Найти тему
Савецкая Беларусь

Уровень бедности в Беларуси по методологии Бюро переписи США

Сколько нищих в Беларуси? 4% или каждый 4-ый?

Предметом гордости белорусских буржуазных пропагандистов является "исторически низкий" уровень бедности в Беларуси — результат "социально-ориентированной экономики" и мудрого руководства. Ведь и правда, если вы погуглите, то найдете в новостях, что в 2021 г. уровень бедности в Беларуси составил всего 4,1% или 370 тыс. чел., в то время как в США, например, уровень бедности в том же году составлял 11,6% населения или 37,9 млн. чел.

Но если вы начнете внимательно изучать, то обнаружите, что в белорусской официальной статистике даже такого понятие как "бедность" нет. Так что рассмотрим бедность в Беларуси подробнее.

Но посмотрел я тут недавно видео Комолова, где он разбирает методологию подсчета бедности в РФ. И приходит к закономерному выводу о том, что манипуляции с методологией использует российский правящий класс для искусственного занижения уровня бедности. В частности, одну из методологических уловок он видит в том, что при определении бедности используются доходы, а не расходы населения. Еще одной уловкой является искусственное занижение границы бедности. Как оказалось, и в США,  и в Беларуси (а до недавнего времени и в РФ), граница бедности привязана к стоимости минимального набора продуктов питания. И если в США граница бедности установлена в 300% от стоимости минимального набора продуктов питания, то в РФ — всего в 200%, а в Беларуси и того меньше — в 183%. Т.е. даже без рассмотрения состава этого минимального набора продуктов питания (который в разных странах отличается, и точно также является пространством для манипуляций), мы можем оценить уровень бедности в Беларуси по методологии других странах. Используя методологию Бюро переписи населения США, мы пересчитываем бюджет прожиточного минимума и получаем, например, в первом квартале 2023 г. вместо 341,48 BYN, установленных Правительством РБ, более высокое значение -- 560 BYN. Остается только оценить долю населения, доходы которого ниже этой черты. В связи с отсутствием опубликованного полного распределения населения по уровню доходов, определить точное значение является проблематичным, однако, имея ежеквартальные таблицы распределения среднедушевых располагаемых ресурсов по интервальным группам, и используя метод экстраполяции, можно вывести примерные значение. И получается, что по американским меркам бедности, каждый четвертый житель Беларуси — нищий, а уровень бедности выше официального показателя малообеспеченности примерно в 6 раз.

На написание этой заметки меня вдохновило недавнее видео «Простых числен» с Олегом Комоловым в главной роли.

В видео Комолов приходит к закономерному выводу о том, что манипуляции с методологией использует российский правящий класс для искусственного занижения уровня бедности. В частности, одну из методологических уловок он видит в том, что при определении бедности используются доходы, а не расходы населения. Это очень интересная тема, к которой, возможно, позже вернемся.

Еще одной уловкой является искусственное занижение границы бедности. В Беларуси официальная статистика понятие «бедность» не использует вовсе, заменяя его термином «малообеспеченность», хотя и выступает аналогом «бедности». Как оказалось, и в США, и в Беларуси (а до недавнего времени и в РФ), граница бедности привязана к стоимости минимального набора продуктов питания. Название показателя границы бедности может быть совершенно разным. Так в Беларуси это «бюджет прожиточного минимума», в России, Азербайджане и Казахастане - просто «прожиточный минимум», в США — «официальная мера бедности».

В РФ долгое время расчет прожиточного минимума регламентировался Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" от 3.12.2012 № 227-ФЗ. Изначально рассчитывалась стоимость фиксированного минимального набора продуктов питания, которая далее умножалась на 2, и таким образом получался «прожиточный минимум». Об этом, в частности, рассказывается в «Простых числах», однако, в 2021 г. методику формирования прожиточного минимума в РФ изменили. И просто взяли установили в в размере 44,2 процента от величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с поправкой на инфляцию. Преподносилось это как «революция» —переход с якобы устаревшей американской системы на прогрессивную европейскую. Однако значение 44,2% было выбрано специально, чтобы абсолютное значение прожиточного минимума осталось прежним — если в конце 2020 г. он составлял 11 329 руб. в месяц, то после реформы составил 11 653 руб.

В США граница бедности рассчитывалась аналогично российскому показателю, до его изменения, стоимость минимального набора продуктов питания умножается не на 2, а на 3. В Беларуси же она умножается на 1,83. Только стоит понимать, что минимальный набор продуктов в странах разных, и его тоже неплохо сравнить, но это тема для отдельного разговора, но для понимая насколько могут разниться наборы: в минимальном наборе продуктов для трудоспособного мужчины от Правительства РФ присутствует баранина и 150 кг картофеля, а в минимальном наборе продуктов для трудоспособного мужчины от Правительства РБ баранины нет и в помине, а картофеля всего 123 кг.

Хотя если вы начнете гуглить, то можете, вероятно найти утверждения, вплоть до Белты, что доля стоимости минимального набора продуктов питания в БПМ составляет всего 17%, а доля непродовольственной части составляет аж 83%, из чего любой знакомый с арифметикой может сделать вывод, что стоимость минимального набора продуктов питания умножается якобы на 5,8.

-2

На самом деле это неправда, в чем легко убедится, открыв соответствующие нормативные акты, ибо фиксированная доля в размере 83 процентов от стоимости минимального набора продуктов питания, а не от общего объема БПМ. Т.е. на самом деле доля непродовольственных товаров и услуг в БПМ составляет не 83%, а 45% (100+85=185; 83/183*100=45). Т.е. стоимость минимального набора продуктов питания умножается на 1,83. А до 2021 г. доля непродовольственной части была и еще меньше — всего 77% от стоимости минимального набора продуктов питания, т.е. стоимость минимального набора продуктов питания умножалась на 1,77.

-3

Минимальный набор продуктов питания является фиксированный и определен в Приложению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 09.11.2021 N 637. Ради интереса, используя средние цены от Белстата производим самостоятельный расчет стоимости минимального набора продуктов питания.

-4

Расчетное среднеарифметическое значение стоимости минимального набора продуктов для трудоспособного населения получается ок. 210 руб. Умножаем на 1,83 и получаем 384 руб. Сравниваем с официальным БПМ и находим, что наш неточный расчет в целом подтверждает официальный БПМ. Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 20 апреля 2023 г. № 12 установлены новые размеры бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения на период с 1 мая по 31 июля 2023 г. в размере 352,13 руб. в среднем на душу населения, а трудоспособному населению – 389,53 руб. на душу. Так что в случае БМП и стоимости минимального набора продуктов никакого подлога мы не нашли, поэтому будем использовать официальный БПМ для обратного расчета стоимости минимального набора продуктов.

В качестве официального определения бедности в США была принята формулировка М. Оршански 1963 г., используемая и в настоящее время. В соответствии с его подходом черта бедности или минимальный доход семьи устанавливались на уровне троекратной стоимости продуктов питания, согласно принятым на 1955 год рационам для домашних хозяйств определенного состава и размера.

Данная методика в неизменном виде существует до сих пор и используется Бюро переписи с 1963 г. для расчета показателя официальная мера бедности (Official Poverty Measure — OPM), который как и бюджет прожиточного минимума состоит из двух частей: минимального набора продуктов питания и непродовольственной части, равной 200% стоимости минимального набора продуктов питания. В США рассчитываются и другие показатели бедности, например, Supplemental Poverty Measure (SPM), используемый в статистических целях, poverty guidelines от Department of Health and Human Services, используемые в административных целях и т.д., но в данном случае они на не интересуют.

-5

Благодаря схожести методологии, мы можем легко пересчитать БПМ в Official Poverty Measure. Берем официальный БПМ за соответствующий период, рассчитываем стоимость минимального набора продуктов питания из расчета того, что его доля в БМП составляет 56,5% до 2021 г. и 54,6% после 2021 г. После чего умножаем его на 3 и получаем размер Official Poverty Measure для Беларуси. И заметьте, мы не берем никаких абсолютных значений из США в долларах, не пытаемся их перевести по паритету покупательной способности или еще что-нибудь, мы берем исключительно автохтонные данные: данные Белстата и Министерства труда и социальной защиты, и на их основе получаем значения.

Для расчета используем ежеквартальные таблицы распределения среднедушевых располагаемых ресурсов по интервальным группам, данные из которых я для свел в таблицу.

-6

Для удобства переводим таблицу в суммарный вид и определяем ближайшее пороговое значение, после чего проводим экстраполяцию. Например, Official Poverty Measure для 1 квартала 2017 г. получился равен 305 руб. По таблице распределения находим, что 33,5% населения имели располагаемые ресурсы меньше 300 руб., путем экстраполяции определяем, что при увеличении значения на 5 руб., необходимо к 33,5% прибавить 1,53%, что в итоге дает 35%.

-7

В итоге получаем следующий динамический ряд:

-8

Оценки примерные и неточные, да и к тому без оценки по основным социально-демографическим группам, но тем не менее, позволяющие сделать оправленные выводы. Что мы видим? А видим мы, что картина уровня бедности сильно зависит от того, что мы берем в качестве границы бедности.