Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Кто виноват в гибели советского детского кинематографа: Ролан Быков нашел виновного, но был ли прав режиссер

«Почему в Советском Союзе перестали снимать качественное детское кино?». Именно такой вопрос стоял на повестке дня совместного заседания депутатов Верховного Совета СССР, руководства Госкино СССР и Союза кинематографистов СССР в мае 1987 года. Главный докладчик – Ролан Быков.

Ролан Быков в пионерлагере имени Олега Кошевого (Евпатория), 1982 г. Общественное достояние
Ролан Быков в пионерлагере имени Олега Кошевого (Евпатория), 1982 г. Общественное достояние

Проблемы с производством фильмов для детей и юношества стали актуальны еще в начале 80-х гг. И связаны они были исключительно с экономическими причинами. Снимать детское кино было невыгодно даже в СССР.

При одинаковых затратах на производство полнометражного фильма про школьников и, например, мелодрамы или комедии для взрослого зрителя, окупаемость картин изначально была в неравных условиях.

На детские ленты отводилось меньшее количество сеансов в кинотеатрах (в основном утром), а стоимость билета была ниже, чем на «взрослый фильм». Мало сеансов, значит мало копий – детские картины проходили по низшим прокатным категориям, отчего снижалась оплата создателей кинокартин.

Снимать крупнобюджетные проекты для детской аудитории – фантастику, приключения и особенно киносказки, просто невыгодно для студий, каждая из которых должна приносить и финансовый результат.

Кадр из фильма «Новые приключения капитана Врунгеля»
Кадр из фильма «Новые приключения капитана Врунгеля»

Особенно на совещании от советских депутатов и чиновников досталось Центральной киностудии детских и юношески фильмов имени М. Горького. Ее руководство Ролан Быков и другие выступавшие прямо обвинили, что ради денег они похоронили детский кинематограф.

Руководителя Киностудии имени Горького Евгения Котова по итогам совещания сняли, в лучших советских традициях назначив его главным виновником развала и даже гибели советского детского кинематографа. При этом данный руководитель создал конвейер, который приносил государству десятки и сотни миллионов рублей ежегодно.

Вот, например, 10 самых кассовых лент студии, снятых при Котове (1978-1987) – в скобках указан год проката и количество зрителей:

1. «Пираты XX века» (1980, 87,6 млн.);

2. «Петровка, 38» (1980, 53,4 млн.);

3. «Сыщик» (1980, 43,6 млн.);

4. «Баламут» (1979, 39,4 млн.);

5. «Вооружен и очень опасен» (1978, 39,2 млн.);

6. «Женатый холостяк» (1983, 35,6 млн.);

7. «Не могу сказать «Прощай» (1982, 34,6 млн.);

8. «Огарева, 6» (1981, 33,4 млн.);

9. «Похищение «Савойи» (1979, 32,8 млн.);

10. «Карнавал» (1982, 30,4 млн.).

Кадр из фильма «Пираты XX века»
Кадр из фильма «Пираты XX века»

С точки зрения финансового результата, Евгений Котов был эффективным управленцем советского времени, но никто этого не оценил. Он выделял деньги на съемки взрослых фильмов, потому что их смотрели.

А где детские и юношеские фильмы? Только на 36-м месте лента «Новые приключения капитана Врунгеля» (1979, 19,4 млн.). Также в это время на Киностудии имени Горького для юных зрителей были сняты:

«Шла собака по роялю» (1979, 15,8 млн.),

кинобылина «Василий Буслаев» (1983, 15,1 млн.),

сказка «После дождичка в четверг» (1986, 12, 6 млн.),

«Карантин» (1983, 11, 4 млн.),

сказки «Подарок черного колдуна» (1979, 9,1 млн.), «Ученик лекаря» (1984, 9,0 млн.), «На златом крыльце сидели» (1987, 8,6 млн.),

подростковая драма «Чужая компания» (1980, 8,0 млн.),

фильм о животных «Егорка» (1984, 6,9 млн.),

странная сказка «Ледяная внучка» (1981, 6,7 млн.),

Кадр из фильма «Ледяная внучка»
Кадр из фильма «Ледяная внучка»

не менее странный эксцентричный фильм «Руки вверх» (1981, 6,5 млн.),

историко-революционный «Циркачонок» (1980, 6,0 млн.),

фильм для малышей «Утро без отметок» (1984, 5,9 млн.),

еще одна драма про старшеклассников «Пощечина, которой не было» (1987, 5,8 млн.),

школьная драма с юным Михаилом Ефремовым «Когда я стану великаном» (1979, 5,5 млн.) и т.д.

Как видим детское кино снимали, вот только смотреть его никто не хотел.

Участники совещание пришли к очевидным выводам:

Детское кино нерентабельно для государства, коммерчески невыгодно для студий, для его создателей и для кинотеатров. Зачем планировать, выпускать дорогостоящий и малоокупаемый детский фильм, если на те же средства модно выпустить выгодный «взрослый».

На «Мосфильме» Ролан Быков снял новаторскую школьную драму «Чучело» (1983), которую посмотрели 23,7 млн. чел. Кадр из фильма
На «Мосфильме» Ролан Быков снял новаторскую школьную драму «Чучело» (1983), которую посмотрели 23,7 млн. чел. Кадр из фильма

При этом никто на очередной бессмысленной «говорильне» не ответил на главный вопрос – где брать средства на съемки детского кино, тем более в условиях объявленного Горбачевым перехода на хозрасчет.

В качестве примера привели такой расчет, чтобы снять киносказку уровня Птушко или Роу, только на организацию съемочного процесса и визуальные эффекты (или как у нас их называли – комбинированные съемки) по ценам 1987 года потребуется 1 млн. 200 тыс. руб.

Билет на детский сеанс стоил 10 коп. Но даже 12 млн. юных зрителей не отобьют финансовые затраты, потому что кинотеатры тоже должны получить доход. А советские детские фильмы, которые в кинотеатрах в 70-80-ее гг. посмотрели больше 10 млн. человек можно пересчитать по пальцам.

Кадр из фильма «Когда я стану великаном»
Кадр из фильма «Когда я стану великаном»

Оставалась только одна надежда – целевое государственное финансирование. В ущерб заработка. Но Советский Союз середины 80-х на подобное пойти не мог – денег в стране не хватало, ни на что…