за свое предложение, потому что он забыл всю речь, которую готовил. А Мэй могла лишь думать о том, как ей было радостно от того, что ее возлюбленный был готов взять ответственность за нее и их семью.

Урок пройден.

Возвращаемся в класс!

Испытание 5: находим страсть к любимому делу

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

Давайте вспомним, как называется статья.

"It Takes Two - найти себя, чтобы спасти брак"

В финале игры Коди и Мэй должны вспомнить и возродить в себе страсть к своему делу. Муж мечтал стать садовником и начал благоустраивать свой сад, но забросил его. Жена отлично поет, но боится публики и считает это делает пустым занятием.

Герои полюбили друг друга именно еще за это: что каждый горел своим делом и увлеченно занимался им.

Это самое важное и ключевое сообщение во всей игре - нельзя забрасывать свою мечту. Это та страсть, которая двигает человека вперед, раскрывает его и мотивирует вставать с постели по утрам.

Почему увлечение к чему-то, страсть к чему-то, осуществление своей мечты важны в отношениях, и почему важно, чтобы партнер поддерживал в начинаниях?

У каждого человека есть любимое дело, которым он дорожит. И как ранее я уже писала - это то, что мотивирует человека делать больше и лучше. Необходимость в любимом занятии делает человека целостным что ли. Оно делает нас - нами (т.е. самим собой). Именно в нашем любимом деле мы раскрываем с самых лучших сторон.

Наличие увлечения позволяет не терять себя в нашем быстро сменяющемся мире и помнить о том, какие мы есть.

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Перевод: "Нет. Просто пой от чистого сердца. Ты не рождена, чтобы быть идеальной. Ты родилась, чтобы быть собой".
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год Перевод: "Нет. Просто пой от чистого сердца. Ты не рождена, чтобы быть идеальной. Ты родилась, чтобы быть собой".

А почему тогда важно, чтобы партнер поддерживал это?

Потому что партнеру может казаться, что дело, которым занимаешься - пустая трата времени.

Вы мне можете сказать: "И что сразу разводиться? Бросать партнера?"

Может да. А может и нет. А может...

Например, Мэй не верила в хобби Коди. Возможно (возможно!) она говорила ему в открытую, что это не поможет справиться со счетами и прочими бытовыми проблемами. А может были еще разговоры о том, что все это пустая трата времени. Коди это обижало, потому что он любит растения и любит делать из них красоту. Наверное, что сделав свой сад, он бы больше верил в себя (так как довел задуманное до конца и получил отличный результат) и мог уже зарабатывать на этом, делая сады для других.

Коди, как ни странно, верил в талант к пению у Мэй. Но наша героиня реалист и считает, что на этом не заработать денег. Она стесняется и боится выступать, она сама в себя не верит. Мэй потеряла отдушину, которая ей была необходима и превратилась в тень самой себя.

В целом, они оба стали тенью самой себя.

Благодаря этому уроку, они стали ценить свои увлечения, вспомнили то, чем хотели заниматься и поняли, как важна поддержка близкого человека.

Возвращаемся в класс и подводим итоги!

Заключение

Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год
Игра It Takes Two (разработчик - Hazelight Studios, издатель - Electronic Arts) 2020 год

Богатая с точки зрения механик и локаций игра поднимает вопрос не столько про важность брака, сколько про важность умения выстраивать крепкие и хорошие взаимоотношения с партнером, которые основываются на доверии, уважении и честности.

Игра напоминает, что в жизни случаются разные препятствия, бывают разные ситуации в парах (внимание: речь не идет про нездоровые и агрессивные межличностные отношения), наступают тяжелые и трудные времена, но пара только сообща, приложив совместно усилия способна преодолеть это все.

Отношения - это труд. Причем труд обоих партнеров. В противном случае они становятся, как говорил в игре Док Хаким, какошениями.

Спасибо за прочтение материала! Всех благ!