Серафим в переводе с древнееврейского означает «пламенный». Именно такой и была его вера...
Родился Святой в Курске, в благочестивой семье богатого купца, владельца кирпичного завода Исидора Мошнина, 19-го июля 1759 года и был наречён родителями Прохором. Уже с детских лет стало ясно, что мальчика оберегают Высшие силы, что он избранник Божий. Так, будучи ещё совсем маленьким, когда ему было всего семь лет, Проша вместе с матерью, Агафьей Мошниной поднялся на колокольню нового храма во имя преподобного Сергия, которую начинал строить его отец, а после его смерти дело продолжила мама. На самой высоте, мальчик перевесился через перила, не удержался и упал. Испуганная мать с ужасом побежала вниз. Каково же было её удивление, когда она нашла его целым и невредимым. А вот другой случай... Примерно через три года мальчик сильно заболел. Все думали, что Проша не выживет. И тут во сне к нему явилась сама Богородица и сказала, что скоро придёт и излечит его. Так и вышло. Вскоре, прямо по их улице шел крестный ход с иконой Богородицы «Знамение». Мать вынесла сына на руках, чтобы он приложился к чудотворной иконе, и Прохор быстро начал поправляться.
Всё чаще мальчика видели за чтением духовных книг. А через несколько лет он заговорил о желании стать монахом. Мать благословила сына медным крестом. Этот крест он носил на себе всю жизнь.
20-го ноября 1778 года Прохор вступил в Саровскую обитель, где поначалу находился в послушании у старца Иосифа, усердно выполняя все поручения. В свободные же часы он уходил в лес, где предавался молитве. Здесь он совершал правило, которое дал ему сам Ангел Господень.
Это правило включает: Трисвятое, Отче наш: Господи, помилуй, 12 раз. Слава и ныне: приидите поклонимся – трижды. Потом читал псалом 50, Сто раз : Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, Достойно есть и отпуст.
А в 1880 году Прохор заболел, предположительно водянкой. Всё его тело распухло. Все думали, что он умрёт. Его исповедали, причастили. И снова чудо. Окружающие были поражены его скорому исцелению! Сам Серафим рассказывал, что ему явилась Пресвятая Дева и сказала : «Этот Нашего рода!»
Серафим вспоминал:
«Правую-то ручку, радость моя, положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл; и этим-то жезлом, радость моя, и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление, матушка; вода-то вся в него и вытекла, и спасла Царица Небесная убогого Серафима»...
Через восемь лет 13-го августа 1786 года, послушник Прохор принял постриг и возведен в сан инока. А когда Серафиму исполнилось 39 лет, и монастырское начальство, видя, что он по своему усердию в любой доверенной работе и молитве намного выше других братий, ходатайствовало о возведении его в сан иеромонаха.
Он видел то, чего другим видеть было невозможно - Ангелов, присутствующих на службе в храме, и даже самого Господа Иисуса Христа, который шел по воздуху от западных дверей храма. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге не мог сойти с места.
Он постоянно стоял на молитве, отдыхая лишь немного во время ночи, хотя и по ночам он много молился. Дошло до того, что у отца Серафима распухли ноги, открылись раны. Ему тяжело было совершать службы. Конечно, ему следовало бы просить у настоятеля благословения удалиться в больничные келии, а не в пустыню. Но святой избрал более тяжелый путь, всецело уповая на Бога. Он почувствовал, что ему необходимо поселиться в пустыньке, так как именно это было его назначением свыше.
25 ноября 1825 года сама Матерь Божия явилась ему во сне и повелела старцу выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, нуждающиеся в наставлениях, утешении и исцелениях.
Двери кельи его стали открыты для всех – с раннего утра и до вечера. Старец видел сердца людей, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Огромное количество чудес происходило по его молитвам!
Во время своего подвижничества отец Серафим постоянно носил одну и ту же убогую одежду: белый полотняной балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы, лапти и поношенную камилавку. На балахоне висел материнский крест, а за плечами он носил сумку, в которой лежало Евангелие. На обоих плечах висели тяжелые вериги. В холодную пору он сам топил келию, колол дрова, а иногда добровольно терпел холод и мороз. Летом возделывал землю, сажал овощи, собирал мох с болот. И всегда Святой работал с молитвой.
Поначалу питался хлебом, который брал с собою из монастыря по воскресеньям, на целую неделю. Есть предание, что из этой недельной порции хлеба большую часть он отдавал животным и птицам, которые очень его любили и посещали место его молитв. Позже он приучил своё тело к такому воздержанию, что питался только одними овощами своего огорода. А в пост не ел совсем до самого причащения.
Дьявол всячески пытался искушать Святого. Однажды, во время молитвы он услышал за стенами страшный вой. Потом бесы сломали дверь келии, выбили косяки и бросили к ногам молящегося старца толстый кряж, который после с трудом выносили из келии аж восемь человек. В другой раз, во время стояния на молитве, ему представлялось, что келия его разваливается на четыре стороны и что к нему со всех сторон рвутся страшные звери с диким и яростным рёвом и криками. Или видел явно прямо пред собой открытый гроб, из которого вставал мертвец.
Старец не поддавался дьявольским страхованиям. А тот воздвигал на него жесточайшие нападения. Он поднимал тело его на воздух и оттуда с такою силою ударял об пол, что, если бы не Ангел-Хранитель, кости от таких ударов могли бы сокрушиться. Но и этим не одолел старца. Действовал сатана и через злых людей.
Слава об удивительном святом старце Серафиме, который живет совершенно необыкновенной жизнью и чудесах, происходивших по его молитве распространилась далеко за пределами монастыря. К нему приходили и простые люди из ближайших сёл, и знатные особы со всей страны. И каждому страждущему он помогал... "Радость моя" - обращался он ко всем, независимо от пола, возраста или положения в обществе... Вскоре поползли слухи о том, что у старца есть много денег, раз он принимает богачей...
12-го сентября 1804 года отец Серафим рубил дрова в лесу. К нему подошли три человека. И нагло стали требовать деньги, говоря, что «к тебе ходят мирские люди и деньги носят». Старец ответил им: «Я ни от кого ничего не беру». Тогда, один из бандитов накинулся на него сзади, хотел свалить, но вместо этого упал сам. Злодеи оробели, но не отступили. Отец Серафим был высокого роста, имел большую физическую силу да ещё и был вооружён топором, мог бы и обороняться. Но он не стал сопротивляться, опустил на землю топор и кротко сложивши крестообразно руки на груди, сказал: «Делайте, что вам надобно», решив уповать на Господа.
Тогда один из бандитов, обухом его же топора ударил отца Серафима по голове. У того изо рта и ушей хлынула кровь. Он упал на землю, потеряв сознание. Злодеи связали его верёвками и бросили в сенях. Несметных богатств в его убогом жилище они так и не нашли...
Позже, нападавших нашли, но Серафим просил не наказывать их. Разбойников отпустили. А их настигло наказание свыше. Сгорели их дома.
Около пяти месяцев провёл святой в монастыре на излечении. А потом снова вернулся в лес.
Скончался святой преподобный Серафим Саровский 2 января 1833 года. Его нашли в молитвенном положении перед его любимым образом Богородицы «Умиление». - (здесь ссылочка на мою публикацию об этой чудотворной иконе)))
Последними его словами были:
«Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».
Почти через 70 лет, в 1903 году его причислили к лику Святых... Тогда тысячи людей почтили открытие мощей преподобного Серафима, который предсказывал дивеевским монахиням: «Среди лета запоёте Пасху».
До нас дошло ещё одно удивительное пророчество преподобного Серафима, сказанное императору Александру I. Старец предрекал:
"Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и самодержавия, но Бог Царя возвеличит".
Действительно, личное участие Николая II сыграло решающую роль в канонизации Преподобного. На его прославлении присутствовал он сам и многие представители августейшей фамилии. Документальные свидетельства очевидцев подтверждают невероятное количество исцелений в это время. А ещё, говорят, что при перенесении мощей отца Серафима в новую раку, от них разлилось чудесное благоухание.
В дни Саровских торжеств императорская чета посетила Елену Мотовилову, муж которой был духовным чадом отца Серафима. Она бережно хранила уникальную реликвию – письмо святого, адресованное четвёртому государю, который приедет в Саров, каковым и являлся Николай II. Доподлинное содержание того письма осталось в тайне. Но известно, что, прочитав его, государь расплакался и оставался безутешным, несмотря на уговоры близких о том, что Серафим Саровский хоть и святой, но мог ошибаться. Говорят, в письме содержались предсказания о трагической судьбе царской семьи и потрясениях, ожидающих Россию.
Н.А.Мотовилов – человек, ныне широко известный среди православных, как собеседник Преподобного, оставивший записки, в которых излагал содержание своих бесед со старцем. После его смерти, жена передала коробку с рукописями мужа С.А. Нилусу, который их и опубликовал.
Княгиня Н.В. Урусова вспоминала, что видела ту записку в 1918 году у графа Ю.А. Олсуфьева, с которым встречалась тогда в Сергиевом Посаде. Из этой записки запомнилось ей предречение Преподобного. По её словам, в нём говорится :
«До рождения антихриста произойдет великая и продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужасное: бунты разинский, пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».
Известны слова, не раз сказанные святым инокиням:
«До антихриста не доживете, а времена антихристовы поживете».
Это может пониматься, как предсказание наступления времени гонений, которые полностью сбылись после революции 1917 года.
Говоря же, о временах, предшествующим уже концу мира, святой Серафим говорил о расширении обители, ее росте её благосостояния, но на очень короткое время.
"Затем всех христиан ждут такие гонения, что «Ангелы едва будут успевать брать души». А когда придет сам антихрист, войти в монастырь не сможет, ибо Канавка будет вам стеною до небес".
Речь идет о Святой Канавке вокруг монастыря, называемой «стопочками Царицы Небесной», которую выкопали сёстры по указанию явившейся к Серафиму самой Пречистой Девы. 25 ноября 1825 года Богородица явилась Святому в лесу и повелела взять из первоначальной общины восемь сестер, которых назвала по именам. Благословила построить два храма, мельницу и оградить эту новую общину канавкой. Говорят, что каждую ночь Матерь Божия молится на этой Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». И прежде, чем о чём то попросить, читают молитву 150 раз, как указывал Серафим.
Пресвятая Богородица обещала быть Игуменьей Дивеевской обители и Сама дала новый устав, который до этого нигде еще не существовал. Старец выполнил возложенное на него послушание:
«И камешка одного я, убогий Серафим, самопроизвольно у них не поставил!»
Существуют и предания о том, что преподобный Серафим предсказывал своё воскрешение накануне конца мира, как он, наяву оживший, станет проповедовать всемирное покаяние, вернувшись в Дивеевскую обитель. Источником подобных легенд являются те самые «Записки» Н.А.Мотовилова, и его письма к императору Николаю I. Но, говорил ли это сам Святой, или это домыслы Мотовилова, неизвестно. А вот что говорил Серафим Саровский Дивеевским сёстрам:
«…То будет диво, так диво, как грешная плоть убогого Серафима из Сарова в Дивеево перенесется»...
Вот это уже сбылось.
Случилось это 1 августа 1991 года, когда мощи Саровского подвижника были обретены второй раз и перенесены в Дивеевский монастырь.
До этого, мощи святого считались утерянными. В 1927 году мощи были изъяты из Саровского монастыря и вывезены в неизвестном направлении. Нашли их случайно. В запасниках музея атеизма и религии производилась опись. Нашли останки, никем не зарегистрированные. Вместе с этими останками, на перчаточке была обнаружена надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!». Косточки осмотрели специалисты. По многим признакам, в том числе по обнаруженным травмам костей, решили, что это и есть мощи преподобного Серафима Саровского.
6 февраля 1991 года святые останки отправили на поезде из Ленинграда в Москву. И хотя всё делалось тихо, без огласки, проводить преподобного собралось огромное количество верующих. Когда поезд с мощами Серафима тронулся, все, кто был на вокзале, в это время опустились на колени... На протяжении всего пути люди шли навстречу Серафиму.
Его молят об исцелении, о защите от врагов, о счастии в семейной жизни и избавлении от бед и проблем. Каждому святой помогает...
Множество подвигов и чудотворений совершил Серафим Саровский на протяжении своей жизни. По его молитве исцелялись даже умирающие, становились праведниками, отказывлись от мирских благ и уверовало множество народа...
Святой батюшка Серафим, моли Бога и о нас, грешных...