"Автор, что за глупый вопрос! Важно научить ребенка тому и другому: и доводить начатое дело до конца и делать его хорошо". Согласна, на первый взгляд может показаться, что любого ребенка нужно учить и тому и другому. Но есть одно НО! О нем и поговорим в этой статье.
Если не задумываться над этим вопросом, то кажется что и то и другое одинаково важно прививать любому ребенку.
Но если хорошенько присмотреться, то есть дети, которых важнее научить доделывать начатое дело, пусть даже не идеально. А есть те, внимание которых нужно обращать на качество исполнения, пусть даже ребенок не сделает его до конца.
Как узнать, какому ребенку на что лучше обращать внимание? Ответ кроется в особенностях нервной системы. У каждого человека есть 3 основные свойства нервной системы: сила нервных процессов, подвижность, то есть их переключаемость, и уравновешенность, то есть баланс между торможением и возбуждением.
Эти свойства нервной системы в разных комбинациях образуют 4 типа темперамента, который не зависит от воспитания, потому что дан ребенку от природы. Итак, 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Разбирать подробно каждый вид в этой статье мы не будем, а посмотрим на них с точки зрения нашей темы. Ребенка с каким видом темперамента важнее научить доводить дело до конца, а какого важнее научить делать дело хорошо.
Какого ребенка нужно учить делать дело хорошо
Давайте поговорим о сангвиниках и холериках. Это дети, которые по типу темперамента имеют сильную и подвижную нервную систему. Отличие между ними только в уравновешенности, у холериков баланс между торможением и возбуждением нервных процессов перевешивает в пользу последнего. Это дети, которые легко берутся за новые дела, быстро их делают и с удовольствием начинают что-то новое.
Ребенок взял раскраску, тремя штрихами закрасил рисунок, оставив там много белого, и перелистнул страницу. Знакомо? Как правило дети сангвиники и холерики доделывают дело до конца, но не особо переживают за качество исполнения. Они легко переключаются на следующее дело.
Именно таким деткам и следует больше обращать внимание на то, чтобы сделать дело хорошо! "Посмотри как много белого осталось, закрась, пожалуйста, остальное пространство. А то мячик будет грустить, что он не полностью красный".
Важно помнить! Дети делают дела не идеально не потому что они такие безалаберные или вредные, они просто по своей природе любят менять свои занятия, делать разное и бывает даже много всего одновременно. Они легко переключаются благодаря подвижности их нервной системы, а сила нервных процессов позволяет им не утомляться очень быстро.
Возможно вы возразите, что сангвиники и холерики наоборот бросают начатое и хватаются за новое дело. Но дело в том, что для этих детей наполовину сделанное дело является законченным. Этот наполовину раскрашенный мяч выглядит нормально. Этот недовязанный до нужной длины браслет пойдет для куклы, а не для мамы. Этот криво написанный текст, готовая домашняя работа. Для таких деток качество не является важным. Для них важен процесс и какой-то результат.
Какого ребенка нужно учить доделывать дело до конца
Давайте поговорим о флегматиках. Это дети с сильной, но малоподвижной нервной системой, из-за чего они медленно переключаются с одного дела на другое. Ребенок флегматик может долго и упорно заниматься чем-то одним, быть погруженным в это дело и делать его очень хорошо.
Такой ребенок может долго и кропотливо складывать мозаику, рисовать или даже просто очень тщательно натягивать колготки, расправляя все складочки на ногах. Дети флегматики умеют делать дела очень качественно, но погружаясь в это, они зачастую не могут переключиться на другое дело, когда пришло время.
Таким деткам следует обращать внимание на время, на то, что лучше успеть сделать дело до конца, пусть даже и не идеально. "Ты можешь закрасить мячик целиком, но штриховкой, так он будет выглядеть легким и воздушным. Зато ты успеешь это сделать за минуту, ведь нужно уже уходить на прогулку".
Важно помнить! Подгонять детей флегматиков не нужно, это их невротизирует. Они не издеваются над родителями, когда делают все медленно, это особенность их нервной системы. Важно обозначить ребенку время и попросить выполнить задание целиком, но не обязательно идеально. Не стоит переживать, что из-за этого они научатся делать дела тяп-ляп. Флегматики будут с удовольствием погружаться в процесс, когда у них будет на это время.
Меланхолик или золотая середина вопроса
А что делать с меланхоликами? А вот тут родителям нужно проявить терпение и гибкость, потому что это слабый, неуравновешенный тип нервной системы, которая еще и не очень подвижна. Детки ранимые и не очень легко переключаются.
Меланхоликов нужно учить и тому и другому в зависимости от ситуации. Где-то разрешить сделать не очень хорошо, но до конца, а где-то попросить постараться над качеством исполнения. В случае с детьми меланхоликами большое значение будет иметь само дело, так как такие дети трудно адаптируются ко всему новому.
Когда ребенок меланхолик только начинает что-то новое, то его лучше ориентировать на то, чтобы он доделал дело до конца. Когда такой ребенок адаптируется к новому занятию, его не будет уже так сильно невротизировать просьба сделать дело лучше.
Учить ребенка делать дело до конца или делать его хорошо, конечно решать родителям. Но знания особенностей нервной системы, помогут лучше понять своего ребенка и в конкретной ситуации сфокусировать его внимание на важных на данный момент вещах.