Найти тему
Евразия.Эксперт

Фантомная евроинтеграция: чего ЕС требует от Молдовы в обмен на членство в союзе

Фото: realitatea.md
Фото: realitatea.md

29 июля 1994 г. в Молдове была принята Конституция, которая провозгласила постоянный нейтралитет страны. Однако власти сегодняшней Молдовы хотят избавиться от этого положения ради «европейского пути». Судя по шагам руководства страны, антироссийский курс в Кишиневе считают важным условием для вступления в клуб западных стран. Большая часть граждан против вступления республики в НАТО и не поддерживает разрыв связей с Россией. Однако молдавским властям не впервой игнорировать мнение населения. Они уже пренебрегли и им, и положениями Конституции, «переименовав» государственный язык в румынский. Окупится ли такое рвение администрации президента Майи Санду, и чего еще ЕС потребует от Молдовы в обмен на членство, разобрала доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.

Европейский вектор: инструмент политики ЕС

Глава Евросовета Шарль Мишель обратился к членам ЕС с просьбой составить рабочий план по вступлению в союз Украины, Молдовы и стран Западных Балкан. Данное обращение носит откровенно заказной политический характер.

Во-первых, указанные страны принадлежат разным регионам и имеют совершенно разную историю взаимодействия с Евросоюзом. Во-вторых, эти страны уже несколько лет ожидают полноценного членства, подписав в разное время соглашения с ЕС. Да и перед глазами у всех пример Турции, которая за 24 года так и не была приглашена в «общий европейский дом».

В этом контексте вступление в ЕС превращается в долгий «европейский путь», а на этом пути многое может случиться. Да и куда он приведет – сейчас тоже вопрос нелегкий. В конце концов, и критерии для полноценного членства никто не отменял.

Ситуация на Украине и сопротивление России диктату Запада все изменили: теперь Брюсселю действительно необходимо получить более четкое и понятное представление о позиции всех стран, с которыми он сотрудничает. Он нуждается в том, чтобы они сделали выбор, с кем они в одной лодке в разворачивающемся глобальном противостоянии. Отсюда и требования стран-кандидатов к Брюсселю быстрее принять решение об их вступлении.

Громкие требования, скромные возможности

Особенно сильно раздаются такие голоса из правительств Украины и Молдовы. При этом в Брюсселе стали осознавать, что для поддержания авторитета в обществе стран-кандидатов к теме вступления придётся обращаться чаще и регулярнее. Хотя простое обсуждение проблем и проведение комиссий и семинаров вряд ли ускорит данный процесс.

Все видели, к каким последствиям иногда приводит евроинтеграция. Но страны-кандидаты, сообщая об «угрозах от России», начали активно требовать решить вопрос о членстве. Удивительно, но эти страны хотят запрыгнуть на корабль, с которого уже сбежала Великобритания, не желавшая выполнять обязательства ЕС, например, по приему беженцев.

Неужели аналогичные и другие обязательства смогут взять на себя указанные страны-кандидаты? Вряд ли. Особенно странно, что этот вопрос активно ставила Молдова, которая получила статус кандидата только в июне 2022 г., хотя Соглашение об ассоциации и углубленном сотрудничестве было подписано еще в 2016 г.

Очевидно, после 2004 г. уже не действует ускоренный процесс вступления в общий рынок. А ЕС важнее прельщать страны-кандидаты будущей евроинтеграцией, как можно сильнее затягивая процесс, чем включить в свой состав бедные и разрушенные экономики и конфликтные общества. Так он добивается от них выполнения своих требований, укрепляет свои экономические и политические позиции в новых регионах.

Европейский вектор Молдовы

С 2014 г. Молдова начала выполнять требования реформ, апеллируя, что только в рамках ЕС сможет стать демократическим государством. «Мы хотим жить в мире, процветании, быть частью свободного мира. В то время как некоторые решения требуют времени, другие нужно принимать быстро и решительно, используя возможности, которые дает меняющийся мир», – заявила президент Майя Санду. Примечательно, что она обещала выполнить все требования Брюсселя уже к середине 2023 г. Середина года наступила, а вопрос вступления пока был только обозначен для обсуждения.

Еще в 2014 г. в Брюсселе отметили, что вступление в ЕС займет несколько лет. Прежде чем стать членом союза, страна должна полностью адаптировать свое право к коммунитарному праву и выполнить разнообразные требования, вплоть до проведения реформ в различных секторах. Вряд ли в текущих условиях и финансовых ограничениях Молдова сможет выполнить все требования. Однако Брюссель вынужден периодически подтверждать, что помнит о Молдове.

На встречах Молдовы и Совета ЕС в 2018 и 2019 гг., тем не менее, отмечалось, что стране предстоит сделать еще больше шагов, особенно в таких сферах как право, свобода и безопасность. Ей предписывалось провести судебную реформу и заняться борьбой против коррупции и отмывания денег. Но при этом Совет подтвердил, что Молдова «смело идет по пути кооперации» в сфере энергетики.

На встрече ЕС-Молдова в 2021 г. сохранили приоритет все те же темы, однако к ним добавилась тема рисков, связанных с Приднестровьем. В этом году Молдову снова похвалили за развитие энергетики, в частности, за синхронизацию молдавских электросетей с континентальными европейскими и украинскими сетями.

Конституционный вопрос

Седьмая встреча представителей Молдовы и Совета ЕС состоялась 7 февраля 2023 г. На этой встрече обсуждали политический диалог и реформы, экономическое и энергетическое партнёрство, торговлю и сотрудничество в сфере внешней политики и политики безопасности, необходимость солидаризации с Украиной. Данная встреча является знаковой, так как именно на ней Молдова выступила уже в качестве кандидата.

При этом на последней в 2023 г. двусторонней встрече, которая прошла 23 марта, Совет ЕС подтвердил, что продолжит оказывать Молдове поддержку для «усиления сопротивления России», «улучшения безопасности» страны, стабильности и развития экономики в рамках евроинтеграции.

21 мая 2023 г. власти страны организовали митинг для подтверждения европейского выбора, на котором присутствовали многочисленные представители Брюсселя. Митингующие даже предложили внести вступление Молдовы в ЕС в Конституцию страны. Ранее подобное мероприятие прошло в 2014 г.

Само название митинга, «Европейская Молдова», вызывает удивление. Разве Молдова – не европейская страна, даже если не входит в Евросоюз? Оппозиционная партия «Шор» организовала в ответ свои многотысячные протесты с требованием провести референдум по вопросу о внешнем векторе страны и нейтральном статусе.

***

На практике, как мы видим, речь идет не столько о пути в ЕС, сколько о пути в Румынию. А Румынию представляют в роли притягательной для молдаван страны именно и только потому, что эта страна – член Евросоюза. Неудивительно, что европейский вектор уже привел к переписыванию учебников истории Молдовы, превратившейся в историю Румынии. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении молдавского языка, которому открыто отказывают в праве на существование, называя румынским.

Очевидно, румынизация была выбрана как инструмент европейского вектора. Как бы на европейском пути Молдова окончательно не потеряла свою субъектность, а европейский вектор не привел Молдову к окончательному превращению в Румынию. Да и вряд ли в иных условиях Молдова действительно станет частью ЕС.

Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ