Писала давно еще в нельзяграмме. Актуальности пост не потерял. Немного изменила текст и добавила материал.
Поговорим про «запуск» речи с помощью Дэнас, развития мелкой моторики, изготовления аппликаций, перебираний круп, уколов-таблеток-логомассажей, танцев с бубнами.
За резкость даже извиняться не буду.
Как бы всем нам ни хотелось волшебного способа, речь начинается только тогда, когда организм ребёнка «готов».
Что значит «готов»? Это значит, что у ребенка развиты все функции, которые нужны для речи. И, да, это не достигается логомассажем, перебором крупы с молчанием и собиранием пазлов. Все это здорово и нужно, но надо уточнить, что должна быть цель - речь. Точнее, надо формировать готовность к речи. Ведь речь - это вишенка на торте, а не сам торт.
При нарушениях ребенка речи надо учить, учить долго, занимаясь этой проблемой комплексно. Не поможет пройти цикл занятий по «запуску речи», а нужно подбирать индивидуальную программу, которая позволяет организму ребенка и, прежде всего, головному мозгу, сформировать нужные для речи умения.
Напомню, в онтогенезе первые слова появляются до года. И ближе к двум годам ребёнок уже говорит короткими аграмматичными фразами.
Но! Даже при задержанном речевом развитии, если нет грубых нарушений, речь появится к 2-2,5 годам. Она появится сама и ребенок просто догонит сверстников. Такое бывает. И в этом случае, кажется, что «срабатывает» всё: садик, море, спектакли, танцы, Дэнас, БАК и т.п. На самом деле, всё банально: мозг «дозрел» и «запустилась» речь. Можно было ничего не делать - результат был бы таким же. И, вообще, на море и в путешествии такой результат получить приятнее😁 Это называется темповой задержкой речевого развития. Задержан просто темп становления речи.
При настоящих нарушениях речи, отсутствии речи часто «танцы с бубнами» не срабатывают, потрачены время и деньги, а речь «не запускается» 🤷🏻♀️.
Так что же? Сидеть и ждать? Пользоваться стратегией «авось и небось»? Ни в коем случае!
Если вовремя нет речи, надо, не дожидаясь 2 - 3 лет, не надеяться на «а он заговорит в 3 года»:
❗️исключить нарушения слуха (и лор, и сурдолог нам в помощь);
❗️исключить аутизм, т.к. в этом случае проблема не в речи и логопед без АВА бесполезен;
❗️исключить разные неврологические диагнозы, которые мешают речи (невролог здесь обязателен)
❗️исключить задержанное развитие таких высших психических функций, как внимания, восприятия, памяти, машления… Для этого нужен детский психиатр и грамотный логопед (с образованием логопед и дефектолог, олигофренопедагог). Просто потому, что речь будет тогда, когда будет сформирована необходимая база, и в этом случае надо работать дефектологу;
❗️проверить, а есть ли инициатива у ребёнка в общении, или мы забрали себе инициативу и только занимаем ребёнка разными занятиями, не давая проявить мотивацию к общению;
❗️…
Завтра напишу продолжение🤣