Найти тему
Московская газета

Должники или союзники? Зачем Россия списала Африке 23 млрд долларов

   Должники или союзники? Зачем Россия списала Африке 23 млрд долларов
Должники или союзники? Зачем Россия списала Африке 23 млрд долларов

Россия в общей сложности списала африканским странам задолженности на сумму $23 млрд. Такие данные привёл президент РФ Владимир Путин, выступая перед участниками саммита Россия – Африка в Санкт-Петербурге. Также глава государства пообещал, что Россия продолжит поставлять африканским государствам продовольственную продукцию, в том числе на безвозмездной основе. Новости о прощённых долгах по кредитам, выданным ещё в советское время или уже современной Россией, традиционно вызывают большой медийный резонанс и провоцируют жаркие дискуссии. «Московская газета» решила узнать у экспертов, насколько целесообразно принятие подобных решений в текущих экономических реалиях и каков политический эффект от списания долгов другим государствам

Член Генсовета «Деловой России» Олег Воробьёв выразил мнение, что в сложившейся геополитической обстановке России гораздо выгоднее иметь союзников, чем должников. Воробьёв привёл в пример Нигерию, которая является одним из ключевых поставщиков урана во Францию. Дружественная позиция со стороны этого государства позволила бы России сформировать согласованную с ним позицию на урановом рынке.

«Я бы предпочёл иметь должников, — парировал в беседе с «Московской газетой» политолог Константин Калачёв. — Зачем давать деньги тем, кто не может их вернуть? Действительно ли надо списывать долги тем, кто вернуть может — тем, у кого есть нефть, газ, золото, алмазы? Почему кредитная амнистия для африканских стран возможна, а для россиян нет? Риторические же вопросы. В конце концов все это делается за счет россиян. А списание долгов вчерашние должники скоро забудут. Оказанная услуга — не услуга. Россия списала долгов африканским странам на 23 миллиарда долларов. Для калибровки: расходная часть бюджета Волгоградской области на 2023 год меньше 2 миллиардов долларов. Что тут еще комментировать? Россия - щедрая душа!».

Показательно, что сравнительно недавно Минфин России отчитался о состоянии федеральной казны по итогам первого полугодия 2023 года. Бюджетный дефицит хотя и сократился, по-прежнему составляет 2,6 млрд рублей. Если произвести несложные подсчёты по переводу долларов в рубли, окажется, что списанные задолженности африканских стран образуют сопоставимую цифру. Конечно, значительная часть этих средств была выделена ещё Советским Союзом и вряд ли когда-либо будет возвращена в связи с перманентной бедностью должников. Тем не менее СМИ обращали внимание на то, что даже в коронавирусном 2020-м Россия не только прощала старые бесперспективные долги, но и выделяла новые средства на помощь нуждающимся странам. При этом возможность прощения кредитных долгов россиянам была отвергнута, хотя в других государствах такая практика имела место.

Однако доктор экономических наук, специалист в сфере управления экономикой государства Никита Кричевский в разговоре с «Московской газетой» заверил, что на бюджете эти прощённые долги никак не отразятся, а политически такой шаг вполне оправдан.

«На бюджет это никак не повлияет, поскольку суммы этих кредитов в него не заложены. Они числились на балансе, но по целому ряду причин представляли собой мёртвый груз. Дело в том, что в любом случае перспективы взыскания этих долгов были весьма туманными. Конечно, можно было судиться за эти долги, и любой адвокат при хорошем гонораре взялся бы за это дело, но даже выигранный суд не гарантировал бы реальное взыскание. Во-первых, многие кредиты были выданы страной, которой уже 30 лет не существует – СССР. Конечно, формально РФ является правопреемницей, но эта ситуация всё равно обуславливает юридическую неясность. Во-вторых, во многих странах, которым давались эти займы, по несколько раз сменились правительства, и сейчас они могут сказать, что не отвечают по долгам тех режимов, которые существовали на тот момент. Это ещё одна юридическая сложность. Есть и третий момент – куда обращаться по поводу взыскания. Договоры нередко писались очень нечётко, там не прописано, куда обращаться в случае неуплаты, по каким законам это делать – по советским, современным российским, той африканской страны, о которой идёт речь. Можно обратиться в Лондонский арбитраж, в Стокгольм, в Арбитражный суд при ООН, можно даже в Спортлото написать – в договорах это не прописано. И наконец, многие кредиты выдавались в натуральном выражении. Эти страны могут сказать – забирайте активы, которые на эти средства созданы, забирайте эти инфраструктурные, производственные объекты. И что нам с ними делать? То, что можно было забрать ликвидными активами, российская сторона давно забрала. К примеру, так было в начале 1990-х годов с Анголой. Тогда мы средства очень выгодно вернули. А то, что в любом случае невозвратно, можно безболезненно списывать», — говорит экономист.

Кричевский подчёркивает, что сейчас многие ошибки учтены, и, к примеру, в случае с бесплатными поставками продовольствия в африканские страны договоры как раз составлены чётко. Определённые объёмы поставляются безвозмездно, а далее начинают действовать обязательства по платным закупкам. Кроме того, этими регулярными поставками Россия привязывает к себе партнёров, делает их зависимыми, и далее остаётся лишь грамотно, с выгодой для РФ распорядиться этой зависимостью.

«Даже если сейчас эти поставки осуществляются за счёт бюджета, это временно. Но даже сейчас мы создаём новые рабочие места в аграрном секторе, стимулируем производство удобрений, загружаем наши порты и транспортные компании, потому что это зерно перевозится в основном российскими судами, — отметил Никита Кричевский. — К тому же я не склонен всё мерить исключительно деньгами. Экономика – это лишь часть жизнедеятельности, она не существует без политики, без социальной сферы, и цель экономической деятельности, в конечном итоге — сделать так, чтобы улучшить положение страны и граждан, поспособствовать развитию. Имидж России и её геополитическое положение деньгами не измеряются. Даже когда эти ныне списанные кредиты давались, у них также была и политическая цель. Другой вопрос – достигаются ли эти цели? Я считаю, что достигаются. Это подтверждается саммитом Россия-Африка, на котором видно, что определённая благодарность у африканцев присутствует. Среди них есть наши надёжные союзники. Это сейчас многие африканские страны бедные и развивающиеся. Но кто сказал, что так будет всегда? Россия в XIX веке была такой же. Такими же были и Индия, и Китай. А теперь они достигли лидерства в цифровых технологиях, в производстве множества товаров и так далее. Кто возьмётся утверждать, что африканские страны не ждёт такое же будущее? И тогда мы от сотрудничества с ними, от их благожелательного к нам отношения выиграем гораздо больше. Поэтому, когда оппоненты нынешних решений говорят, что это ненужно, что это ведёт к лишним расходам, то прямо здесь и сейчас они правы, но это недальновидная позиция, не учитывающая более долгосрочных перспектив».

В заключение стоит привести ещё несколько цифр из истории кредитных взаимоотношений России с другими странами. Задолженности как перед СССР, так и перед новой Россией начали активно списываться с конца 1990-х годов. Это касалось далеко не только стран Африки. С некоторыми условиями, а иногда и без таковых долги прощались также Никарагуа, Сирии, Ираку, Монголии, Северной Корее и Афганистану. Суммы варьировались от нескольких сотен миллионов до 11-12 миллиардов долларов. Самого крупного единоразового списания удостоилась Куба, которой в 2013 году простили сразу 29 млрд долларов. А самой громкой можно считать историю с кредитом в $3 млрд, который Россия предоставила правительству Виктора Януковича непосредственно накануне Евромайдана. Впоследствии РФ не получила ни одолженных денег, ни политической лояльности Украины.