Сколько нищих в Беларуси? 4% или каждый 4-ый?
Предметом гордости белорусских буржуазных пропагандистов является "исторически низкий" уровень бедности в Беларуси — результат "социально-ориентированной экономики" и мудрого руководства. Ведь и правда, если вы погуглите, то найдете в новостях, что в 2021 г. уровень бедности в Беларуси составил всего 4,1% или 370 тыс. чел., в то время как в США, например, уровень бедности в том же году составлял 11,6% населения или 37,9 млн. чел.
Но если вы начнете внимательно изучать, то обнаружите, что в белорусской официальной статистике даже такого понятие как "бедность" нет. Так что рассмотрим бедность в Беларуси подробнее.
Но посмотрел я тут недавно видео Комолова, где он разбирает методологию подсчета бедности в РФ. И приходит к закономерному выводу о том, что манипуляции с методологией использует российский правящий класс для искусственного занижения уровня бедности. В частности, одну из методологических уловок он видит в том, что при определении бедности используются доходы, а не расходы населения. Еще одной уловкой является искусственное занижение границы бедности. Как оказалось, и в США, и в Беларуси (а до недавнего времени и в РФ), граница бедности привязана к стоимости минимального набора продуктов питания. И если в США граница бедности установлена в 300% от стоимости минимального набора продуктов питания, то в РФ — всего в 200%, а в Беларуси и того меньше — в 183%. Т.е. даже без рассмотрения состава этого минимального набора продуктов питания (который в разных странах отличается, и точно также является пространством для манипуляций), мы можем оценить уровень бедности в Беларуси по методологии других странах. Используя методологию Бюро переписи населения США, мы пересчитываем бюджет прожиточного минимума и получаем, например, в первом квартале 2023 г. вместо 341,48 BYN, установленных Правительством РБ, более высокое значение -- 560 BYN. Остается только оценить долю населения, доходы которого ниже этой черты. В связи с отсутствием опубликованного полного распределения населения по уровню доходов, определить точное значение является проблематичным, однако, имея ежеквартальные таблицы распределения среднедушевых располагаемых ресурсов по интервальным группам, и используя метод экстраполяции, можно вывести примерные значение. И получается, что по американским меркам бедности, каждый четвертый житель Беларуси — нищий, а уровень бедности выше официального показателя малообеспеченности примерно в 6 раз.
На написание этой заметки меня вдохновило недавнее видео «Простых числен» с Олегом Комоловым в главной роли.
В видео Комолов приходит к закономерному выводу о том, что манипуляции с методологией использует российский правящий класс для искусственного занижения уровня бедности. В частности, одну из методологических уловок он видит в том, что при определении бедности используются доходы, а не расходы населения. Это очень интересная тема, к которой, возможно, позже вернемся.
Еще одной уловкой является искусственное занижение границы бедности. В Беларуси официальная статистика понятие «бедность» не использует вовсе, заменяя его термином «малообеспеченность», хотя и выступает аналогом «бедности». Как оказалось, и в США, и в Беларуси (а до недавнего времени и в РФ), граница бедности привязана к стоимости минимального набора продуктов питания. Название показателя границы бедности может быть совершенно разным. Так в Беларуси это «бюджет прожиточного минимума», в России, Азербайджане и Казахастане - просто «прожиточный минимум», в США — «официальная мера бедности».
В РФ долгое время расчет прожиточного минимума регламентировался Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" от 3.12.2012 № 227-ФЗ. Изначально рассчитывалась стоимость фиксированного минимального набора продуктов питания, которая далее умножалась на 2, и таким образом получался «прожиточный минимум». Об этом, в частности, рассказывается в «Простых числах», однако, в 2021 г. методику формирования прожиточного минимума в РФ изменили. И просто взяли установили в в размере 44,2 процента от величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с поправкой на инфляцию. Преподносилось это как «революция» —переход с якобы устаревшей американской системы на прогрессивную европейскую. Однако значение 44,2% было выбрано специально, чтобы абсолютное значение прожиточного минимума осталось прежним — если в конце 2020 г. он составлял 11 329 руб. в месяц, то после реформы составил 11 653 руб.
В США граница бедности рассчитывалась аналогично российскому показателю, до его изменения, стоимость минимального набора продуктов питания умножается не на 2, а на 3. В Беларуси же она умножается на 1,83. Только стоит понимать, что минимальный набор продуктов в странах разных, и его тоже неплохо сравнить, но это тема для отдельного разговора, но для понимая насколько могут разниться наборы: в минимальном наборе продуктов для трудоспособного мужчины от Правительства РФ присутствует баранина и 150 кг картофеля, а в минимальном наборе продуктов для трудоспособного мужчины от Правительства РБ баранины нет и в помине, а картофеля всего 123 кг.
Хотя если вы начнете гуглить, то можете, вероятно найти утверждения, вплоть до Белты, что доля стоимости минимального набора продуктов питания в БПМ составляет всего 17%, а доля непродовольственной части составляет аж 83%, из чего любой знакомый с арифметикой может сделать вывод, что стоимость минимального набора продуктов питания умножается якобы на 5,8.
На самом деле это неправда, в чем легко убедится, открыв соответствующие нормативные акты, ибо фиксированная доля в размере 83 процентов от стоимости минимального набора продуктов питания, а не от общего объема БПМ. Т.е. на самом деле доля непродовольственных товаров и услуг в БПМ составляет не 83%, а 45% (100+85=185; 83/183*100=45). Т.е. стоимость минимального набора продуктов питания умножается на 1,83. А до 2021 г. доля непродовольственной части была и еще меньше — всего 77% от стоимости минимального набора продуктов питания, т.е. стоимость минимального набора продуктов питания умножалась на 1,77.
Минимальный набор продуктов питания является фиксированный и определен в Приложению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 09.11.2021 N 637. Ради интереса, используя средние цены от Белстата производим самостоятельный расчет стоимости минимального набора продуктов питания.
Расчетное среднеарифметическое значение стоимости минимального набора продуктов для трудоспособного населения получается ок. 210 руб. Умножаем на 1,83 и получаем 384 руб. Сравниваем с официальным БПМ и находим, что наш неточный расчет в целом подтверждает официальный БПМ. Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 20 апреля 2023 г. № 12 установлены новые размеры бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения на период с 1 мая по 31 июля 2023 г. в размере 352,13 руб. в среднем на душу населения, а трудоспособному населению – 389,53 руб. на душу. Так что в случае БМП и стоимости минимального набора продуктов никакого подлога мы не нашли, поэтому будем использовать официальный БПМ для обратного расчета стоимости минимального набора продуктов.
В качестве официального определения бедности в США была принята формулировка М. Оршански 1963 г., используемая и в настоящее время. В соответствии с его подходом черта бедности или минимальный доход семьи устанавливались на уровне троекратной стоимости продуктов питания, согласно принятым на 1955 год рационам для домашних хозяйств определенного состава и размера.
Данная методика в неизменном виде существует до сих пор и используется Бюро переписи с 1963 г. для расчета показателя официальная мера бедности (Official Poverty Measure — OPM), который как и бюджет прожиточного минимума состоит из двух частей: минимального набора продуктов питания и непродовольственной части, равной 200% стоимости минимального набора продуктов питания. В США рассчитываются и другие показатели бедности, например, Supplemental Poverty Measure (SPM), используемый в статистических целях, poverty guidelines от Department of Health and Human Services, используемые в административных целях и т.д., но в данном случае они на не интересуют.
Благодаря схожести методологии, мы можем легко пересчитать БПМ в Official Poverty Measure. Берем официальный БПМ за соответствующий период, рассчитываем стоимость минимального набора продуктов питания из расчета того, что его доля в БМП составляет 56,5% до 2021 г. и 54,6% после 2021 г. После чего умножаем его на 3 и получаем размер Official Poverty Measure для Беларуси. И заметьте, мы не берем никаких абсолютных значений из США в долларах, не пытаемся их перевести по паритету покупательной способности или еще что-нибудь, мы берем исключительно автохтонные данные: данные Белстата и Министерства труда и социальной защиты, и на их основе получаем значения.
Для расчета используем ежеквартальные таблицы распределения среднедушевых располагаемых ресурсов по интервальным группам, данные из которых я для свел в таблицу.
Для удобства переводим таблицу в суммарный вид и определяем ближайшее пороговое значение, после чего проводим экстраполяцию. Например, Official Poverty Measure для 1 квартала 2017 г. получился равен 305 руб. По таблице распределения находим, что 33,5% населения имели располагаемые ресурсы меньше 300 руб., путем экстраполяции определяем, что при увеличении значения на 5 руб., необходимо к 33,5% прибавить 1,53%, что в итоге дает 35%.
В итоге получаем следующий динамический ряд:
Оценки примерные и неточные, да и к тому без оценки по основным социально-демографическим группам, но тем не менее, позволяющие сделать оправленные выводы. Что мы видим? А видим мы, что картина уровня бедности сильно зависит от того, что мы берем в качестве границы бедности.