В книге «Дело супругов Розенберг. В поисках истины» авторов Рональда Радош и Джойса Милтона, ранее верившие в невиновность родителей, в ходе своего расследования пришли к выводу, что существуют неопровержимые доказательства вины Розенбергов.
сыновья Розенбергов 30 лет боролись за реабилитацию своих родителей. Мирпол выдвинул гипотезу, что доказательства вины Розенбергов были сфабрикованы, чтобы предать забвению некомпетентность ФБР, неспособного арестовать других нераскрытых агентов.
Мирпол писал, что «при отсутствии документов невозможно быть уверенным в том, что воспоминания Яцкова и других бывших агентов советских спецслужб являются полными и надёжными».
В течение многих лет заявления по делу супругов Розенберг, исходившие из России, были разноречивыми и только вносили в эту историю еще большую путаницу. В то время как правительство официально отрицало всякую связь с Розенбергами, бывший Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев заявил, что они оказали огромную услугу Советскому Союзу, опасавшемуся после окончания войны ядерной агрессии со стороны американцев:
«Они не были ни агентами, ни шпионами. Они, скорее, были людьми, разделявшими наши идеалы. Они поступили в соответствии со своими прогрессивными убеждениями».
И далее:
«Я стоял рядом со Сталиным, когда он с теплотой говорил о супругах Розенберг. Я не могу сказать, какую помощь они нам оказали, но я слышал, как Сталин и Молотов, бывший в то время министром иностранных дел, говорили, что Розенберги оказали нам существенную помощь, ускорив изготовление нашей атомной бомбы».
Советской разведчик генерал Судоплатов признал, что супруги Розенберг были атомными шпионами, однако считал их второстепенными, не имеющими большой ценности агентами.
В июле 1995 года ЦРУ во время торжественной церемонии в штаб-квартире в Лэнгли обнародовало 49 телеграмм, посланных в 1944–1945 годах в КГБ из советского консульства в Нью-Йорке. Эти зашифрованные послания были перехвачены американской разведывательной службой, предшественницей Агентства национальной безопасности, расшифрованы и переведены на английский язык высококвалифицированными шифровальщиками. Агентство национальной безопасности пообещало «освободить» в скором будущем ещё 200 перехваченных посланий.
Из этих 49 документов становится ясно, что в 1953 году правительство Соединённых Штатов достоверно знало, что Джулиус Розенберг (кодовое имя Либерал) и его жена Этель входили в число 200 советских агентов, занимавшихся атомным шпионажем. Не удосужившись сообщить советской стороне, что его эксперты разгадали код, американское правительство не приобщило эти документы к делу Розенбергов, поскольку тогда вещественные доказательства, представленные суду, оказались бы разрозненными.
Однако, имея на руках эти документы, можем утверждать, что квартира Розенбергов в Нью-Йорке использовалась для отправки корреспонденции и фотосъемки.
Перехваты, осуществленные Агентством национальной безопасности, вновь доказывают, что провал произошёл из-за нарушения правил конспирации.
Как бы то ни было, вопрос о виновности Розенбергов решён раз и навсегда.
Но остается вопрос: заслужили ли Розенберги высшую меру наказания за совершённое преступление?
Мы знаем, что главным доказательством, представленным суду, было признание Дэвида Грингласса, брата Этель, работавшего механиком в Лос-Аламосе. Он утверждал в суде, что передал Джулиусу Розенбергу чертежи инициирующего заряда нового типа и взрывного устройства.
Незнание Гринглассом механизма действия взрывного устройства, как это было установлено судом, доказывает, что он не мог владеть и передавать информацию такого научного уровня, как Фукс. Подтверждением этому служат и замечания Филиппа Моррисона, американского ученого-физика, работавшего над проектом бомбы в Лос-Аламосе: «Это была грубая пародия на структуру специфической модели бомбы без достаточного количества деталей, которые делают возможным её воспроизведение и даже понимание. Начнём с того, что она содержит ошибки. Но разве можно ожидать большего от человека, имеющего очень слабую подготовку, окончившего только среднюю школу и в то время работавшего лишь с простейшими механическими деталями, с какими он мог бы иметь дело в слесарной мастерской или полируя линзы?» Грингласс не мог знать всего, он работал в механическом цехе токарем и вытачивал отдельные детали для бомбы.
Розенберги были активными членами Коммунистической партии США! Да еще и работали в атомном центре. С этого момента на все остальные обстоятельства уже не обращали внимания.
Первым арестовали Юлиуса, а следом и его жену Этель. На допросах они категорически отрицали свою причастность к передаче атомных секретов. Но будучи идейными коммунистами не отрицали своего участия в деятельности компартии.
Юлиус Розенберг был инженером-радиоэлектронщиком и по роду конкретной работы действительно не мог иметь никаких данных по ядерной физике. Тем более не могла их знать Этель, поскольку вообще не являлась учёным. Тогда её обвинили в том, что она перепечатывала на машинке секретные материалы, знала о шпионской деятельности мужа и не донесла.
Никаких иных доказательств, кроме показаний Грингласса и Голда у ФБР не было. Но в атмосфере антироссийской кампании и не искали особо. К тому же надо было показать начальству, что агенты, передавшие атомные секреты найдены. Следователей совершенно не смутило, что за обвинение в краже атомных секретов полагается не просто длительное тюремное заключение, а смертная казнь.
После вынесения смертного приговора раздались повсеместные призывы к помилованию, и в течение десятилетий после казней шли серьезные дебаты об их вине.
Левые в 1953 году считали, что обвинение, вынесенное супругам Розенберг, было сфабриковано. Правые же полагали, что Розенберги, будучи коммунистами, лгали до последней минуты.
В защиту Розенбергов проходили демонстрации, в их пользу выступили Томас Манн, пара римский Пий XII и Альберт Эйнштейн – уж он-то как великий физик понимал, какой информацией мог обладать Розенберг, а какой нет.
Приговор смущал и президента Трумэна. Во всяком случае, он отказался его утверждать, правда, в качестве причины назвал свой скорый уход с должности. Хотя оставалось еще почти два года. И свалил всё на преемника.
Им стал Дуайт Эйзенхауэр, герой Второй мировой войны — въехав в Белый Дом в 1953 году новый президент немедленно подписал приговор Розенбергам. По его словам, он это сделал потому, что их информация могла бы, в случае войны, привести к миллионам жертв среди американцев.
19 июня 1953 года приговор был приведен в исполнение. Этель и Юлиус Розенберги были казнены на электрическом стуле.
Впоследствии выяснилось, что они действительно были агентами советской разведки, причём идейными, не за деньги. Работали ещё с 1938 года. Юлиус Розенберг сообщал по-настоящему важную информацию по радиоэлектронике. Но никаких секретов по атомному оружию они не знали и не могли их передать.
Как впоследствии писал генерал Павел Судоплатов, легенда советской разведки, американские спецслужбы оказались крайне непрофессиональными. Если бы они не торопились с арестом, а взяли бы Розенбергов «в разработку», то уже в 1950 году смогли выйти на такого разведчика как Абель. Вот о нём, возможно, Этель и Юлиус и молчали.
Источники: https://knowledgetriviastuff.blogspot.com/2020/03/julius-and-ethel-rosenberg-trial.html
http://rulibs.com/ru_zar/sci_history/chikov/1/j141.html