Как часто люди говорят: «Скажи мне правду», хотя на самом деле не хотят слышать ее. Пусть другие думают, что никто им ничего не рассказывал и они ничего не знают. Еще бывает, что люди не хотят ни знать, ни слышать правды, потому что им приятнее жить в мире своих фантазий. И все же среди нас большинство тех, кто желает знать правду, даже если она может не понравиться.
Что у него в голове
Можно ли доверять близким? Нужно ли ждать подвоха от друзей? Что на уме у нового знакомого? Чтобы ответить на эти вопросы, наши предки обращались к людям, обладающим сверхъестественными способностями, или проводили ритуалы, позволяющие распознать обман. В Древнем Китае, например, подозреваемому в преступлении предлагалось набрать в рот сухого риса и выслушать обвинение. Если крупа оставалась сухой, значит, человек боится разоблачения. Иначе с чего бы у него переставала выделяться слюна?! В Африке подозреваемых просили передавать из рук в руки небольшое птичье яйцо, которое раздавливалось при малейшем нажатии. Предполагалась, что виновный не пройдет испытание и раздавит яйцо. Словом, уже в те далекие времена было замечено, что того, кто не прав, виновен или просто что-то скрывает, выдает само тело.
В начале двадцатого века был создан полиграф (он же детектор лжи) — прибор, определяющий истинность высказывания по физиологическим показателям человеческого тела: частоте пульса, глубине и темпу дыхания и т.д. Однако объективность тестирования на нем до сих пор вызывает сомнения, так как, во-первых, есть люди, умеющие сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, а во-вторых – прибор может лишь зафиксировать степень волнения проверяемого, но не в состоянии определить причину фиксируемых изменений.
Применять полиграф в повседневной жизни не будешь. Только представьте: для того чтобы понять, обманывает ли вас муж, его нужно подключить к детектору лжи. Абсурд! Поэтому на смену колдунам и сложному устройству пришла психологическая теория лжи. Ее основатели взяли за основу тот факт, что ложь – это явление, противоречащее природе человека, а значит, каким-то образом обнаруживающее себя – через мимику, жесты, позы. Мы можем пытаться вести себя естественно, однако наше бессознательное все равно будет передавать собеседнику сигналы, опровергающие истинность сказанного, в виде непроизвольных жестов, покашливания, частого глотания, касаний носа или мочки уха, сжимания и разжимания пальцев и т. п.
В то же время ни один из невербальных признаков не может иметь самостоятельного значения. Например, многие считают, что когда человек лжет, он отводит глаза в сторону. Кто-то, возможно, так и делает, однако далеко не все. Многие лжецы и манипуляторы смотрят прямо в глаза собеседнику, когда пытаются его обхитрить. Да, прямой взгляд в глаза – тоже один из невербальных признаков лжи.
Что остается? Остается продолжать слушать, что говорят окружающие, но обращать внимание на то, как они это делают и какие слова используют при этом. Конечно, сделать лингвистический анализ речи способен только профессионал, однако существуют зацепки, позволяющие сформировать первоначальное представление о собеседнике любому из нас.
Три повода для сомнения
Безупречная речь. Всегда приятно общаться с человеком, который ровно излагает свои мысли. И, напротив, косноязычный собеседник часто вызывает неприятие. Когда мы с трудом можем уловить смысл сказанного, нам хочется побыстрее закончить разговор. Однако сбивчивая речь может быть признаком сильного волнения, в то время как безупречная – иметь скрытую цель. Отрепетированный монолог вычислить несложно. Он монотонен, и в нем практически нет слов-паразитов. Вот только те, кто в совершенстве владеет манипулятивными практиками, тоже знают об этом, поэтому специально нарушают стилистику высказывания, используют просторечные выражения, делают вид, что подбирают нужное слово. И вот вы уже не сомневаетесь, что собеседник говорит без подготовки.
Оговорки в речи. Зигмунд Фрейд полагал, что оговорки – это не просто речевые ошибки, это «окошки» в глубинное человеческое подсознание. Однако распространенность его теории не дает нам права связывать все «лишние» слова, сказанные человеком, с его тайными помыслами. У вашего собеседника масса причин для оговорок. Например, он может осознанно лгать вам. Чтобы нигде «не споткнуться», он будет говорить спокойно и неэмоционально, а если все-таки ошибется, то тут же исправится, будто был начеку. А вот еще один пример: муж расхваливает новое платье жены и вместо слов «отличная покупка» говорит «отличная подача». Очевидно, мужчина не пытается врать, и уж точно дело здесь не в его глубинных переживаниях. Он просто является формальным участником неинтересного для него процесса. Все его мысли в этот момент заняты совершенно иным – воспоминаниями ярких моментов прошедшего матча.
Замысловатость речи. Вероятно, многим приходилось общаться с человеком, который выстраивает длинные предложения и приводит цитаты исторических личностей в подтверждение своих слов. Диалог с искусным оратором может получиться весьма занимательным, однако не спешите записывать его в приятели. Для начала попытайтесь понять, что за человек перед вами. Сложные речевые обороты, непонятные термины, красивые иностранные слова, добавьте к этому привлекательную внешность и умение держать себя в обществе – и получите образ героя известной советской комедии «За двумя зайцами». Помните, у умного человека нет привычки транслировать свои знания там, где это неуместно. Если ваш собеседник продолжает использовать заумные фразы, несмотря на ваше явное недоумение, он всего лишь стремится создать иллюзию своего интеллектуального превосходства.
Как ни странно, молчание – тоже знак коммуникации. В очень редких случаях оно является признаком достижения гармонии между людьми: когда рядом друг с другом комфортно без слов. Однако, как правило, долгие паузы в диалоге создают напряженную атмосферу, и если их много – это сигнал отсутствия свободы в общении.
Я знаю, что тебя тревожит!
Когда человек о чем-то рассказывает, он дает информацию не только о предмете разговора, но и о том , какой он сам и что для него по-настоящему важно. Поэтому психологов учат обращать внимание не на то, что говорит клиент, а на то, как он это делает. К слову казать, с детства нас учат ровно противоположному: слушай, что человек говорит!
Прежде всего, следует обращать внимание на то, с какой темы начинает разговор собеседник. В мире множество вещей, но почему-то сейчас вам решили рассказать именно о том, о чем рассказывают. Возможно, человека «распирает» поговорить об этом («с чего бы ни был начат диалог, все сводится к бабам») или, напротив, выбранная тема представляется ему наиболее «безопасной» («не надо о личном, это слишком больно»).
Для чего-то некоторые слова люди выделяют интонацией. Поэтому вещи, при описании которых она появляется, стоит мысленно отмечать. Например, женщина может с насмешкой в голосе рассказывать о своем хобби, потому что не уверена, что имеет право на свое увлечение. Впрочем, обращать внимание следует и на все, сказанное с безразличием в голосе. Человек явно не хочет заострять внимание на затронутой теме. Согласитесь, фразы «начались пьянки» и «Вася начал пить» звучат совершенно по-разному.
Желая уточнить что-то, лучше делайте это косвенными методами. избегая прямых вопросов. Существует такое понятие, как «социально желаемые реакции». Это значит, что на некоторые вопросы человек склонен давать «правильные» ответы: «Конечно, я люблю свою жену», «Я обожаю маленьких детей», «Я уважаю своего начальника» и т. д. Задаешь прямой вопрос – собеседник слегка напрягается и выдает ответ, которого от него ждут и которой не выставит его в дурном свете. Ну и зачем такой диалог, исход которого и так известен? Если вы в пятый раз пытаетесь уточнить что-то, а человек все равно уходит от ответа – это точно неспроста!
Ну и, конечно же, отношение человека к обсуждаемой теме выдают невербальные характеристики: жесты, экспрессия, интонация, выражаемые эмоции. Например, о любимой собачке женщина не может рассказывать без улыбки, а при разговоре о муже у нее появляется напряжение в голосе. При этом важно понимать, что невербальные проявления указывают на точки напряженности в общении, не более того. Собеседница может поменять голос, когда тема зашла о муже, лишь потому, что он попал в непростую ситуацию, или потому, что ревнует его к свекрови.
Безошибочно «читать людей» умеют только герои сериалов. Психологам же приходится бесконечно переспрашивать и уточнять. В поведении человека легко уловить только сигнал, что «что-то не так», а что именно скрывается за отчетливо изменившейся интонацией, видимым напряжением или нежеланием вдаваться в подробности, угадать невозможно.
Если вы хотите больше знать о саморазвитии и привычках, рекомендуем вам установить мобильное приложение "My Way - трекер привычек" (ссылка на приложение в AppStore, ссылка на приложение в Google Play), в котором мы рассказываем подробно о том, как работают наши привычки. Вы найдете в нем и удобный трекер ваших преобразований, и инструменты поддержки, которые так необходимы чтобы не сбиться с курса. А еще действует акция для первых 20.000 подписчиков.