Сюжет. Команда небольшого американского буксира, попав в эпицентр шторма, обнаруживает дрейфующее российское научно-исследовательское судно. На борту они находят девушку, которая оказывается единственным выжившим членом экипажа. Вскоре они обнаруживают, что инопланетная энергетическая разумная форма жизни завладела корабельными компьютерами и начала при помощи корабельного оборудования производство роботов, с помощью которых она может взаимодействовать с окружающим миром, и намерения у неё не самые мирные.
Чак Пфаррер написал сценарий этого фильма ещё в начале 90-х, и когда, после успешного проката, снятого Сэмом Рэйми по его сценарию "Человека тьмы" (Darkman, 1990), студия Universal заключила с ним контракт на три фильма, он предложил его им в качестве одного из возможных вариантов. Из-за обилия сложных спецэффектов и, соответственно, большой дороговизны его производства Universal ответила решительным отказом. Тогда Пфаррер, чтобы его труды не пропали зря, решил продать историю молодой компании по выпуску комиксов Dark Horse Comics, специализировавшейся на мрачных историях в жанрах ужасов, научной фантастики и тёмного фэнтези.
Dark Horse очень понравилась придуманная Пфаррером история и она решила выпустить её в виде четырёх графических новелл, первая из которых была опубликована 1 декабря 1992 года, а заключительная - 1 августа 1993 года. Комикс пользовался большой популярностью и разошёлся тиражом 400 тыс. копий. И Пфаррер некоторое время спустя вновь пришёл к Universal с предложением поставить этот фильм, принеся в этот раз с собой все четыре изданные по нему комикса. В этот раз студийные боссы уже проявили заинтересованность и попросили его переработать сценарий с учётом прошедшего времени и их пожеланий.
Продюсированием проекта занялась Гейл Энн Хёрд, первая жена Джеймса Кэмерона, с которой они вместе делали первых двух "Терминаторов", "Чужих" и "Бездну".
В качестве режиссёра студия решила пригласить знаменитого мастера по спецэффектам Джона Бруно, который работал с Кэмероном и Хёрд над "Бездной" и вторым "Терминатором". Когда Бруно вместе с Кэмероном работал над короткометражкой "Terminator 2 3-D" для парка развлечений Universal Studios во Флориде, студия попросила его помочь со спецэффектами к их многострадальному проекту "Водный мир" (Waterworld, 1995). Бруно отказываться не стал и в благодарность за это, а также за значительное увеличение посещаемости их парка после премьеры аттракциона "Terminator 2 3-D", студийные боссы предложили ему пост режиссёра нового проекта Хёрд.
Бруно взял с собой сценарий для ознакомления, но в тот же день ему позвонил Кэмерон и сообщил: "Мы будем погружаться к «Титанику». Но никому об этом не говори, ни Гейл, никому." Так что Бруно собрался, взял с собой сценарий и уехал вместе с Кэмероном в канадский город Галифакс, в провинции Новая Шотландия, где они должны были встретиться с российским научно-исследовательским судном "Академик Келдыш" и подготовить к спуску подводные аппараты "Мир" в рамках их первой экспедиции на "Титаник".
А когда Бруно уже был посреди Атлантического океана, ему по спутниковой связи позвонила Хёрд и прямо спросила, собирается ли он стать режиссёром "Вируса". Бруно согласился. Он поделился этой новостью с Кэмероном и тот дал ему совет: "Перенеси в него свой собственный опыт. В комиксе "Вирус" исследовательское судно было китайским, а ты сделай его русским и с русским экипажем. Ты уже знаешь их имена. Знаешь, кто они такие."
Вернувшись в Лос-Анджелес Бруно вместе с Хёрд отправились на окончательную встречу с боссами студии, чтобы они утвердили его назначение в качестве режиссёра. И, по словам Бруно, там ему очень пригодился полученный морской опыт в ходе экспедиции к «Титанику». Там же он поделился и своими мыслями об изменении некоторых сюжетных элементов, на которые его надоумил Кэмерон. Все эти идеи продюсерам очень даже понравились и они наняли сценариста Денниса Фельдмана ("Особь", 1995), чтобы он переписал с их учётом сценария Пфаррера.
Бюджет у фильма хотя и был весьма приличным для того времени - $75 млн., но всё равно его не хватало для тогда ещё дорогостоящих компьютерных эффектов, поэтому было принято решение всех роботов в фильме делать по старинке при помощи практических эффектов. Самым большим из них стал Голиаф, высота которого составила 4,2 метра, а управлялся он при помощи гидравлики 12 операторами. Но всё же в некоторых сценах, когда было необходимо заставить робота двигаться очень быстро и взаимодействовать с тяжёлыми предметами, была использована его компьютерная версия.
Поскольку почти весь бюджет фильма на этапе планирования был распределён на спецэффекты, то о том, чтобы приглашать на главные роли крупных голливудских звёзд не было и речи. Решили взять хорошо узнаваемых жанровых актёров, популярность которых была уже давно не на пике. Так три главные роли в фильме были отданы звезде "Хеллоуина" Джейми Ли Кёртис, популярному в 70-х и 80-х Дональду Сазерленду, который в девяностых уже отошёл либо к главным ролям во второсортных фильмах, либо к второстепенным в крупных проектах, и одному из представителей четы Болдуинов - Уильяму, самыми большими достижениями которого к тому времени были одни из главных ролей в эротическом триллере "Щепка" (Sliver, 1993) с Шэрон Стоун и остросюжетном триллере "Обратная тяга" (Backdraft, 1991) с Куртом Расселом. Ну и звезду второсортных фильмов ужасов 90-х Джоанну Пакулу ("Чернокнижник 2: Армагеддон", 1993) ещё пригласили.
Съёмки фильма проходили в течение 97 дней с 30 января по 7 июня 1997 года на борту корабля спутникового слежения за управляемыми ракетами "Генерал Хойт С. Ванденберг", который был выведен из состава резервного флота Джеймс Ривер в штате Вирджиния и отбуксирован на верфь Colonus в Норфолке, штат Вирджиния, для переоборудования. Художественный отдел покрасил используемые для съёмок его части: палубы, носовую часть, наружный левый борт корпуса и корму.
В Бербанке, Калифорния, был построен волновой резервуар специально для съёмок 15-метровой миниатюры корабля, которая была переделана из половины миниатюры корабля из "Бездны" - "Бентик Эксплорер", у которого корпус был катамаранного типа. По окончании съёмок "Бездны" эта модель была продана, однако Бруно удалось её отыскать на каком-то складе в пустыне Мохаве и выкупить за $4000. Вторая половина "Бентик Эксплорер", к слову, была впоследствии использована для съёмок фильма "Другой мир 2: Эволюция" (Underworld: Evolution, 2005).
Премьера фильма состоялась 15 января 1999 года и это был полный провал по всем параметрам. Сборы этого $75-миллионного фильма на родине составили всего $14 млн., ещё около $16,5 млн. принёс международный прокат, что не покрыло и половину вложенных на его производство средств и это ещё без учёта расходов на рекламу. Отзывы критиков были и того хуже - на Rotten Tomatoes у фильма 12% свежести на основании 47 рецензий, все ругали его за абсолютную вторичность и отсутствие какой-либо динамики в сюжете, однако при этом все отмечали хорошие спецэффекты.
Джейми Ли Кёртис так высказывалась об этом фильме: "Роб Райнер на свой 40-й день рождения устроил вечеринку "самых больших неудач", на которую все принесли нарезку своих провалов... Роб играл хиппи в сериале "Гомер Куча, морпех" (Gomer Pyle, U.S.M.C., 1964–1969), где пел песню "Blowin' in the Wind" [Боба Дилана]... "Вирус" настолько плох, что это шокирует... Это было величайшим д***мом за всё время... Это просто ужасно... Единственная веская причина сниматься в плохих фильмах, потом, когда у твоих друзей будут [плохие] фильмы, ты можешь сказать: «Ааа, у меня есть самый лучший». Я всегда называю «Вирус»."
Однако со временем появились фанаты, пускай и не очень многочисленные, и у этого фильма, а в 2017 году американская компания Scream Factory выпустила отличное издание его на Blu-Ray, с очень неплохой картинкой, звуком и приличным набором специально записанных для этого издания дополнительных материалов.
Помню впервые я посмотрел его в год выхода ещё на одной из пиратских видеокассет, это был кошмар - какая-то невразумительная возня в трюмах, в которой мало что можно было рассмотреть. Для меня тогда стало откровением, что фильм про оживших роботов, убивающих всё живое, и с бюджетом $75 млн., может быть настолько плох. Недавно я решил его пересмотреть, и надо сказать, в этот раз он выглядел уже немного лучше, в основном благодаря хорошему качеству картинки, в которой наконец-то можно было рассмотреть в деталях всю проделанную мастерами по спецэффектам работу, и ностальгии по фильмам того времени, но всё равно язык назвать этот фильм хорошим у меня не поворачивается.
В сети мне попадалась копия с немецкого Blu-Ray вышедшего в 2012 году, изображение на котором, судя по отзывам, было немного хуже чем у американского издания 2017 года, и WebDL-Rip с одного из зарубежных VOD-сервисов в формате Open Matte (без чёрных полос сверху и снизу экрана). Я предпочитаю оригинальное кинотеатральное соотношение сторон, поэтому рекомендовал бы выбирать Blu-Ray копию. Из переводов попадались - дубляж от Мосфильма, с которым фильм шёл в наших кинотеатрах в далёком 1999 году, несколько многоголосок от различных ТВ-каналов в разное время выпускавших его в своём эфире, авторский перевод от Андрея Гаврилова, с которым студия West выпускала фильм на лицензионных видеокассетах, и ещё одна авторская дорожка от Юрия Живова. Я бы предпочёл версию Гаврилова, она вроде есть в двух вариантах, первый для пиратских видеокассет, а второй для лицензионных от компании West.