Этот текст писала несколько лет назад (будучи беременной Юркой) в запрещенной ныне соцсети. Но мнения своего по поводу русской народной и современной литературы не изменила – образовательные программы давно пора пересматривать.
«Я люблю читать. Как в 4 года научили, так и везде с книжкой. Раньше без книги не могла есть даже. Сейчас читаю дома, в автобусе, в электричке. Ну и в больнице, чтобы не слушать "страшилки" от соседок по палате. Замечу, что я читала легко все, что не задавали в школе. Может это потому, что надо было, а не сам выбрал на полке в библиотеке? Не знаю. А еще в 9-11 классах внеклассное чтение в школе было таким: читали, затем приходили к литераторше (она же директор школы), заходили в кабинет по 3-4 человека и отвечали на ее вопросы по произведению. Ну это как? Таким образом нам хотели привить любовь к литературе? Ну уж нет...
Последние пару лет я читаю в основном детскую и юношескую литературу. Интересно посмотреть, что же я упустила и не прочитала тогда и что появилось сейчас. Не спорю, что кому-то близок Тургенев, кому-то Достоевский, кому-то Толстой. Читала из-под палки, потом пыталась написать сочинение (ну как многие - переписав из разных хрестоматий отзывы умных людей). Может быть, если бы не заставляли, то пришла бы к этим писателям сама, но попозже. А так - не пришла. Даже после окончания школы не перечитала заново (тут мне типа стыдно).
Интересно, что список произведений, как обязательных к прочтению, так и для чтения вне стен школы, меняется очень слабо. А ведь у нас появляется столько прекрасных книг...
К примеру, будь я великим начальником из Минобра, сделала бы обязательным к прочтению книгу Энн Файн «Мучные младенцы». Сюжет про английских неуправляемых старшеклассников, которым предстоит необычное задание – в течение недели ухаживать за тряпичными младенцами, набитыми мукой.
Или произведение, заставившее меня плакать – «Привет, давай поговорим» Шэрон Дрейпер. Про девочку с ограниченными физическими возможностями, но удивительной памятью.
Роб Буйе «Все из-за мистера Террапта» - тоже стоящее произведение, написанное от лица учеников одного класса. Трагическая история их глазами.
А Дина Сабитова? С ее «Три твоих имени» и «Там, где нет зимы»?
Еще список того, что понравилось, и что я бы порекомендовала к прочтению детям от 8 до 17, а также взрослым, которые любят читать не тяжелую прозу, а легкую (не путать с ироническими детективами!):
Розмари Уэллс «На синей комете»
Харпер Ли "Убить пересмешника"
Николай Назаркин «Изумрудная рыбка»
Элия Барсело «Хранилище ужасных слов»
Нил Шустерман «Неизведанные земли» (тут в серии несколько книг, но эта мне прямо очень понравилась)
Анника Тор «Пруд Белых Лилий»
Н.Д. Уилсон «100 шкафов» (есть еще 2 книги из этой же серии, но я пока не нашла их в Интернете)
Финн "Здравствуйте, мистер Бог, это Анна"
Татьяна Гордиенко "Назови меня полным именем", «Меняем мальчика на девочку» и «Верни мои веснушки!».
Это лишь то, что сразу вспомнила.
Вывод: У детей должно быть детство, должны быть книги по возрасту и желательно про таких, как они. Читать про исторические события, про войну и т.д. они будут, но когда придет время и появится желание.